Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка к школе» социально-педагогической направленности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРДЫНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» р.п. Ордынское

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Подготовка к школе» социально-педагогической направленности

 

 

Автор-составитель: Мячина М.В. педагог дополнительного образования

 

 

ПРОГРАММА

Рассмотрена и одобрена    на    малом    педагогическом совете  социально-педагогического  структурного подразделения МКОУ ДО  «Мом детского творчества».

Протокол № _____от «____»  __________________2017г.

Выписка из решения:

Рекомендовано принять данную образовательную программу за основу организации образовательного процесса по направлению «Подготовка к школе» педагога дополнительного образования Мячиной Марины Валерьевны.

 

Оглавление

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы».

Пояснительная записка.

Введение.

Направленность (профиль) программы..

Актуальность программы..

Отличительные особенности программы..

Адресат программы..

Объем и срок освоения программы..

Уровень освоения программы..

Формы обучения.

Особенности организации образовательного процесса.

Формы организации образовательного процесса.

Цель и задачи программы..

Результаты программы..

Содержание программы..

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий».

Календарный учебный график.

Условия реализации программы..

Формы аттестации.

Оценочные материалы..

Методические материалы..

Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы..

Список литературы..

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7……………………………………………………………………..

Приложение 8…………………………………………………………………

 

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

Введение

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу.

       С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

       Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому. Что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны не были знания ребенка, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению. самовоспитанию и саморазвитию.

       Новый стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной». Поэтому для каждого педагога особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как учить? С помощью чего учить? Как проверить соответствие результатов поставленным целям? Как освоить новый метод обучения?

Обучение в школе – это переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии дошкольника. Меняются образ жизни ребенка, условия его деятельности, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. И очень часто причиной неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является неготовность ребенка к систематическому школьному труду. Для того чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, необходимо изменить целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки. А это значит, что для успешного обучения детей в школе важна как психологическая (познавательный интерес, определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных и творческих способностей, навыков самоконтроля), так и содержательная подготовка по основным дисциплинам (математика, обучение грамоте и др.). Для решения этих проблем была создана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка  к школе», которая является комплексной и имеет социально-педагогическую направленность. Программа включает в себя три дисциплины «Ступеньки к письму»,  «Введение в математику» и «Развитие речи». Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у дошкольника при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а также подготовить его к новой социальной роли школьника. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные, и поэтому становится возможным формирование предпосылок будущей учебной деятельности детей, а главное – формирование психологической готовности к обучению – интереса и потребности в познании нового, трудолюбия, способности к волевым усилиям.

Направленность        (профиль) программы: социально-педагогическая.

Актуальность программы  заключается в том, что она составлена с учетом современных требований. Разнообразные формы и приемы, являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в большом потоке информации, и в соответствии со школьными требованиями вооружают грамотными приемами её обработки, запоминания и воспроизведения, учат легко справляться с увеличивающимся объёмом знаний, необходимых для жизни современному человеку.

Новизна данной  программы заключается в том, что её реализация позволяет комплексно решать все эти вопросы. Программа предусматривает развитие у детей не только предпосылок учебных умений и навыков: чтения, фонематического слуха, математических представлений, графики письма, но также особое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих возможностей детей.

Отличительные особенности программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.

В основу программы положены Конвенция о правах ребенка, нормативные документы федерального и муниципального уровней: Закон «Об образовании в Российской Федерации», Письмо Министерства образования и науки РФ, Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей № 06-1844 от 11.12.2006, Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N1008, Устав МКОУ ДО «Дом детского творчества».

