Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности  «Природа моего родного края»

Отдел образования Администрация городского округа города Сибай Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр»

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности  «Природа моего родного края»

 

педагог дополнительного образования

Мустафина А.А.

 

Пояснительная записка

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Природа моего родного края» составлена с учетом регионального компонента, которая подразумевает изучение природы родного края, культуры нашей малой родины. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – естественнонаучная. Естественнонаучная деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Новизна данной программы заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей.

Актуальность программы  заключается в предоставлении возможности  развивать  познавательную активность, творческие способности  в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Педагогическая целесообразность. Именно изучение природы родного края раз­вивает познавательный интерес к своей малой родине, воспитывает чувство патриотизма, любовь к её не­повторимой природе, памятникам природы, уважение к родной земле, её природным особенностям и преданиям.

Отличительная особенность данной программы дополнительного образования направлена на развитие у учащегося  стремления  к познанию, к совершенствованию волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, ответственности, взаимовыручки.

Возраст учащегося

Программа рассчитана для учащихся 1-х классов и предусматривает изучение материала в течение года в количестве 36 часов, из них 18 часа теории и 18 часов практики. По одному часу один раз в неделю. В первый год обучения группа состоит из 12 учащихся.

Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, работа по  подгруппам и индивидуальная.

Формы проведения занятий:

 -экскурсии (в парки, музей, на выставки города);
-  наблюдения за животными и растениями, явлениями природы;

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки);
– разбор картин из жизни диких животных  художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
–беседа о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.;

– беседа на экологические темы;
– сбор коллекций, семян, камней, листьев;
– экологические  акции, операции  (“Листопад”, “Ель”, “Скворечник”);

– викторины;

- просмотр видео-фильмов по теме;

- занятие –соревнование;
– составление экологической тропы.

Контроль и учет успеваемости

Текущий контроль – на каждом занятии проводятся блиц-опросы, разгадывание загадок по тематике. Периодический контроль – по итогам изучения темы или нескольких взаимосвязанных тем предполагается проведение   викторины, решение  кроссвордов. Итоговый контроль – по итогам изучения программы организовывается выставка работ учащихся. 

Цель: формирование знаний о природе, воспитание экологической культуры и позитивного поведения в природе.

Личностные задачи:

  •  
  • любви к своей малой Родине;
  •  этики  общения и  экологической культуры;
  •  бережного отношения к природе, родному краю;
  •  трудолюбия, ответственности, дисциплинированности.

Привить умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении  своей Родины.

Развивать первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом.

Образовательные задачи:      

  •  
  • с растительным миром родного края;
  •  с животным миром родного края.
  • :
  • приемам исследования   конкретных объектов природы родного края (животных и птиц);
  •  различать флаг и герб России, Республики Башкортостан, город Сибай;
  •  проводить наблюдения в окружающем мире;
  •  различать изученные объекты природы (камни, растения, животных);
  •  описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца;
  •  сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
  •  мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
  •  раздельно собирать мусор в быту;
  • соблюдать правила поведения в природе.

 Обучить  новым жизненно-необходимых навыкам.

Метапредметные задачи:

  •  
  •   интерес к изучению природы родного края;
  •  творческое мышление;
  •  деловые качества: наблюдательность, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
  •  умение сравнивать и мыслить логически, развить воображение, фантазию, обогащать речь и словарный запас.

Совершенствование интеллектуальных, нравственных, волевых качеств и личностных характеристик, таких как выносливость, сила воли, решительность, самостоятельность.

Формирование здорового образа жизни.

Описание планируемого результата

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, образовательных  и метапредметных результатов.

Личностные результаты

Сформированы следующие качества личности:

  • этика  общения и экологическая культура;
  •  трудолюбие, ответственность, дисциплинированность;
  • любовь к своей малой Родине;
  •  бережное отношение  к природе, родному краю;
  •  умение использовать позитивной лексики, передающая положительные чувства в отношении своей Родины;
  • наблюдательность самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
  • имеют  представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом.

Образовательные (предметные) результаты

Учащиеся должны знать:

  •  природу  родного города;
  • некоторые  достопримечательнасти   города;
  • животных и птицы природы родного края;
  • флаг и герб России, Республики Башкортостан, города Сибай.

Научатся:

  • проводить наблюдения в окружающем мире;
  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца;
  • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
  • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
  • раздельно собирать мусор в быту;
  • соблюдать правила поведения в природе.

 Метапредметные результаты

Должны приобрести следующие навыки:

  • умение творчески мыслить;
  • умение сравнивать и мыслить логически;
  • умение воображать, фантазировать.

Усовершенствуют  интеллектуальные, нравственные, волевые качества и личностные характеристики, таких как выносливость, сила воли, решительность, самостоятельность. Обогатят  речь и словарный запас. Сформируют  здоровый образ жизни.

