Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности "Летний театр"

МБУДО "ЦРТДИЮ" г. Березовский

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественной направленности "Летний театр"

 

Максимова Елена Юрьевна

педагог д\о

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа по театральному  искусству «Летний театр» рассчитана на обучение детей в летний период в возрасте от 7 до 13 лет.  Программа модифицирована и составлена на основе многолетнего личного опыта работы в системе дополнительного образования детей,  с использованием материалов дополнительной общеразвивающей программы по театральному  искусству  «Театр и дети» .  
          Данная программа специально разработана для занятий в летний период в театральной студии и ориентирована на личность и её саморазвитие. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для их творческого, физического потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщение к ценностям культуры, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сфера деятельности.
 Новизна программы.   Всем известно, что театр - коллективное искусство.  Для того, чтобы  летнее время стало полноценной социально педагогической деятельностью, необходимо как можно больше вовлекать ребят в театральное творчество. Занятия в театральной студии  дают возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, учат ребят  быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. А занятия в летний период – это свобода, в выборе занятий, время игр, развлечений, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения ребят. Поэтому программа построена с учетом активного отдыха, творческой и досуговой деятельности.
Актуальность программы.  В течение всего учебного года, перегрузки  учащихся, конфликты приводят  к нервному истощению, усталости, которые постепенно накапливаются, они  постепенно выводят из строя, выбивают из нормального жизненного ритма, за который необходимо восстановиться . В настоящее время все труднее становится приобщать детей к активному отдыху летом. Телевидение,  компьютерные игры, видео, интернет – все это способствует разобщению,  замкнутости, агрессивности, нетерпимости. Неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства. Работа театральной  студии в летний период будет способствовать нравственному воспитанию, развивать творческий потенциал, совершенствовать личностные возможности, приобщать к ценностям культуры, укреплять   систему социальных связей.
Цель:  продолжение  обучения учащихся средствами театральной деятельности в летний период, опираясь на основную программу.
 Задачи:
- закрепить  основы  театральных дисциплин применяя их на практике летних занятий ;
-создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала учащегося;
-  совершенствовать организацию досуговой деятельности учащихся, через театрализацию, организацию подвижных игр, познавательных мероприятий.
 
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации; принцип самоценности личности; принцип увлекательности;
принцип креативности.
Личностно-ориентированный,  интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:
-  дифференцированный подбор  основных средств  обучения и воспитания;
-  демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.
 
Возраст воспитанников и срок реализации программы. Программа является краткосрочной рассчитана на 1 месяц обучения для ребят 7- 13 лет. Учащимися программы в основном являются учащиеся  театральной студии, которые занимаются  в течении учебного года, а также могут прийти вновь набранные ребята которые хотят познакомиться с театральным творчеством.
 
Режим и формы занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность - 3 часа. Занятия в студии проводятся со всеми детьми без какого-либо отбора или конкурса. Количество воспитанников в группе 8-10 человек.
Занятия театрального коллективного творчества в летний период могут проводиться в регулярно проветриваемом зале со свободным центром, так и на улице в теплую погоду. Одежда - спортивная, удобная.
Основной язык театрального искусства - действие, основ­ные видовые признаки - диалог и игра, поэтому основная форма занятий - игра; это ведущий тип дея­тельности подростков. Она знакома им, близка, учащиеся чув­ствуют себя в состоянии игры комфортно. Игровое начало - основа всех упражнений и заданий для воспитанников объединения. В среднем школьном возрас­те необходимо практически все преподносить как забав­ную, увлекательную игру. Это снижает утомляемость, уве­личивает объем и улучшает качество преподносимого ма­териала. Кроме того, игра дает выход избыточной энергии и помогает подросткам реализовать инстинкт подражания. Она полезна для тренировки навыков, необходимых в серьез­ных делах, и предоставляет возможность удовлетворить потребность в отдыхе и разрядке. Через игру реализуется стремление к соперничеству и главенству, «компенсируют­ся» вредные побуждения и невыполнимые в реальной жизни желания. Другими словами, учащиеся испытывают потребность в игре, и имен­но в игре формируются их эстетические запросы.
         Занятия проводятся по группам  и индивидуально. Обязательным условием реализации программы является коллективная импровизация, для некоторых занятий  удобны формы бесед, викторин, конкурсов, дискуссий с использованием мультимедийных технических средств. Предполагаются экскурсии в музей, кинотеатр, игры соревнования на свежем воздухе.
 
