Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Правовое регулирование рыночных отношений"
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики "Чебоксарский профессиональный колледж им. Н.В. Никольского" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Правовое регулирование рыночных отношений"
Ильина Елена Максимовна
преподаватель
1. Пояснительная записка
В настоящее время российская система дополнительного образования представляет собой «инновационную площадку для отработки образовательных моделей и технологий будущего». В связи с чем, важным является, обновление и совершенствование программно-методической основы в сфере дополнительного образования. Особую актуальность приобретает в этой связи разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
В связи с переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое и правовое воспитание и образование приобретает особое значение, появляется необходимость в получении экономических и правовых знаний, что позволит формировать и экономический и правовой кругозор и осваивать экономические и правовые представления и понятия, умения и использовать полученные знания на практике. Формирование нового мышления способствует появлению предприимчивости, инициативности и желания использовать свои знания и возможности в экономической деятельности.
Программа учитывает и современные вызовы и реалии и рассчитана на дистанционное проведение занятий.
Новизна программы заключается в том, что в программе объединяются два аспекта, экономический и правовой. Знания данной программы полезны как для представителей экономических профессий, так и тех, которые связаны с юриспруденцией.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки обучающихся к рыночным отношениям, формированием правильной ориентации в происходящих экономических и правовых явлениях.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что формирование экономического и правового сознания обучающихся приближает к реальной жизни, дает возможность вести предпринимательскую и иную экономическую деятельность в установленных нормативных рамках.
1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цели:
1. Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей знаниями в области рыночных отношений.
2. Практическое применение правовых и экономических знаний.
3. Реализация личных интересов через обучение.
Задачи:
Воспитательные задачи
1. Воспитывать уважительное отношение к закону, правам и свободам других людей, бережного отношения ко всем формам собственности.
2. Воспитывать активную жизненную позицию, интерес к любым видам деятельности.
Развивающие задачи
1. Формирование основных понятий рыночного регулирования.
2. Способствовать
3. Развивать логическое мышление, инициативность.
Коррекционные задачи
1. Формирование умения применять юридические и экономические знания в конкретных условиях.
2. Способствовать формированию активной позиции в отстаивании своих интересов на основании законов.
Контингент учащихся:
1. Возраст – студенты старших курсов.
2. Программа адресована для студентов по направлению подготовки по предмету Основы рыночных отношений
2. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 3 месяца обучения. Реализуется с 2018 года.
Результат – Программа освоена слушателями, в количестве 93 чел.
3. Формы и режим занятий
Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуально-групповые, с применением системы Zoom при необходимости.
Режим занятий: Занятия проводятся два академических часа в неделю в течении 3-х месяцев.
4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Будут знать:
1. Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
2. Правоотношения в процессе профессиональной деятельности.
Будут уметь:
1. Получит навыки использования необходимых нормативно-правовых документов в конкретных ситуациях.
2.Будет стремиться защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным, трудовым и административным законодательством.
3.Будет сформирован навык анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения
У них будут развиты:
1. Понятийный аппарат
2. Будет развита устойчивая потребность к самообразованию
3. Будут развиты творческие способности
4. Активная жизненная позиция.
5. Способы определения результативности
– Педагогическое наблюдение.
– Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий.
6. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- выполнение контрольных тестов
- решение задач
- опрос
7. Выдаваемый документ
Без документа
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
|
|
В том числе:
|
Форма текущего
контроля
|
||||
|
|
|
|
Практические
занятия
|
Самостоятельная
|
Занятия с применением ДОТ
|
||
№ пп
|
Наименование модулей
|
Всего, час.
|
Лекции
|
|||||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||||
1.
|
Раздел 1. Рыночные отношения как обьект правового регулирования
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Рыночные отношения. Понятие. Характер регулирования
|
3
|
3
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2.Типы и методы правового регулирования рыночных отношений
|
3
|
3
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Экономические споры и порядок их разрешения
|
3
|
|
|
|
3
|
|
|
2.
|
Раздел 2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1.Предпринимательская деятельность и наемный труд, как основа рыночных отношений
|
3
|
3
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Порядок, особенности регулирования деятельности предпринимателя
|
2
|
2
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Порядок, особенности регулирования деятельности наемного работника
|
2
|
2
|
|
|
|
|
|
3.
|
Раздел 3 Специфические принципы регулирования рыночных отношений
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Закон о правах потребителя и антимонопольное регулирование
|
4
|
|
|
1
|
3
|
|
|
|
Тема 2. Гражданско-правовой договор, как составляющая рыночных отношений. Отдельные виды гражданско-правовых договоров.