 

 

Регулятивные

Учащиеся  научится:

  • выделять из темы занятия известные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
  • фиксировать в конце занятия  удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятии (с помощью средств, предложенных педагогом), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные

Учащиеся  научится:

  • находить и выделять под руководством педагога необходимую информацию из текстов, иллюстраций;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий предложенных педагогом;
  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков.

Коммуникативные

Учащиеся  научится:

  • включаться в диалог с педагогом и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • решать совместно со сверстниками задание групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий.

В результате  обучения, учащиеся  должны знать:

суть понятия «малая родина»;

- роль растений в природе и жизни человека;

- представителей животных и растений родного края;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- правила поведения в природе;

- название  3-х рек и 3-х гор Башкортостан.

Уметь:

- вести  наблюдения за изменениями в природе;

 - соблюдать правила поведения в природе;

- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

- описывать деревья, птиц, рыб, животных по плану;

- ценить красоту родного края;

- участвовать в природоохранных акциях;

- заботиться о здоровом образе жизни.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся

В данной программе используются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, опросов, участия учащихся  в экологических  акциях, викторинах, конкурсах.

Формы подведения  итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы выступает традиционные экологические праздники и мероприятия, традиционные акции («Листопад», «Помоги пернатым»,  «Кормушка»).

В процессе работы по программе предусмотрено применение следующих видов контроля знаний: беседа в форме «вопрос - ответ», викторины, выставка, конкурсы, участие в интеллектуально-познавательной игре «Знатоки родного края», в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» и «Поле чудес».

Учебно-тематический план

Название тема

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Блиц-опрос «Что такое природа?»

 

2

С чего начинается Родина?

8

4

4

Интеллектуально – познавательная игра  «Знатоки родного края»

3

Обитатели  города Сибай

7

4

3

Интеллектуальная игра «Поле чудес»

4

Умей отдыхать и беречь природу

7

4

3

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

5

Растения родного края

5

2

3

Кроссворд «Растения леса»

6

Животный мир

7

3

4

Викторина «Животные нашего края»

7

Итоговое занятие

1

-

1

Выставка практических работ учащихся

 

Итого

36

18

18

 

 

Содержание тем  дополнительно общеобразовательной общеразвивающей программы

1. Вводное занятие(1).Теория(1):Знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с традициями «Детского эколого-биологического центра». Блиц-опрос «Что такое природа?»

2. С чего начинается Родина?(8)Теория(4): Родина,  страна, «малая родина», столица, Москва – столица России, Уфа – столица РБ.

Символика страны и республики. Герб, флаг, гимн  - символы страны,  Республики Башкортостан.  Правила  поведения  при  прослушивании  гимна.

Башкортостан – мой край родной. Башкортостан– часть России. Познакомить с картой, её условными обозначениями. Территорию РБ на  карте  страны.

Воды- Башкортостана. Изучение названий и мест  расположений рек и озер Башкортостана. Их легенды.

Горы Башкортостана. Изучение названий и месторасположений гор. Народные праздники и обряды. Малые фольклорные жанры «На ярмарке» (пословицы, песни, скороговорки, загадки, считалки). В гости к мастеру.

Практика(4): Прослушивание гимна России и республики Башкортостан. «Путешествие в город мастеров» (занятие-сказка). Интеллектуально – познавательная игра  «Знатоки родного края». Русские народные игры. Игры и забавы.

3. Обитатели города Сибай(7).Теория(4): Деревья и кустарники нашего города.  Роль деревьев  в жизни человека. Цветы нашей клумбы.  Домашние птицы и животные. Виды. Роль животных в жизни человека. Насекомые города. Насекомые-вредители. Птицы  города. Их роль и значение в жизни человека.

Практика(3): Игра “С какого дерева листочек?”. Лото о деревьях.  Экологическая акция «Листопад». Экскурсия в парк. Игра «Узнай животное по описанию». Просмотр видео-фильма о насекомых.  Интеллектуальная игра «Поле чудес».

4. Умей отдыхать и беречь природу(7). Теория(4):Усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране природы; формирование представления об охраняемых территориях. Экологические праздники. Красная книга Республики Башкортостан. Демонстрация красной книга. Рассказ о книге,  ее значение. Рассказ о некоторых животных и растениях занесенных в красную книгу.  Полезные ископаемые. Где и как добывают.

Практика(3):Экологическая акция «Помоги пернатым». Создание эмблемы охраны природы. Памятники природы родного края. Интрактивное путишествие по памятникам природы и заповедным местам.   Рассказ о заповедниках.  Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

5. Растения родного края(5).Теория(2): Знакомство с видовым составом растений своего края. Лекарственные растения нашей местности. Знакомство с видовым составом лекарственных  растений своего края, их лекарственными свойствами.

