Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Туризм в детском саду"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 19, г. Выкса, Нижегородская область

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Туризм в детском саду"

 

Солдатова Лилия Анатольевна

инструктор по физической культуре

 

 

Содержание
  1. Пояснительная записка
стр. 1
  1. Цели и задачи
стр. 5
  1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС.
стр. 6
  1. Учебный план
стр. 8
  1. Структура и содержание программы. Раздел 1 Планета Земля
стр. 9
  1. Раздел 2    Мир вокруг нас
стр. 11
  1. Раздел 3    Туристическая деятельность
стр. 14
  1. Раздел 4    Физическая  культура
стр. 16
  1.  
 
  1.  
 
  1.  
 
  1.  
 
  1.  
 
  1.  
 
  1.  
 
  1.  
 
 
Пояснительная записка.
 
          Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности детей. Познание мира ребенком осуществляется эмоционально-практическим путем, он пользуется различными предметами – и обследует их форму, цвет, величину, радуется ярким краскам природы – и начинает постигать многообразие природных объектов.
        Программа «Юные знатоки родного края» создавалась, как программа дополнительного образования и предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее  благоприятным для формирования эмоционально-положительного, осознанного отношения к окружающему миру.
        Туристcко - краеведческая деятельность дошкольников предполагает создание системы работы в ДОУ, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
        Дадим определения основным понятиям данной работы.
        Туризм (фр. прогулка, поездка) – путешествия по своей стране или другим странам, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами (Словарь иностранных слов. – М., 1989).
        Детский туризм – это, прежде всего, здоровье детей, их физическая закалка, двигательная активность, а также захватывающий вид активного отдыха.
        Краеведение – это живое познание окружающего мира, углубленное ознакомление с окружающей природой и социальной средой.
       Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) охватывает развитие ребенка в нескольких направлениях и предполагает изменение его физических, интеллектуальных и социальных качеств.
       Рассмотрим основные характеристики этих процессов, которые мы постарались учесть при создании программы «Юные знатоки родного края».
       Физическое развитие в дошкольный период определяется нормальными темпами роста ребенка, становлением его двигательной активности, выражающейся в приобретении  навыков координации движений тела, развитии мелкой моторики рук и мышц лица, укрепления  здоровья.
         В системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей, важное место  принадлежит  специальной физической подготовке, туристическим прогулкам, целевым экскурсиям. 
         Каждая туристическая прогулка ставит перед собой определенные цели. Это может быть ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, с памятниками искусства, архитектуры. Туристическая прогулка может преследовать экологические цели – ознакомление с природой, воспитание бережного  и заботливого отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Но не менее важной целью и задачей является оздоровление детей, так как от обычной прогулки или познавательной экскурсии за пределы детского сада туристическую прогулку отличает насыщенность двигательной деятельности. В природных условиях предоставляется великолепная возможность обогатить двигательный запас детей.  Пеньки, канавки, ручьи, бревнышки, деревья, а также природный материал стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях.  Игры на свежем воздухе помогают закаливанию детей, способствует физическому росту детей, укреплению здоровья. Туристическая прогулка в лес, в парк, на водоем – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности, возможность узнать много нового о живой и неживой природе.
Допустимая нагрузка детей дошкольного возраста.
 
 
Основные показатели
Туристическая деятельность детей
Начало туристической деятельность
Перед переходом в школу
Длительность, км
Продолжительность, в час.
Время непрерывного движения, мин.
Продолжительность промежуточного интервала, мин.
 