|
4
|
|
|
|
3
|
1
|
|
4
|
Раздел 4. Правовое регулирование отдельных сегментов рынка
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Информационная безопасность. Антивирусные программы, лучшие на рынке
|
4
|
|
|
|
4
|
|
|
|
Тема 2. Правовое регулирование туристической деятельности в РФ
|
4
|
4
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Нарушения закона о рекламе
|
4
|
|
2
|
|
2
|
|
|
Итого
|
36
|
17
|
2
|
1
|
15
|
1
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1.Календарный учебный график
2.2. Содержание программы
Наименование модуля, разделов и тем
|
Содержание обучения, а также наименование и тематика практических занятий (семинаров, мастер-классов, творческих лабораторий), самостоятельной работы, используемых
образовательных технологий и рекомендуемых методических материалов, Интернет-ресурсов
|
Раздел 1. Рыночные отношения как объект правового регулирования
|
|
Тема 1. Рыночные отношения. Понятие. Характер регулирования
|
Понятие экономической системы. Виды. Понятие рыночной экономики. Признаки рынка. Спрос и предложение. Факторы формирования спроса и предложения. Плюсы и минусы рыночной экономики. Нормативная база регулирования рыночных отношений.
|
Тема 2. Типы и методы правового регулирования рыночных отношений
|
Общая характеристика правовых средств регулирования рыночных отношений. Принципы права как средства регулирования рыночных отношений. Типы и методы правового регулирования.
|
Тема 3 Экономические споры и порядок их разрешения
|
Понятие экономических споров. Классификация экономических споров. Порядок разрешения экономических споров.
|
Используемые образовательные технологии
|
http://moodle.chmtt.info/course/view.php?id=37 Zoom, презентации, лекции, работа с первоисточниками
|
Раздел 2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
|
|
Тема 1. Предпринимательская деятельность и наемный труд, как основа рыночных отношений
|
Понятие предпринимательской деятельности. Признаки. Виды предпринимательской деятельности в РФ. Принципы российского предпринимательства. Субьекты и обьекты предпринимательской деятельности в РФ. Понятие наемного труда. Признаки.
|
Тема 2. Порядок, особенности регулирования деятельности предпринимателя
|
Место предпринимательства в правовой системе РФ. Отрасли регулирования деятельности предпринимателя. Особенности регулирования.
|
Тема 3. Порядок, особенности регулирования деятельности наемного работника
|
Особенности регулирования труда женщин, инвалидов, несовершеннолетних, работников, работающих у предпринимателей - физических лиц и т.д.
|
Используемые образовательные технологии
|
http://moodle.chmtt.info/course/view.php?id=37 , презентации, работа с первоисточником
|
Раздел 3 Специфические принципы регулирования рыночных отношений
|
|
Тема 1. Закон о правах потребителя и антимонопольное регулирование
|
Понятие потребителя, его права. Способы и методы защиты прав потребителя. Закон о правах потребителя и его основные положения.
|
Тема 2. Гражданско-правовой договор, как составляющая рыночных отношений
|
Понятие гражданско-правового договора. Виды. Формы заключения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
|
Используемые образовательные технологии
|
http://moodle.chmtt.info/course/view.php?id=37, Zoom, презентации, лекции, работа с первоисточником
|
Самостоятельная работа
Закон о правах потребителя
|
Изучить основные положения Закона о правах потребителя
|
Раздел 4. Правовое регулирование отдельных сегментов рынка
|
|
Тема 1. Информационная безопасность. Антивирусные программы, лучшие на рынке
|
Понятие информационной безопасности рынка. Основные положения регулирования. Антивирусные программы. Сравнительный анализ
|
Тема 2. Правовое регулирование туристической деятельности в РФ
|
Понятие туристической деятельности. Основные положения закона о предоставлении туристических услуг. Нарушения в сфере оказания туристических услуг.
|
Тема 3. Нарушения закона о рекламе
|
Закон о рекламе и его основные положения. Нарушения в сфере рекламной деятельности.
|
Используемые образовательные технологии
|
http://moodle.chmtt.info/course/view.php?id=37, Zoom, презентации, работа с первоисточником
|
Промежуточный контроль
|
Контрольное тестирование
|
2.3. Материально-технические условия реализации программы
Вид занятий
|
Наименование
специализированных учебных помещений
|
Наименование оборудования, учебно-материальных, наглядных пособий,
программного обеспечения
|
Лекции
|
Кабинет 302
|
Парты, стулья, доска, ноутбук, проектор, экран
|
Дистанционно
|
Zoom
|
Ноутбук, проектор
|
2.4. Состав преподавателей, участвующих в реализации программы
№
|
ФИО
|
Место работы, должность, ученое звание
|
Реализуемые модули (разработанные контрольные и методичские материалы)
|
1.
|
Ильина Елена Максимовна
|
ГАПОУ ЧР ЧПК им. Н.В. Никольского, преподав.
|
Раздел 1-4
|