Знакомство со съедобными  и ядовитыми грибами. Отличительные признаки ядовитых грибов от съедобных.Деревья у нас. Лиственные и хвойные деревья. Растения леса.

Практика(3):Сбор растений. Работа с плакатами. Научить описывать по плану дерево и кустарник. Сравнивать растения и относить их к определенным группам. Разгадывание ребусов по растениям и кроссворда «Растения леса» (Приложение 1).

6.Животный мир(7).Теория(3):Звери, обитающие на территории Башкортостана. Дикие животные. Жизнь зверей зимой. Следы животных.

 Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в водоемах своего родного края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы?

 Птицы нашего края. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств.

Насекомые родного края. Насекомые: виды, места обитания. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых.

Практика(4):Рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.

Описывать по плану птицу, рыбу. Сравнивать животных и относить их к определенным группам. Просмотр мультфильма о животных.

Разгадывание ребусов и загадок про животных, птиц и насекомых. Игра «Угадай-ка». Операция «Скворечник». Викторина «Животные нашего края».

7. Итоговое занятие(1). Практика(1):выставка «Лучшие практические работы учащихся»  по итогам учебного года.

 

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.

Формы занятий. Занятия по данной программе проводятся всем составом, а так же делением объединения на группы и на подгруппы. Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление пройденного материала, введение нового материала, подведение итогов.

Обучение происходит в занимательной игровой форме в сочетании практическими занятиями, на которых учащиеся выполняют творческие и логические задания, играют, рисуют. А так же занятия в виде интерактивного путешествия. Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов детской деятельности.

Одной из практической формы организации учебного процесса является экскурсия, во время  которой ведется наблюдения, дается учащимся экологические знания и  прививаются им нормы экологического поведения.

 

Методы организации занятий:

  • Технология метода  наблюдений,  обучение строится на основе тесной связи с жизнью, границы использования метода наблюдения в учебном процессе значительно расширяются. Без наблюдения многообразных явлений природы, труда людей, общественной жизни, наблюдений, направляемых и организуемых учителем, нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью;
  • игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности;
  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения чтение познавательных рассказов - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, гербария, коллекций, показ видеоматериала, иллюстраций, непосредственный контакт с природными объектами. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, эмблем, листовок, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
  • технология проблемного обучения, это состояние, вызванное определенным затруднением, путь преодоления которого должен быть найден. Проблемная ситуация не возникает, когда задача является легко разрешаемой или, наоборот, недоступной для решения;

проблемное изложение является своеобразной подготовкой учащихся к проблемному обучению, т. е. такому обучению, когда перед учащимися ставятся познавательные задачи, и они самостоятельно или при помощи педагога ищут пути их решения. Проблемное изложение учебного материала строится так, что педагог сам ставит проблему, сам ее решает, показывая учащимся пример ее решения;

В зависимости от содержания учебного материала, использую на занятиях традиционные формы контроля:

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- контрольная работа;

- самостоятельная работа;

- практическая работа;

- тест;

- самоконтроль.

И нетрадиционные формы контроля:

-разгадывание ребусов, кроссворды, филвордов;

- занятие-викторина;

- занятие-соревнование;

- занятие творческих заданий.

 

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

  • приобретение практических навыков поведения в природе;
  • активная жизненная позиция учащихся;
  • экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
  • разумное отношение к своему здоровью;
  • способность к адекватной самооценке, саморазвитию и самопознанию;
  • направленность личности в профессиональном выборе;

выбор личных, жизненных приоритетов.

На занятиях  применяется   форма работы, позволяющая определить достижения учащимися планируемых результатов:  устная контрольная работа. (Приложение1,приложение 2)

 

 

Дидактическое обеспечение: дидактические игры по теме, крассворды, викторины по каждому изученому разделу, дидактические карточки, книги, картины,слайд-презентации, загадки, ребусы.

Материально - техническое обеспечение.

  • Персональный компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • Аудиозапись голосов птиц, зверей, звуки и шумы природы (леса, моря, океана, ветра, прибоя, водопада и др.);
  • Аудиозапись гимна России и Башкортостана;
  • Наборы карандашей, красок, альбомы для рисования;
  • Гербарий растений;
  • Карта Республики Башкортостан, плакаты и рисунки;
  •  Настольные развивающие игры по тематике программы  (лото, игры-путешествия);
  • Интернет источники.

 

Рекомендуемая литература

1. Авторский коллектив под руководством Буйловой Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности.- Москва,2016.

2. Верзилин. Н. М. Лечебница в лесу. - Л.: Детская литература, 1951.

3. Все обо всем. Энциклопедия для  детей. - Т. 5. - М.: Слово АСТ, 1998.

4. Грехова Л И. В союзе с природой. - М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

 5. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. - М.: Просвещение, 1969.

