Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Туризм в детском саду"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 19, г. Выкса, Нижегородская область
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Туризм в детском саду"
Солдатова Лилия Анатольевна
инструктор по физической культуре
Содержание
|
стр. 1
|
|
стр. 5
|
|
стр. 6
|
|
стр. 8
|
|
стр. 9
|
|
стр. 11
|
|
стр. 14
|
|
стр. 16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности детей. Познание мира ребенком осуществляется эмоционально-практическим путем, он пользуется различными предметами – и обследует их форму, цвет, величину, радуется ярким краскам природы – и начинает постигать многообразие природных объектов.
Программа «Юные знатоки родного края» создавалась, как программа дополнительного образования и предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования эмоционально-положительного, осознанного отношения к окружающему миру.
Туристcко - краеведческая деятельность дошкольников предполагает создание системы работы в ДОУ, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Дадим определения основным понятиям данной работы.
Туризм (фр. прогулка, поездка) – путешествия по своей стране или другим странам, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами (Словарь иностранных слов. – М., 1989).
Детский туризм – это, прежде всего, здоровье детей, их физическая закалка, двигательная активность, а также захватывающий вид активного отдыха.
Краеведение – это живое познание окружающего мира, углубленное ознакомление с окружающей природой и социальной средой.
Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) охватывает развитие ребенка в нескольких направлениях и предполагает изменение его физических, интеллектуальных и социальных качеств.
Рассмотрим основные характеристики этих процессов, которые мы постарались учесть при создании программы «Юные знатоки родного края».
Физическое развитие в дошкольный период определяется нормальными темпами роста ребенка, становлением его двигательной активности, выражающейся в приобретении навыков координации движений тела, развитии мелкой моторики рук и мышц лица, укрепления здоровья.
В системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей, важное место принадлежит специальной физической подготовке, туристическим прогулкам, целевым экскурсиям.
Каждая туристическая прогулка ставит перед собой определенные цели. Это может быть ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, с памятниками искусства, архитектуры. Туристическая прогулка может преследовать экологические цели – ознакомление с природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Но не менее важной целью и задачей является оздоровление детей, так как от обычной прогулки или познавательной экскурсии за пределы детского сада туристическую прогулку отличает насыщенность двигательной деятельности. В природных условиях предоставляется великолепная возможность обогатить двигательный запас детей. Пеньки, канавки, ручьи, бревнышки, деревья, а также природный материал стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях. Игры на свежем воздухе помогают закаливанию детей, способствует физическому росту детей, укреплению здоровья. Туристическая прогулка в лес, в парк, на водоем – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности, возможность узнать много нового о живой и неживой природе.
Допустимая нагрузка детей дошкольного возраста.
Основные показатели
|
Туристическая деятельность детей
|
|
Начало туристической деятельность
|
Перед переходом в школу
|
|
Длительность, км
Продолжительность, в час.
Время непрерывного движения, мин.
Продолжительность промежуточного интервала, мин.
Вес рюкзака, кг
|
до 1,5
до 1,5
до 15
около 10
0,5
|
3,5 – 4,0
3,5
25
5 (иногда не проводится)
1,5
|
В процессе туристических прогулок, экскурсий расширяется кругозор детей, развиваются психические процессы, воспитываются патриотические чувства и положительные черты характера.
Интеллектуальное развитие дошкольника тесно сопряжено со становлением сложных, дифференцированных эмоциональных проявлений. В этот период важно развивать внимание ребенка, память, речь, мышление. Большое внимание в ТКД уделяется воспитанию ребенка в мире людей и предметов. В ходе познавательной деятельности происходит формирование начальной стадии интегрированного восприятия окружающей действительности, осмысление причинно-следственных связей и взаимозависимостей явлений природы и общества. Определены задачи приобщения детей к важнейшим сферам жизни – социальному, предметному, природному миру, а также к осознанию себя и своих возможностей. Это понимание детьми жизненных потребностей всего живого, эмоциональных и физических состояний людей, способность к сопереживанию и проявлению активного, действенного участия к близким, сверстникам, другим людям, а также животным и растениям. Изучение элементов спортивного ориентирования развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, память, мышление. Спортивное ориентирование может стать хорошим средством формирования ориентировки в пространстве. У детей формируются следующие умения и знания:
- двигаться по стрелкам и указателям с изображением определенного предмета
или животного;
- двигаться по маршруту, отмеченному указателями определенного цвета;
- двигаться двумя командами по разным маршрутам;
- найти по плану предмет в группе, отметенный условным знаком;
- движение по маршруту, отмеченному на карте и т.д.
