Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный туризм» по физкультурно-спортивной направленности для обучающихся от 11 до 16 лет срок реализации программы: 3 года. Номинация - физкультурно-спортивная

МБОУДО «ДЕТСКИЙ ЦЕНТР ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ЭКСКУРСИИ «МЕРИДИАН» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный туризм» по физкультурно-спортивной направленности для обучающихся от 11 до 16 лет срок реализации программы: 3 года. Номинация - физкультурно-спортивная. 

Составитель:Анисимов А.А. педагог дополнительного образования

 

 

Пояснительная записка

Аннотация. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный туризм» составлена в соответствии с основными нормативными документами и реализуется в МБОУ ДО «ДЦТКиЭ «Меридиан»

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Новизна программы состоит в том, что она синтезирует в единую систему знакомство с различными видами спортивного туризма: пеший, горный, водный туризм, велотуризм и др. Кроме того, обучающиеся знакомятся с прикладными видами туризма: скалолазанием, поисково-спасательными работами, работой сотрудников МЧС. 

           Актуальность программы. Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны. Актуальностью данной программы также является попытка предложить долгосрочный курс обучения в области спортивного и краеведческого туризма.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что выполнение задач занятий, развитие физической и технической подготовленности, соблюдение постоянного режима способствует воспитанию волевых качеств обучающихся. В процессе волевых проявлений формируются инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержка и самообладание.

Цель: создание условий для формирования у обучающихся ключевых компетенций: целостно-смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных и включение их в учебную, практико-ориентированную и наставническую (педагогическую) деятельность в области туризма и краеведения.

Задачи программы:

Обучающие:

-формирование навыков и умений безопасного нахождения в природной среде во время походов, экспедиций;

-обучение рациональным приемам преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности;

-способствование повышению общего уровня информационной культуры;

Развивающие:

-развитие мыслительной деятельности (сравнение, обобщение, анализ, синтез);

-способствование развитию устойчивого интереса к выбранной деятельности;

-содействие развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления;

-физическое и духовное развитие личности;

-формирование личности, способной творчески адаптироваться к жизни, ее изменениям, в том числе агрессивным проявлениям, путем усвоения специально разработанной системы навыков и взглядов (системы выживания);

Воспитывающие:

-воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру и родной стране;

-формирование чувства патриотизма и гражданственности;

-социальная адаптация детей и подростков из неблагополучных семей и детей с отклонениями в социализации;

-воспитание самостоятельности, ответственности.

Контингент обучающихся. По данной программе обучаются учащиеся 4-11 классов (10-18 лет). Программа не предусмотрена для обучающихся с ОВЗ.

Сроки реализации. Программа рассчитана на 3 года обучения.

Формы занятий. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические и практические занятия. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах.

Режим занятий. На освоение программы отводится 6 часов в неделю для группы 1-го и 2-го года обучения и 9 часов в неделю для группы 3-го года обучения.  Продолжительность занятий - 45 минут с перерывом 15 минут.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные:

- положительное отношение к систематическим занятиям туризмом;

- понимание роли туризма в укреплении здоровья.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

- рассказывать об истории развития туризма в России;

- рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма;

- технически правильно выполнять прохождения этапов в туризме.

Метапредметные.

Обучающиеся научатся:

- следовать при выполнении задания инструкциям педагога;

- понимать цель выполняемых действий;

- различать виды ориентирования;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре/команде.

Формы аттестации: соревнования, опросы, походы, беседы, защита

презентаций.

Формы подведения итогов реализации программы:

- результативность участия в спортивных соревнованиях;

- выполнение спортивных разрядов;

- положительная динамика физического и психического состояния воспитанников.

Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний и применением их в соревнованиях городского, окружного, Всероссийского уровней, а также личными зачетными соревнованиями воспитанников объединения по ориентированию, технике туризма, быту и другим вопросам содержания программы. Руководителем отслеживаются результаты индивидуального психологического роста воспитанников. Ожидаемые результаты реализации программы соответствуют социально-значимым целям развития у детей мотивации, возможностям выбора индивидуальных образовательных маршрутов. Процесс воспитания и обучения ориентируется на достижение определенного уровня квалификации. Квалификационный уровень характеризуется комплексной и законченной подготовленностью к вполне реальным и определенным сложностям в спортивном туризме.

 

Учебный план первого года обучения.

№пп

Название темы, раздела

Количество часов

Форма аттестации

 

Всего

Теория

Практика

 

Блок Б1. Азбука туризма

6

4

2

 

 

Введение в туризм. История развития туризма в России. Этика туризма.3аконы туристов.

2

2

-

 

 

Этапы подготовки туристского путешествия. Стратегия и тактика походов

2

1

1

Письменный контроль

 

Основные туристские обязанности. Практическое занятие Разработка маршрута похода

2

1

1

опрос

Блок Б2. Ориентирование и топография

20

4

16

 

 

Местность, основные понятия и определения. Топографическая подготовка. Топографическая карта

4

2

2

Письменный опрос

 

Ориентирование. Работа с компасом и картой

2

-

2

Соревнования

 

Ориентирование на маршруте

14

2

12

Соревнования

Б 3. Основы медицинских знаний

14

7

7

 

 

Гигиена туриста

2

1

1

Беседа

 

Раны и кровотечения

4

2

2

Тестирование

 

Основные виды травм

4

2

2

Опрос

 

Характерные заболевания в походе и их профилактика. Уход за больным в походе

2

1

1

Опрос

 

Походная, групповая и личная аптечки.