Основные формы организации деятельности детей:    
  • Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом. 
 · Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводятся и в конце занятия.
 · Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим миром, приобщения к культурным ценностям.
 · Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала. · Театрализованная постановка  – может проводиться в виде инсценировок сказок или постановки этюдов с целью проверки  самостоятельного творчества
 · Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций учащихся. 
 А так же другие формы: творческие конкурсы, концерты, творческие игры, выступления, фестивали, творческие встречи сказки, конкурсы, эксперименты, ярмарки.  
Ожидаемые результаты реализации программы:
-Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, расширение кругозора, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самотворчества.
-Получение  умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой , социальной активности.
-Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
-Укрепление связей внутри разновозрастного коллектива.
-Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Оценка результатов
Предполагается поэтапное отслеживание эффективности педагогических воздействий. Прежде всего, в рамках занятий. Обязательны входное и итоговое анкетирования (см. в Приложениях):
На первом этапе  – это анкета, которую ребята заполняют в начале занятий: ожидания, готовность личного участия и т.д.
На втором этапе  – это анкета, которую заполняют учащиеся, оправдались ли ожидания участника  программы, личностного роста.
 
 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
 
Тема
Всего часов
Из них
теория
практика
1
Вводное занятие
3
1
2
2
Театральные игры
3
1
2
3
Коллективное творчество
 
3
1
2
4
Познавательный турнир «Умники и умницы»
3
2
1
5
В гостях у сказки
3
1
2
6
Внимание: «Конкурс чтецов»
3
1
2
7
Мир вокруг нас
 
3
1
2
8
Фестиваль творчества «Вот оно, какое наше лето!»
3
1
2
9
Итоговое занятие
3
1
2
 
Итого
27
10
17
 
 
 Содержание занятий
1.Вводное занятие.
Теория.Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Игры на знакомство.
2. Театральные игры.  
Теория Беседы с детьми по теме занятия.  Приобретать навыки и развивать умения действовать в коллективе. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность..Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе.
Практика. Контактные, сюжетно-ролевые игры. Игры - упражнения на развитие слухового, зрительного внимания, память, воображение.
3.Коллективное творчество.  Теория. Беседы с детьми по теме занятия.
Практика. Учащиеся самостоятельно сочиняют этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями.
4.Познавательный турнир «Умники и умницы»
Теория. Беседы с детьми по теме занятия.
Практика. Учащиеся готовятся и участвуют ответах заданиях по теме театр, и окружающий мир.
5.«В гостях у сказки».
Теория.  Беседы с детьми по теме занятия. Чтение, обсуждение сюжета сказок, характеристики героев.
Практика. Театрализованное представление по сказкам. Проигрывать фрагменты сказок, инсценировать отдельные эпизоды. Учимся взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражняемся   звукоподрожании.   Формируем интонационную  выразительность речи.
6.Внимание: «Конкурс чтецов»
Теория. Беседы с детьми по теме занятия.
Практика.  Готовим, разучиваем по заданной теме тексты и определяем лучших чтецов. Критерии оценки выразительность, четкость произношения, рисования картин в воображении, работа со зрителем, свобода движений.
7.Мир вокруг нас
Теория: Правила поведения в музее, в кинотеатре, на концертах. Обсуждение после просмотра .
Практика: Знакомство ребят с экспозициями в музее, с кино фильмами. Выезд (выход) в музей, в кинотеатр, на концерт.
8.Фестиваль творчества «Вот оно, какое наше лето!»
Теория.Беседы с детьми по теме занятия.
Практика. Подготовка и проведение творческих номеров сценических этюдов, танцевальных, песенных, чтецких ориентируемся на желания учащихся. Проведение фестиваля творчества.
 
9.Итоговое занятие
Теория.Беседы с детьми по теме занятия.
Практика. Проводится в форме праздника, с подведением итогов, заполнением анкет, вручением дипломов и чаепитием.
 
Приложение
Входная и итоговые Анкеты
 Дорогой друг!
Сегодня, ты пришел в « Летний театр». Чтобы занятия  оказались для тебя интересными и полезными, постарайся ответить честно на предложенные вопросы.
Напиши свои имя и фамилию _______________________________________________
Как тебе хочется, чтобы тебя называли в студии? ________________________________________________________________________
Чем ты увлекаешься? ________________________________________________________________________
Есть ли у тебя друзья в коллективе? ________________________________________________________________________
Чего ты ждешь от этих занятий? _______________________________________________________________________
Чему ты можешь научить ребят из своей студии? ________________________________________________________________________
Готов ли ты помогать другим ребятам из студии? ________________________________________________________________________
Бывал ли ты в театре? Если да, то на каком спектакле? ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________Интересных и деятельных занятий!
 
