Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Живопись"

КГБУ ДО "Краевой центр информационно-технической работы" города Барнаула Алтайского края

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Живопись"

педагог дополнительного образования: Максименко Владимир Петрович

 

 

Содержание

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

3

Пояснительная записка

3

Цель и задачи программы

5

Содержание программы

7

Учебный план (стартовый уровень)

7

Содержание учебного плана (стартовый уровень)

7

Учебный план (базовый уровень)

9

Содержание учебного плана  (базовый уровень)

10

Планируемые результаты.

13

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

14

Календарный учебный график

14

Условия реализации программы.

14

Формы аттестации

15

Оценочные материалы

16

Методическое обеспечение образовательной программы

24

Список литературы

26

Приложение

29

 

 

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

 

Пояснительная записка

 

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Живопись» художественной направленности разработана в соответствии с федеральными нормативно-правовыми, локальными документами.

Данная программа знакомит обучающихся с общими основами изобразительной грамоты и законами композиции, цветоведения на примерах практической работы в различных техниках, но главное предпочтение отдается рисунку, как наиболее экономичному и эффективному способу научить рисовать узнаваемые предметы, продемонстрировать множество элементов теории композиции простыми средствами.

Актуальность программы заключается в том, что развитие художественных способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на различных техниках изобразительного искусства и связанной с наблюдением окружающей жизни.

Обучение направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка,   способностей видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветосветовых отношений.

Новизна программы состоит в особенности методики обучения, основанной на следующей идее: обучающийся учится сам, а педагог осуществляет управление его образовательным процессом: мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует.

Педагогическая целесообразность программы. На современном этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна из самых важных функций образовательных учреждений – социализация ребенка. Программа призвана расширить культурное пространство для самореализации, самоактуализации и саморазвития личности, стимулировать обучающегося к творчеству, создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, становлению его как субъекта собственной жизни.

Очень важно помочь детям найти свою нишу в большом мире изобразительного творчества, которая наиболее соответствует их характеру и мышлению, выбрать себе учебное заведение по наклонностям (архитектурный, текстильный, дизайнерский, театра и кино и т.д.).  

Особенностью программы является разграничение ее на два этапа обучения.     Первый этап (1-й год обучения - стартовый уровень). Освоение программного материала данного уровня предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в области цветоведения и живописи. Данная программа знакомит обучающихся с базовыми понятиями изображения предметов и предметного пространства цветом и цветовыми сочетаниями, с различными живописными техниками: акварель, гуашь, масло.

Обучающиеся выполняют творческие задания на основе образца, наблюдают, изучают элементы природы: строение деревьев, растений, животных, человека; технику, предметы быта.

Второй этап (2-й год обучения - базовый уровень). Программа предусматривает индивидуальные и групповые работы, включает организацию коллективного взаимодействия, способствует развитию навыков общения и социализации обучающихся. На этом этапе больше времени уделяется рисованию с натуры.          Обучающиеся на более сложном творческом и техническом уровне — изучают анатомическую форму человека, пейзаж в различном состоянии погоды и освещении, графику, живопись, натюрморт, коллажи и их композиционные возможности, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки.

Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте 5 – 18 лет. Разноуровневая дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа предусматривает задания с разными вариантами сложности, с учетов возрастных особенностей обучающихся. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися.

В возрасте 5-7 лет у детей происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействия на них с целью изменения. в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития. В это время у ребёнка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Рисование — любимое занятие детей, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнения­ми. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

У младших школьников ярко выражена эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. Среди доминирующих мотивов: мотивация достижения - желание хорошо и правильно выполнить задание, получить нужный результат. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, предподростки (или младшие подростки) активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». В этом возрасте уже выделяются дети, проявляющие относительно высокий уровень способностей в области математики, литературного творчества, музыки, рисования.

Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Для них характерна повышенная критичность, часто в позиции «со стороны». Они оценивают других полнее и правильнее, чем себя. Происходит рост саморефлексии, повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на обучение от 1 до 2 лет, общее количество учебных часов – 360;

стартовый уровень: 144 часа;

базовый уровень: 216 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:

стартовый уровень: 2 раза в неделю по 2 академических часа (с 10 минутным перерывом между академическими часами);

базовый уровень: 2 раза в неделю по 3 академических часа (с 10 минутным перерывом между академическими часами).