Вес рюкзака, кг
до 1,5
до 1,5
до 15
 
около 10
 
0,5
3,5 – 4,0
3,5
25
 
5  (иногда не проводится)
1,5
 
В процессе туристических прогулок, экскурсий расширяется кругозор детей, развиваются  психические процессы, воспитываются патриотические чувства и положительные черты характера.
           Интеллектуальное развитие дошкольника тесно сопряжено со становлением сложных, дифференцированных эмоциональных проявлений. В этот период важно развивать внимание ребенка, память, речь, мышление. Большое внимание в ТКД уделяется воспитанию ребенка в мире людей и предметов. В ходе познавательной деятельности происходит формирование начальной стадии интегрированного восприятия окружающей действительности, осмысление  причинно-следственных связей и взаимозависимостей явлений природы и общества. Определены задачи приобщения детей к важнейшим сферам жизни – социальному, предметному, природному миру, а также к осознанию себя и своих возможностей. Это понимание детьми жизненных потребностей всего живого, эмоциональных и физических состояний людей, способность к сопереживанию и проявлению активного, действенного участия к близким, сверстникам, другим людям, а также животным и растениям.     Изучение элементов спортивного ориентирования развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, память, мышление. Спортивное ориентирование может стать хорошим средством формирования ориентировки  в пространстве.  У детей формируются  следующие умения и знания:
  - двигаться по стрелкам и указателям с изображением определенного предмета
    или животного; 
  - двигаться по маршруту, отмеченному указателями определенного цвета;
  - двигаться двумя командами  по разным маршрутам;
  - найти по плану предмет в группе, отметенный условным знаком;
  - движение по маршруту, отмеченному на карте  и т.д.
Посредством ТКД у ребенка развивается система ценностей, среди которых главными являются «жизнь», «здоровье», «семья», «природа» и т.д.
           Социальное развитие дошкольника опирается на появление у него целого комплекса навыков и стремлений, определяющих умение общаться с окружающими. ТКД обеспечивает социальное формирование личности; ее эволюцию с учетом фактора развития; творческую организацию способностей, предусматривающее нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности.
        Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, доброжелательность.  На туристических прогулках дети знакомятся с историей родного края, приобщаются к удивительному миру природы.
       ТКД ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, содействует физическому развитию детей, закаливанию организма, формирует моральные качества – как личностные, так и коллективные, содействует трудовому, экономическому, эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию, приучает к самообслуживанию, развивает наблюдательность, вооружает детей знаниями валеологии, учит ориентироваться в окружающей природной и социальной среде.
        Туристcко-краеведческая деятельность обогащает педагогический процесс, делает его более разнообразным, так как его элементы органически переплетаются с другими видами деятельности детей, и позволяет комплексно решать воспитательные, оздоровительные, учебные задания, развивая ребенка в целом: интеллектуально, морально, физически, духовно.
     Таким образом, ТКД является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка.
 
Цели и задачи.
 
Цель программы: развитие познавательной активности детей,  формирование их физических качеств, двигательных навыков и умений,  укрепление здоровья.       Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
 Оздоровительные:
охрана и укрепление здоровья, закаливание организма детей  в реальных природных условиях;
способствовать физическому развитию: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;
формировать доступные представления о «здоровом образе жизни»;
обучать приемам личной гигиены и самоконтроля состояния своего здоровья.
Воспитательные:
формировать  умения и навыки  наблюдений за природными объектами и явлениями;
формировать  умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
воспитывать в детях доброе, заботливое отношение к природе, людям;
воспитывать чувство ответственности за свое поведение в мире природы;
воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, взаимопомощи в походах, на экскурсиях, на туристических прогулках;
 Образовательные:
развивать умение видеть и понимать красоту окружающего мира и места в нем человека;
формировать элементарные представления об основах безопасности жизнедеятельности;
формировать умение детей ориентироваться в природной  и социальной среде;
научить простейшим технологическим операциям в обращении с туристическим инвентарем;
развивать интеллект ребенка (речь, память, внимание, воображение, восприятие и др.);
способствовать физическому развитию ребенка, оздоровлению его
 
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС.
 
Физическое развитие.
- формирование опорно-двигательной системы организма;
- развитие психофизических качеств, силы, быстроты, ловкости, выносливости, целеустремленности, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- развитие потребности в ежедневной двигательной деятельности, овладение подвижными и элементами спортивных игр;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Речевое развитие.
- овладение речью, как средством общения;
- развитие умения выражать свои мысли, составлять рассказы, передавать свои впечатления;
- обогащение активного словаря: развитие связной; грамматически правильной диалогической и монологической речи,  развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной литературой, детской литературой, научной литературой.
Познавательное развитие.
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование представлений о себе, других людях, окружающих объектах, о малой родине и Отечестве, о ценностях и традициях своего народа, о планете Земля, о Солнце (солнечной системе), об особенностях природы, многообразии животного и растительного мира;
- формирование пространственных представлений детей при работе по схемам, картам, маршрутам;
- формирование знаний детей о географических картах (виды, масштаб, назначение и т. п.), о глобусе – модели земли;
- развитие внимания, памяти, мышления, интересов детей, любознательности, познавательной активности;
- формирование элементарных представлений о туризме, туристах.
Художественно-эстетическое развитие.
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- развитие эмоционально-положительного отношения к природе 9животные, насекомые, птицы, растения);
-развитие положительных эмоций у детей.
Социально-коммуникативное развитие.
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развитие отзывчивости, доброжелательности, сопереживания, ответственности, взаимовыручки, целеустремленности;
- формирование уважительного отношения, чувства любви к своей семье, к сообществу детей и взрослых, к Родине;
- формирование основ безопасности поведения в быту, социуме, природе;
- формирование навыков безопасного поведения во время туристических прогулок

Смотреть работу полностью