Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный туризм» по физкультурно-спортивной направленности для обучающихся от 11 до 16 лет срок реализации программы: 3 года. Номинация - физкультурно-спортивная
МБОУДО «ДЕТСКИЙ ЦЕНТР ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ЭКСКУРСИИ «МЕРИДИАН» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный туризм» по физкультурно-спортивной направленности для обучающихся от 11 до 16 лет срок реализации программы: 3 года. Номинация - физкультурно-спортивная.
Составитель:Анисимов А.А. педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Аннотация. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный туризм» составлена в соответствии с основными нормативными документами и реализуется в МБОУ ДО «ДЦТКиЭ «Меридиан»
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Новизна программы состоит в том, что она синтезирует в единую систему знакомство с различными видами спортивного туризма: пеший, горный, водный туризм, велотуризм и др. Кроме того, обучающиеся знакомятся с прикладными видами туризма: скалолазанием, поисково-спасательными работами, работой сотрудников МЧС.
Актуальность программы. Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны. Актуальностью данной программы также является попытка предложить долгосрочный курс обучения в области спортивного и краеведческого туризма.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что выполнение задач занятий, развитие физической и технической подготовленности, соблюдение постоянного режима способствует воспитанию волевых качеств обучающихся. В процессе волевых проявлений формируются инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержка и самообладание.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся ключевых компетенций: целостно-смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных и включение их в учебную, практико-ориентированную и наставническую (педагогическую) деятельность в области туризма и краеведения.
Задачи программы:
Обучающие:
-формирование навыков и умений безопасного нахождения в природной среде во время походов, экспедиций;
-обучение рациональным приемам преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности;
-способствование повышению общего уровня информационной культуры;
Развивающие:
-развитие мыслительной деятельности (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
-способствование развитию устойчивого интереса к выбранной деятельности;
-содействие развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления;
-физическое и духовное развитие личности;
-формирование личности, способной творчески адаптироваться к жизни, ее изменениям, в том числе агрессивным проявлениям, путем усвоения специально разработанной системы навыков и взглядов (системы выживания);
Воспитывающие:
-воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру и родной стране;
-формирование чувства патриотизма и гражданственности;
-социальная адаптация детей и подростков из неблагополучных семей и детей с отклонениями в социализации;
-воспитание самостоятельности, ответственности.
Контингент обучающихся. По данной программе обучаются учащиеся 4-11 классов (10-18 лет). Программа не предусмотрена для обучающихся с ОВЗ.
Сроки реализации. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Формы занятий. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические и практические занятия. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах.
Режим занятий. На освоение программы отводится 6 часов в неделю для группы 1-го и 2-го года обучения и 9 часов в неделю для группы 3-го года обучения. Продолжительность занятий - 45 минут с перерывом 15 минут.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
- положительное отношение к систематическим занятиям туризмом;
- понимание роли туризма в укреплении здоровья.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- рассказывать об истории развития туризма в России;
- рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма;
- технически правильно выполнять прохождения этапов в туризме.
Метапредметные.
Обучающиеся научатся:
- следовать при выполнении задания инструкциям педагога;
- понимать цель выполняемых действий;
- различать виды ориентирования;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре/команде.
Формы аттестации: соревнования, опросы, походы, беседы, защита
презентаций.
Формы подведения итогов реализации программы:
- результативность участия в спортивных соревнованиях;
- выполнение спортивных разрядов;
- положительная динамика физического и психического состояния воспитанников.
Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний и применением их в соревнованиях городского, окружного, Всероссийского уровней, а также личными зачетными соревнованиями воспитанников объединения по ориентированию, технике туризма, быту и другим вопросам содержания программы. Руководителем отслеживаются результаты индивидуального психологического роста воспитанников. Ожидаемые результаты реализации программы соответствуют социально-значимым целям развития у детей мотивации, возможностям выбора индивидуальных образовательных маршрутов. Процесс воспитания и обучения ориентируется на достижение определенного уровня квалификации. Квалификационный уровень характеризуется комплексной и законченной подготовленностью к вполне реальным и определенным сложностям в спортивном туризме.
Учебный план первого года обучения.