Нормы наполнения групп:

стартовый уровень: 10 - 12 человек;

базовый уровень: 8-10 человек.

Набор обучающихся - свободный.

Состав стартового уровня обучения комплектуется из ребят в возрасте 7-15 лет.

В группы базового уровня зачисляются обучающиеся 8-16 лет, прошедшие освоение стартового уровня дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Живопись» и обучающиеся, прошедшие собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.

Форма обучения: очная.

 

Цель и задачи программы

 

Цель: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития обучающихся и условий для их социализации в будущей жизни.

 

Задачи:

Стартовый уровень.

1. Образовательные:

- формировать начальные знания, умения и навыки по изобразительному искусству (формировать начальные знания о цветоведении, композиции, ознакомить с материалами и инструментами ИЗО);

- обучать умению осуществлять свой замысел, выразительно передавать в работе главную мысль.

2. Метапредметные:

- развивать мелкую моторику рук (задача особенно актуальна для младшего школьного возраста);

- развивать и формировать творческие способности и задатки (чувство ритма, чувство цвета, графическую выразительность, чувство формы, глазомер и т.д.);

- способствовать овладению обучающимися умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования изобразительно - творческой деятельности при работе с видами художественной техники.

3. Личностные:

- способствовать адаптации обучающихся к окружающему миру через изобразительную деятельности;

- способствовать воспитанию вкуса, умению видеть красоту окружающего мира;

- способствовать воспитанию трудолюбия и аккуратности в работе;

- способствовать удовлетворению потребностей детей и их родителей в общении.

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самооценке;

- сформированность мотивации к творчеству, познанию, выбору индивидуальной траектории развития;

- способствовать воспитанию волевых качеств (трудолюбие, усидчивость, умение доводить работу до конца и т.д.).

Базовый уровень.

1. Образовательные:

- обучать пониманию языка изобразительного искусства (цвет, колорит, ритм, композиция, форма, объём и т.д.) и использовать его на занятиях по изодеятельности.;

- обучать навыкам создания с натуры и по представлению образов и простых сюжетов, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет;

- формировать творческий подход в изобразительном искусстве, используя стремление к самостоятельности и независимости и взлет интеллектуальных способностей;

- формировать знания о мировом искусстве.

2. Метапредметные:

- развивать и формировать творческие способности и задатки (чувство композиции, пропорций, ритма, цвета, формы, вкуса);

- формировать навыки работы с различными материалами;

- формирование навыков работы с натуры (постепенное переключение с работы по воображению на работу с натуры);

- способствовать овладению обучающимися умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования изобразительно - творческой деятельности при работе с видами художественной техники.

3. Личностные:

- способствовать раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся;

- способствовать воспитанию волевых качеств (трудолюбие, усидчивость, умение доводить работу до конца и т.д.);

- способствовать воспитанию чувства красоты, доброты, умения работать в коллективе и помогать младшим.

 

Содержание программы

 

Учебный план

(стартовый уровень)

 

Наименование раздела и темы занятий

Всего

 часов

Теория

Практика

Форма контроля, аттестации

1.

Введение в программу

2

1

1

Опрос, наблюдение.

2.

Основы цветоведения

36

6

30

Практическая работа

Опрос, анализ творческих работ Выставка.

3.

Живопись натюрморта

42

6

36

Практическая работа

Опрос, анализ творческих работ Выставка.

4.

Живопись пейзажа

60

8

52

Практическая работа

Опрос,

анализ творческих работ Выставка.

5.

Промежуточная аттестация

4

 

4

Тестирование, самостоятельная работа. анализ творческих работ.

Выставка.

 

Всего

144

21

123

 

 

 

Содержание учебного плана

(стартовый уровень)

 

  1. Введение в программу.

Теория. Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности. История искусств. Жанры, техники, виды. Изобразительные средства.

Практические работы. Выполнение упражнений, развивающих глазомер и твердость руки.

  1. Основы цветоведения
    1. Основы цвета.

Теория. Природа света. Свет и цвет. Характеристики цвета.

Практические работы. Анализ и составление таблиц хроматических цветовых рядов. Выполнение ахроматической композиции: контрастные сочетания.

Самостоятельная работа обучающихся. Основные характеристики цвета: выполнение таблиц хроматических цветов. Выполнение ахроматической композиции: нюансные сочетания.

