Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Любители музыкального творчества"
МБУ "Гимназия № 39" структурное подразделение центр дополнительного образования «Творчество» г.о. Тольятти Самарская область
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
"Любители музыкального творчества"
Автор:
Малова Дарья Анатольевна
учитель музыки,
педагог дополнительного образования
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Методическое обеспечение программы
5. Список использованной литературы
6. Календарный учебный график
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – художественная.
Актуальность
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В ходе реализации программы каждому ребенку дается возможность творческого самовыражения в процессе певческой деятельности. Занятия оказывают положительный эффект на здоровье детей, благодаря включению приемов арт-терапииформируются исполнительские навыки в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
В ходе реализации программы каждому ребенку дается возможность творческого самовыражения в процессе певческой деятельности. Занятия оказывают положительный эффект на здоровье детей, благодаря включению приемов арт-терапииформируются исполнительские навыки в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Цель–формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
-
Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.
-
Освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, 6 выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью.
-
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
-
Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Отличительныеособенности
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. А занятия в вокальном коллективе помогают раскрыть и усовершенствовать свои творческие способности. В ходе реализации программы обучающиеся получают возможность преодолеть свою неуверенность, страх публичного выступления.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Программа имеет модули, в которых содержание и материалы программы дополнительного образования соответствуют «базовому» уровню сложности.
Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.Модульный подход позволяет вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности учащихся. Модульная образовательная программа даёт возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения, индивидуального подхода при обучении.
Педагогическая целесообразность. Данная программа способствует решению многих проблем, с которыми сталкиваются современные дети. В первую очередь в процессе занятий у ребенка пробуждается интерес к новой деятельности, вокально-исполнительскому искусству. Немаловажным моментом является занятость воспитанников во внеурочное время, что оберегает их от вовлечения в негативную подростковую среду. И как результат деятельности - профессиональное самоопределение.
Программа адресована для детей 7-11 летнего возраста, наполняемость групп 15- 16 человек. Срок реализации 1 год.
Формы организации образовательного процесса
-
групповая,
-
фронтальная ,
-
индивидуальная,
-
парная.
Виды занятий:
-
теоретические
-
практические
-
выступления
-
мастер-класс
-
экскурсия,
-
конкурсы, фестивали
Режим занятий: Для эффективного выполнения задач программы продолжительность занятия будет составлять 3 академических часа в неделю, во второй половине дня внеурочного времени.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные:
-
сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
осознание своей этнической и национальной принадлежности, любовь к Родине, Отечеству;
-
развитие личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, сопереживание, доброжелательность, отзывчивость
Способы проверки: психолого-педагогическое тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение, участие в совместно подготовленных мероприятиях.
Метапредметные:
-
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
готовность конструктивно разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов своих и других;
-
сформированность умения понимать причины успеха, неуспеха;
Способы проверки: анализ знаний, умений и навыков, тестирование, наблюдение.
Предметные
Знать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;
• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• основы музыкальной грамоты;
• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов.
Способы проверки: проверка знаний по технике безопасности – ежемесячно, по гигиене певческого голоса – ежемесячно, написание музыкальных диктантов – ежемесячно, тесты по каждой теме, оценка выполнения домашних заданий, участие в конкурсах, фестивалях, концертах.
Уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе произведения с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Способы проверки: практикум по исполнению распевок, попевок, скороговорок, практические занятия по слушанью музыки, выполнение музыкально-сценических движений, вокальная практика, наблюдение, анкетирование.