№пп |
Название темы, раздела |
Количество часов |
Форма аттестации
|
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
||
Блок Б1. Азбука туризма |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
Введение в туризм. История развития туризма в России. Этика туризма.3аконы туристов. |
2 |
2 |
- |
|
|
Этапы подготовки туристского путешествия. Стратегия и тактика походов |
2 |
1 |
1 |
Письменный контроль |
|
Основные туристские обязанности. Практическое занятие Разработка маршрута похода |
2 |
1 |
1 |
опрос |
Блок Б2. Ориентирование и топография |
20 |
4 |
16 |
|
|
|
Местность, основные понятия и определения. Топографическая подготовка. Топографическая карта |
4 |
2 |
2 |
Письменный опрос |
|
Ориентирование. Работа с компасом и картой |
2 |
- |
2 |
Соревнования |
|
Ориентирование на маршруте |
14 |
2 |
12 |
Соревнования |
Б 3. Основы медицинских знаний |
14 |
7 |
7 |
|
|
|
Гигиена туриста |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
|
Раны и кровотечения |
4 |
2 |
2 |
Тестирование |
|
Основные виды травм |
4 |
2 |
2 |
Опрос |
|
Характерные заболевания в походе и их профилактика. Уход за больным в походе |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
|
Походная, групповая и личная аптечки. |
2 |
1 |
1 |
Тестирование |
Блок Б 4. Организация питания в походе |
8 |
4 |
4 |
|
|
|
Питание в походе: его значение и особенности. Пищевая раскладка и ее составление. Требования к раскладке. |
4 |
2 |
2 |
Поход |
|
Подготовка, транспортировка и хранение продуктов в походе |
4 |
2 |
2 |
Поход |
Блок Б 5. Туристское снаряжение |
10 |
2 |
8 |
|
|
|
Туристское снаряжение и требования к нему |
8 |
2 |
6 |
Опрос |
|
Уход за снаряжением и его ремонт |
2 |
- |
2 |
Беседа |
Блок Б 6. Гидрометеорология |
4 |
1 |
3 |
|
|
|
Метеонаблюдения в походе: основные принципы и правила |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
|
Признаки изменения погоды |
2 |
- |
2 |
Опрос |
Блок Б 7. Экологическая подготовка туриста |
6 |
3 |
3 |
|
|
|
Охрана природы и значение окружающей среды для человека |
2 |
1 |
1 |
тестирование |
|
Заповедники, ООПП, заказники, природные парки Республики Башкортостан |
2 |
2 |
- |
Беседа |
|
Экологическая работа в туристском походе |
2 |
- |
2 |
Поход |
Блок Б 8. Краеведческая подготовка туриста |
8 |
4 |
4 |
|
|
|
Краеведческая деятельность и ее значение в развитии личности. Краеведческая работа в туристском походе |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
|
Туристские возможности родного края |
2 |
1 |
1 |
Соревнования |
|
Обзор туристских районов России |
2 |
2 |
- |
Поход |
|
Работа над краеведческими заданиями, изучение районов походов |
2 |
- |
2 |
Защита презентаций |
Блок Б 9. Туристские узлы |
8 |
1 |
7 |
|
|
|
Назначение и виды туристских узлов |
2 |
1 |
1 |
соревнования |
|
Техника вязания узлов |
6 |
- |
6 |
соревнования |
Блок Б 10. Безопасность туризма |
8 |
4 |
4 |
|
|
|
Инструктаж по ТБ |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
|
Обеспечение безопасности в походе и причины аварий. Обзор аварийных ситуаций и их анализ. |
2 |
1 |
1 |
соревнования |
|
Поисково-спасательная служба и ее деятельность. Сигналы бедствия и взаимодействие со спасателями |
4 |
2 |
2 |
Опрос |
Блок Б 11. Туристские соревнования |
4 |
1 |
3 |
|
|
|
Туристские соревнования, их виды и значение в подготовке туриста. |
2 |
1 |
1 |
соревнования |
|
Разрядные требования по спортивному туризму |
2 |
- |
2 |
соревнования |
Блок Б 12. Туристские биваки |
10 |
1 |
9 |
|
|
|
Туристские биваки и требования к ним. |
2 |
1 |
1 |
Поход |
|
Бивачные работы, принципы организации и проведения. |
2 |
- |
2 |
Опрос |
|
Особенности организации биваков зимой. |
2 |
- |
2 |
Беседа |
|
Костры и костровое хозяйство. |
4 |
- |
4 |
Поход |
Итого |
106 |
36 |
70 |
|
|
Основной модуль (Профиль) |
|
||||
Блок ОП. Техника Пешеходного туризма |
44 |
2 |
42 |
|
|
1. |
Особенности пешеходного туризма. Категорирование препятствий в пешеходном туризме |
4 |
2 |
2 |
Беседа |
2. |
Снаряжение для пешеходного туризма |
2 |
- |
2 |
Соревнования |
3. |
Категорирование пешеходного похода. Страховка и самостраховка в пешем походе |
4 |
- |
4 |
Опрос |
4. |
Преодоление препятствий в пешем походе |
16 |
- |
16 |
Поход |
5. |
Техника передвижения по тропам и дорогам |
18 |
- |
18 |
Соревнования |
Блок ОГ. Техника горного туризма |
20 |
1 |
19 |
|
|
1. |
Особенности горного туризма. Категорирование препятствий в горном туризме |
4 |
1 |
3 |
Опрос |
2. |
Снаряжение для горного туризма |
2 |
- |
2 |
Тестирование |
3. |
Техника движения по травяным склонам. Техника движения по снежно-ледовым склонам. Техника движения по скалам. |
6 |
- |
6 |
Соревнования |
4. |
Страховка и самостраховка в горном походе |
2 |
- |
2 |
Соревнования |
5. |
Особенности ориентирования в горах |
2 |
- |
2 |
Беседа |
6. |
Особенности питания в горном походе |
2 |
- |
2 |
Опрос |
|
Жизнь гор, особенности горного рельефа, формы горного рельефа |
2 |
- |
2 |
презентации |
Блок ОЛ. Техника лыжного туризма |
16 |
1 |
15 |
|
|
1. |
Особенности лыжного туризма |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
2. |
Снаряжение для лыжного туризма |
2 |
- |
2 |
Беседа |
3.4. |
Техника движения по снегу |
6 |
- |
6 |
соревнования |
|
Обеспечение безопасности в лыжном походе. Страховка и самостраховка в лыжном походе |
4 |
- |
4 |
Тестирование |
|
Особенности питания в лыжном походе |
2 |
- |
2 |
Опрос |
Итого |
80 |
10 |
70 |
|
|
Дополнительный модуль (Нагрузка) |
|
||||
Блок ДФ. Физическая подготовка туриста |
30 |
2 |
28 |
|
|
1. |
Значение физической подготовки для туриста |
2 |
2 |
- |
Опрос |
2. |
Общефизическая подготовка туриста |
28 |
- |
28 |
соревнования |
Итого |
30 |
2 |
28 |
|
|
Всего |
216 |
48 |
168 |
|