2

1

1

Тестирование

Блок Б 4. Организация питания в походе

8

4

4

 

 

Питание в походе: его значение и особенности. Пищевая раскладка и ее составление. Требования к раскладке.

4

2

2

Поход

 

Подготовка, транспортировка и хранение продуктов в походе

4

2

2

Поход

Блок Б 5. Туристское снаряжение

10

2

8

 

 

Туристское снаряжение и требования к нему

8

2

6

Опрос

 

Уход за снаряжением и его ремонт

2

-

2

Беседа

Блок Б 6. Гидрометеорология

4

1

3

 

 

Метеонаблюдения в походе: основные принципы и правила

2

1

1

Опрос

 

Признаки изменения погоды

2

-

2

Опрос

Блок Б 7. Экологическая подготовка туриста

6

3

3

 

 

Охрана природы и значение окружающей среды для человека

2

1

1

тестирование

 

Заповедники, ООПП, заказники, природные парки Республики Башкортостан

2

2

-

Беседа

 

Экологическая работа в туристском походе

2

-

2

Поход

Блок Б 8. Краеведческая подготовка туриста

8

4

4

 

 

Краеведческая деятельность и ее значение в развитии личности. Краеведческая работа в туристском походе

2

1

1

Опрос

 

Туристские возможности родного края

2

1

1

Соревнования

 

Обзор туристских районов России

2

2

-

Поход

 

Работа над краеведческими заданиями, изучение районов походов

2

-

2

Защита презентаций

Блок Б 9. Туристские узлы

8

1

7

 

 

Назначение и виды туристских узлов

2

1

1

соревнования

 

Техника вязания узлов

6

-

6

соревнования

Блок Б 10.  Безопасность туризма

8

4

4

 

 

Инструктаж по ТБ

2

1

1

Беседа

 

Обеспечение безопасности в походе и причины аварий. Обзор аварийных ситуаций и их анализ.

2

1

1

соревнования

 

Поисково-спасательная служба и ее деятельность. Сигналы бедствия и взаимодействие со спасателями

4

2

2

Опрос

Блок Б 11. Туристские соревнования

4

1

3

 

 

Туристские соревнования, их виды и значение в подготовке туриста.

2

1

1

соревнования

 

Разрядные требования по спортивному туризму

2

-

2

соревнования

Блок Б 12. Туристские биваки

10

1

9

 

 

Туристские биваки и требования к ним.

2

1

1

Поход

 

Бивачные работы, принципы организации и проведения.

2

-

2

Опрос

 

Особенности организации биваков зимой.

2

-

2

Беседа

 

Костры и костровое хозяйство.

4

-

4

Поход

Итого

106

36

70

 

Основной модуль (Профиль)

 

Блок ОП. Техника Пешеходного туризма

44

2

42

 

1.

Особенности пешеходного туризма. Категорирование препятствий в пешеходном туризме

4

2

2

Беседа

2.

Снаряжение для пешеходного туризма

2

-

2

Соревнования

3.

Категорирование пешеходного похода. Страховка и самостраховка в пешем походе

4

-

4

Опрос

4.

Преодоление препятствий в пешем походе

16

-

16

Поход

5.

Техника передвижения по тропам и дорогам

18

-

18

Соревнования

Блок ОГ. Техника горного туризма

20

1

19

 

1.

Особенности горного туризма. Категорирование препятствий в горном туризме

4

1

3

Опрос

2.

Снаряжение для горного туризма

2

-

2

Тестирование

3.

Техника движения по травяным склонам. Техника движения по снежно-ледовым склонам. Техника движения по скалам.

6

-

6

 

Соревнования

4.

Страховка и самостраховка в горном походе

2

-

2

Соревнования

5.

Особенности ориентирования в горах

2

-

2

Беседа

6.

Особенности питания в горном походе

2

-

2

Опрос

 

Жизнь гор, особенности горного рельефа, формы горного рельефа

2

-

2

презентации

Блок ОЛ. Техника лыжного туризма

16

1

15

 

1.

Особенности лыжного туризма

2

1

1

Опрос

2.

Снаряжение для лыжного туризма

2

-

2

Беседа

3.4.

Техника движения по снегу

6

-

6

соревнования

 

Обеспечение безопасности в лыжном походе. Страховка и самостраховка в лыжном походе

4

-

4

Тестирование

 

Особенности питания в лыжном походе

2

-

2

Опрос

Итого

80

10

70

 

Дополнительный модуль (Нагрузка)

 

Блок ДФ. Физическая подготовка туриста

30

2

28

 

1.

Значение физической подготовки для туриста

2

2

-

Опрос

2.

Общефизическая подготовка туриста

28

-

28

соревнования

Итого

30

2

28

 

Всего

216

48

168

 

Смотреть работу полностью