Посредством ТКД у ребенка развивается система ценностей, среди которых главными являются «жизнь», «здоровье», «семья», «природа» и т.д.
Социальное развитие дошкольника опирается на появление у него целого комплекса навыков и стремлений, определяющих умение общаться с окружающими. ТКД обеспечивает социальное формирование личности; ее эволюцию с учетом фактора развития; творческую организацию способностей, предусматривающее нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности.
Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, доброжелательность. На туристических прогулках дети знакомятся с историей родного края, приобщаются к удивительному миру природы.
ТКД ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, содействует физическому развитию детей, закаливанию организма, формирует моральные качества – как личностные, так и коллективные, содействует трудовому, экономическому, эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию, приучает к самообслуживанию, развивает наблюдательность, вооружает детей знаниями валеологии, учит ориентироваться в окружающей природной и социальной среде.
Туристcко-краеведческая деятельность обогащает педагогический процесс, делает его более разнообразным, так как его элементы органически переплетаются с другими видами деятельности детей, и позволяет комплексно решать воспитательные, оздоровительные, учебные задания, развивая ребенка в целом: интеллектуально, морально, физически, духовно.
Таким образом, ТКД является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка.
Цели и задачи.
Цель программы: развитие познавательной активности детей, формирование их физических качеств, двигательных навыков и умений, укрепление здоровья. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
Оздоровительные:
охрана и укрепление здоровья, закаливание организма детей в реальных природных условиях;
способствовать физическому развитию: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;
формировать доступные представления о «здоровом образе жизни»;
обучать приемам личной гигиены и самоконтроля состояния своего здоровья.
Воспитательные:
формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
формировать умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
воспитывать в детях доброе, заботливое отношение к природе, людям;
воспитывать чувство ответственности за свое поведение в мире природы;
воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, взаимопомощи в походах, на экскурсиях, на туристических прогулках;
Образовательные:
развивать умение видеть и понимать красоту окружающего мира и места в нем человека;
формировать элементарные представления об основах безопасности жизнедеятельности;
формировать умение детей ориентироваться в природной и социальной среде;
научить простейшим технологическим операциям в обращении с туристическим инвентарем;
развивать интеллект ребенка (речь, память, внимание, воображение, восприятие и др.);
способствовать физическому развитию ребенка, оздоровлению его
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС.
Физическое развитие.
- формирование опорно-двигательной системы организма;
- развитие психофизических качеств, силы, быстроты, ловкости, выносливости, целеустремленности, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- развитие потребности в ежедневной двигательной деятельности, овладение подвижными и элементами спортивных игр;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Речевое развитие.
- овладение речью, как средством общения;
- развитие умения выражать свои мысли, составлять рассказы, передавать свои впечатления;
- обогащение активного словаря: развитие связной; грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной литературой, детской литературой, научной литературой.
Познавательное развитие.
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование представлений о себе, других людях, окружающих объектах, о малой родине и Отечестве, о ценностях и традициях своего народа, о планете Земля, о Солнце (солнечной системе), об особенностях природы, многообразии животного и растительного мира;
- формирование пространственных представлений детей при работе по схемам, картам, маршрутам;
- формирование знаний детей о географических картах (виды, масштаб, назначение и т. п.), о глобусе – модели земли;
- развитие внимания, памяти, мышления, интересов детей, любознательности, познавательной активности;
- формирование элементарных представлений о туризме, туристах.
Художественно-эстетическое развитие.
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- развитие эмоционально-положительного отношения к природе 9животные, насекомые, птицы, растения);
-развитие положительных эмоций у детей.
Социально-коммуникативное развитие.
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развитие отзывчивости, доброжелательности, сопереживания, ответственности, взаимовыручки, целеустремленности;
- формирование уважительного отношения, чувства любви к своей семье, к сообществу детей и взрослых, к Родине;
- формирование основ безопасности поведения в быту, социуме, природе;
- формирование навыков безопасного поведения во время туристических прогулок