  1. Теория цвета.

Теория. Классификация цветов. Ахроматические цвета. Хроматические цвета. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Цветовой ряд. Температура цвета. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета, контрастные пары.

Практические работы. Выполнение 12-частного цветового круга с использованием 3-х основных цветов.

Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка инструментов и материалов к практическим занятиям. Изучение хроматических цветов. Выполнение 12-ступенчатого хроматического ряда возрастающей светлоты и убывающей насыщенности.

  1. Основы колористики.

Теория. Гармония цветов и ее основные принципы: равновесие цветов, цветовое единство. Цветовые отношения: гармония родственных цветов, родственно-контрастных цветов, контрастных цветов. Гармония цветов в композициях.

Практические работы. Выполнение монохромной композиции в холодной цветовой гамме. Выполнение монохромной композиции в теплой цветовой гамме. Выполнение двухцветной светло-тональной композиции в холодной гамме. Выполнение двухцветной светло-тональной композиции в теплой гамме.          Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение полихромной композиции из геометрических фигур «родственные цвета». Выполнение полихромной композиции из геометрических фигур «родственно - контрастные цвета».

  1. Живопись натюрморта.
    1. Натюрморт из предметов быта.

Теория. Композиция в живописи натюрморта. Последовательность этюдной работы над натюрмортом. Особенности живописного решения отдельных предметов в натюрморте в зависимости от их материала, фактуры, освещения и влияния окружающих предметов. Степень стилизации в декоративной технике исполнения натюрморта, пейзажа. Роль различных видов техники живописи в достижении выразительности художественного образа при решении многофигурной постановки.

Практические работы. Выполнение этюда натюрморта из овощей и фруктов. Цветовой рефлекс. Передача тональных отношений различных но цвету предметов. Приемы и техника работы гуашью и темперой. Выполнение этюда натюрморта из простых предметов быта в три краски. Композиция натюрморта. Определение цветовых отношений. Последовательность работы над натюрмортом. Степень детализации предметов.

Выполнение кратковременных этюдов простых предметов быта на цветовые отношения: натюрморт из одного предмета. Особенности живописного решения отдельных предметов в зависимости от материала, фактуры, освещения и цвета окружающих предметов.

Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение этюда тематического натюрморта из цветных шаров, мячей на нейтральном фоне. Выполнение этюда тематического натюрморта из 3-4 предметов с ярко выраженной фактурой в контрастной гамме.

  1. Цветочный натюрморт.

Практические занятия. Выполнение этюда тематического натюрморта из 3-х предметов с комнатным растением. Способы изображения растений в живописи.

Выполнение этюда букета цветов в сосуде простой формы. Обобщение и объем общей массы. Выполнение этюда цветочной композиции. Степень деталировки первого и второго планов.

Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение живописных набросков растений. Выполнение живописных этюдов растений.

  1. Живопись пейзажа
    1. Приемы акварельной техники в изображении пейзажа.

Теория. Знакомство с приемами акварельной техники в изображении пейзажа.

Практические работы. Изображение деревьев. Работа акварелью «по сухому», «по сырому». Изображение кустарников. Работа акварелью «по сухому», «по сырому». Изображение неба и облаков.

Самостоятельная работа обучающихся Изображение водной поверхности. Дождь. Изображение водной поверхности. Озеро(огражение). Изображение водной поверхности. Река (движение).

  1. Смешанные техники в изображении пейзажа.

Теория. Знакомство со  смешанными техниками в изображении пейзажа.

Практические работы. Выполнение этюдов фактуры и текстуры различных природных материалов (камень). Использование различных материалов и технических приемов для передачи текстуры камня. Материал - бумага А4 (пастельная, тонированная, наждачная), карандаш, цветные карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, тушь, перо, маркеры, уголь, сангина, соус, пастель; растирка для соуса, губка для техники штамповки, стекло для моногинии.

Самостоятельная работа обучающихся Изображение мелких природных деталей с передачей материала: листьев, цветов, веток. Изображение мелких природных деталей с передачей материала: камней. Изображение мелких природных деталей с передачей материала: ракушек.

  1. Промежуточная аттестация.

Практическая работа. Проверка знаний, умений, навыков обучающихся.

Смотреть работу полностью