Содержание образовательной программы направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • развитие универсальных учебных действий в рамках дополнительного образования;
  • обеспечение преемственности содержания различных видов образования;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • положительную социализацию ребенка;
  • профилактику асоциального поведения;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества

При реализации программы педагог опирается на основные принципы дидактики:

  • Научность: учащимся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знаний и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.
  • Учет возрастных особенностей: доступность обучения определяется возрастными особенностями учащихся и зависит от их индивидуальных особенностей, а так же от особенностей организации учебного процесса.
  • Опора на интерес: содержание программы и формы занятий выстраиваются педагогом таким образом, чтобы развить и закрепить естественный интерес детей к загадкам и тайнам исторического прошлого.
  • Систематичность и последовательность: логическое построение программного материала и каждой темы в отдельности с использованием межпредметных связей, обобщения и систематизации.
  • Прочность обучения: использование опорных конспектов по технологии В.Ф. Шаталова, широкое использование мнемотехнических приёмов, справочной и информационной литературы.
  • Доступность: педагог учитывает индивидуальную обучаемость каждого ребенка, организует работу учащихся по микрогруппам с более или менее одинаковой степенью обучаемости, использует арсенал наглядных пособий, ясность и эмоциональность изложения нового материала.
  • Связь теории с практикой: глубокое осмысление жизненных фактов, связанных с изучаемыми явлениями и применением в личной жизни ребенка полученных навыков.

 

Адресат программы

Программа адресована для детей дошкольного возраста, 6-7 лет. В  дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития.

Функции, процессы

Содержание

Направления деятельности педагога

Познавательные процессы

Произвольность, продуктивность и устойчивость.

Максимально быстрая адаптация детей к работе в школе и дома, важно научить их учиться, быть внимательным, усидчивым.

Физическое и психофизиологическое развитие

Совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны

Смена видов деятельности, разнообразие проводимых творческих заданий.

Познавательные процессы

Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

Переключение внимания различными средствами – голос, зрительный ряд, музыкальное сопровождение и т.д.

Ведущий вид деятельности

Учебная деятельность, как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

Акцент на развитие словесно-логического мышления, формирование научных понятий.

Восприятие

Синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Организация восприятия информации через зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Память

Произвольность и осмысленность. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д.

обучение строится с опорой на произвольную память и с учетом хорошей механической памяти.

Внимание

В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение

Педагог привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время

Личность

Формирование личности. Новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Разнообразие творческих, проектных и исследовательских заданий для раскрытия индивидуальных личностных особенностей учащихся.

Отношения в коллективе

Опыт коллективной деятельности

Организация коллективных творческих дел, общественная деятельность.

 

Исходя из возрастных особенностей детей, содержания и целеполагания курса была выстроена вариативная структура программы.

Объем и срок освоения программы

Данный курс рассчитан на 1 год обучения для детей  дошкольного возраста. Практика показывает, что реализовываться он может, начиная с 6-летнего возраста, поскольку технология предполагает использования опорных конспектов, наличие базовых умений ведения тетради с записями конспектов, чтения.

Курс представляет собой систему понятий, которые дополняют и глубже раскрывают сущность единого учебного процесса.

Данная программа не является константой. В процессе работы с конкретной группой детей, содержание и формы занятий могут по необходимости корректироваться педагогом.

Содержание программы соответствует целям общественного развития, определенному уровню начального общего образования, нормам возрастной психологии; обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, соответствует образовательным интересам дошкольников, учитывая уровень развития детей 6-7 лет.

Курс «Подготовка к школе» не противопоставляется базисным дошкольным предметам в детском дошкольном учреждении, а дополняет и углубляет их практическими навыками по разным направлениям познавательной деятельности дошкольников.

 

Длительность реализации отдельных курсов программы

Название курса

Длительность курса

Сроки реализации

 

 

 

«Подготовка к школе»

1 год

216 часов

 

 

 

 

Вариативная длительность курсов дают возможность охватить практически любой контингент детей в зависимости от их базовой подготовки и степени основной занятости в детском саду. При формировании учебных групп педагог проводит опрос и первоначальную диагностику, что позволяет ему выбрать наиболее оптимальный режим занятий.

Уровень освоения программы. Содержание и материал программы соответствует стартовому (общекультурному) уровню сложности, который предполагает использование и реализацию общедоступных универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Формы обучения – очная форма. Занятия реализуются в МКОУ ДО «Дома детского творчества».

Особенности организации образовательного процесса

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), не охваченных и охваченных  дошкольным образованием. 

Занятия носят интегрированный характер, и включают в себя обучение грамоте, математике, развитие речи, постановку руки, упражнения, способствующие комплексному развитию познавательных процессов ребенка.

Смотреть работу полностью