 
Дорогой друг!
Хоть это грустно, но наши занятия подошли к концу. Нам очень хочется узнать, как тебе понравилось  в  «Летнем театре»!
Напиши свои имя и фамилию _______________________________________________________________________
Удалось ли тебе подружиться с ребятами из студии? ________________________________________________________________________
Было ли тебе сложно или страшно общаться с ребятами? _______________________________________________________________________
Были ли люди (взрослые или дети), которые помогали тебе преодолевать их? ________________________________________________________________________
Какое событие из жизни студии тебе запомнилось больше всего? ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
 
Чему ты научился за эти занятия? ________________________________________________________________________
Кому бы ты хотел сказать «спасибо» ? ________________________________________________________________________
Что, по твоему мнению, нужно убрать из занятий? ________________________________________________________________________
Появилось ли у тебя желания прийти заниматься в студию на следующий учебный год (в сентябре)? ________________________________________________________________________
Спасибо за ответы!
 
 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
 
Методическая продукция, обеспечивающая эффективность образовательного процесса
Для педагога:
  1. Диагностический материал тесты и опросники
  2. Методические рекомендации по организации педагогического и воспитательного процесса
  3.  Тематическая подборка «Театральный словарь»
  4. Конспекты и наглядный материал открытых занятий
  5. План воспитательной работы на учебный год
  6. Тематическая подборка презентаций на тему «Театр»
  7. Тематическая подборка по теме «Сценическая речь»: рассказы, сказки, басни, стихи.
 
Для детей:
1.  Разработка картотеки театральных игр
2. Раздаточный материал: Карточки-задания  по темам сценическая речь, актерское мастерство
3. Сценарии творческих дел, праздников, концертов, музыкальных гостиных, воспитательных мероприятий
 
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
 
  1. Театральная студия или сценическая площадка.
  2. Световое оформление.
  3. Видеокамера (цифровая), Внешний жёсткий диск-накопитель
  4. Инвентарь для театра: ширма, маски, парики, грим, занавес, реквизит, декорации
  5. Гримировальные принадлежности.
  6. Аудиомагнитофон (или музыкальный центр), телевизор
  7. Компьютер персональный, внешний жёсткий диск-накопитель
 
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1. Ершов П.М. Искусство толкования: В двух частях/ Отв. ред. А.П. Ершова; науч. Ред-ры В.М. Букатов, А.Ю. Панфилов.- Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997. - Часть вторая: Режиссура как художественная критика. -608с.
2. Ершов П.М. Искусство толкования: В двух частях/Отв. Ред А.П. Ершова.-Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997. - Часть первая: Режиссура как практическая психология.- 352с.
3. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота - подросткам/ Ивантеевка, 1994. - 160 с.
4. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя/ Воронеж: Институт практической психологии, НПО МОДЭК, 1995. -266с.
5. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1 -11   классов:   Программа,   методические   рекомендации,   сборник упражнений/Сост. А.П. Ершова. - М.: НИИ художественного воспитания, 1990-73с.
6. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением: Роман/ 2-е изд.- М.: Дет. Лит., 1779.-176 с.
7. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве/ М.: Искусство, 1972. - 536 с.
8. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Собр. соч. в 8 т., т. 2 /М.:
1954-1961-424 с.
 
Для учащихся
1 Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота - подросткам/ Ивантеевка, 1994. - 160 с.
2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве/ М.: Искусство, 1972. - 536 с.
3 Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Собр. соч. в 8 т., т. 2 /М.:
1954-1961-424 с.
4.Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.:1986г.
 
Используемая в работе педагогом
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппиус З.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современные положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Паламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
 
Рекомендуемая для чтения детям
1. Белянская Л.Н. Хочу на сцену! - Донецк, 1997.
2. Ищук В.В., Нагибина М.Н. Народные праздники. - Ярос­лавль, 2000.
3. Казанский О.В. Игры в самих себя. - М., 1995.
4. Пикулева Н.К. Слово на ладошке. - М., 1997.
5. Раугул Е.П., Козырева М.А. Театр в чемодане. - СПб., 1998.
6. «Любимые страницы». - Смоленск, 1999.
7. «Напиток Карабаса Барабаса». - Йошкар-Ола, 1996.
8. «Я познаю мир». - М., 1999.
9. Смолина К.В. «Сто великих театров мира». - М., 2001.
10. Сухин И.А. Незнайка, Хоттабыч. - М., 1994.
11. Сыромятникова И.В.. Искусство грима. - М., 1992.
12. Тарабарина Т.А. 50 развивающих игр. - Ярославль, 1999.
13. Успенские В.А. Мифы древней Греции. - М., 1993.
14. Успенский Э.А. Школа клоунов. - М., 1996.
 
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ РОДИТЕЛЯМ
  1. Яблонькина Д.Н. «Психологические тесты для детей».
  2. Сидоркина О.В. «Мой маленький театр».
  3. Деревянкин Н.К. «Театр в школе».
  4. Звонарев К.А. «Я играю в театр».