6 Сладков Н. И. Азбука леса. - Л.: Детская литература, 1986.

7. Красная книга республики Башкортостан. Красная книга России.

 8.Бушуев Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия С.ленск: Русич, 2001.   9.Воржба В. Почему? Загадки, игры в картинках для детей лет. - М.: АСТ -Пресс, 2012

 

 

Приложение 1

Кроссворд "Растения леса"

1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой.

2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит.

4. Летом с него снег. Просто смех.
Снег по городу летает, 
Почему же он не тает?

5. Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви – только на макушке.

7. Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но в отличие от елки, опадают те иголки.

8. Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы.

9. Синенький звонок висит, никогда он не звенит.

10. На лесной полянке красуется Татьянка –
Алый сарафан, белые крапинки.

11. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, – зовусь я – ...

12. Беленькие горошки на зеленой ножке.

Ответы

1. Береза. 2. Липа. 3. Осина. 4. Тополь. 5. Ель. 6. Сосна. 7. Лиственница. 8. Рябина. 9. Колокольчик. 10. Земляника. 11. Подосиновик. 12. Ландыш.

В выделенных клетках – слова: "растения леса".

Приложение 2

Учащимся раздается  несколько (5 – 6) вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 5 минут учащиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из учащихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством учащихся.

Карточки к занятию по теме «Башкортостан мой край родной»

 

 Чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России?

 

 

Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана?

 

 

Какие реки  текут по нашей республике?

 

 

Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете?

 

 

Назовите  башкирские национальные блюда и напитки?

 

 

Назовите города республики

Башкортостана? 

 

 

 

Карточки к занятию по теме «Съедобные и ядовитые грибы»

 

Для чего мы собираем грибы?

 

 

Как поступит грибник с несъедобными грибами? 

 

 

Что нужно помнить, когда мы собираем грибы, какие правила нам надо соблюдать?

 

 

 

Перечислите съедобные грибы

 

Какие условия нужны для роста грибов?

 

 

Что происходило с человеком, который отравился грибами?

 

Календарно учебный график для 1а класса(1 подгруппа), СОШ №14

п/п

Месяц,

число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма

контроля

1

7 сентября

11.15-12.00

Беседа, игра на знакомство

1

Вводное занятие

СОШ № 14, 10 каб.

Блиц-опрос «Что такое природа?»

 

2

14 сентября

11.15-12.00

Объяснения, игры, стихи

1

С чего начинается Родина?

СОШ № 14, 10 каб.

Разгадывание кроссворд

3

21 сентября

11.15-12.00

Объяснения

1

Символика страны и республики

СОШ № 14, 10 каб.

Создание флага свое семьи

4

28 сентября

11.15-12.00

Объяснения

1

Башкортостан - мой

край родной 

СОШ № 14, 10 каб.

Рисование по замыслу

5

5 октября

11.15-12.00

Объяснения, стихи

1

Воды Башкортостана

СОШ № 14, 10 каб.

Загадки про водные объекты

6

12 октября

11.15-12.00

Объяснения,

викторина

1

Горы Башкортостана

СОШ № 14, 10 каб.

Викторина «Горы»

7

19 октября

11.15-12.00

Беседа, Сюжетно-ролевые игры

1

Народные праздники и обряды

СОШ № 14, 10 каб.

Разучивание пословиц, скороговорок

8

26 октября

11.15-12.00

Объяснения,

Сюжетно-ролевые игры

1

Русские народные игры

СОШ № 14, 10 каб.

Игры

9

2 ноября

11.15-12.00

Занятие-игра

1

Интеллектуально – познавательная игра  «Знатоки родного края»

СОШ № 14, 10 каб.

Интеллектуально – познавательная игра  «Знатоки родного края»

10

9 ноября

11.15-12.00

Объяснения, стихи, изготовление листовки

1

Экологическая акция «Листопад»

СОШ № 14, 10 каб.

Изготовление листовки «Листопад»

11

16 ноября

11.15-12.00

Рассказ

1

Цветы нашей клумбы

СОШ № 14, 10 каб.

Загадки про цветы

12

23 ноября

11.15-12.00

Рассказ, показ слайд-презентации

1

Домашние птицы и животные

СОШ № 14, 10 каб.

Рисунок «Мой питомец»

13

30 ноября

11.15-12.00

Беседа, просмотр видео-фильма о насекомых

1

Насекомые города

СОШ № 14, 10 каб.

Блиц-опрос « Польза или вред?»

14

7 декабря

11.15-12.00

Рассказ, показ слайд-презентации

1

Птицы  города

СОШ № 14, 10 каб.

Филворд «Птицы»

15

14 декабря

11.15-12.00

Экскурсия в парк

1

Деревья и кустарники нашего города

СОШ № 14, 10 каб.

Игра «С какого дерева листочек?»

16

21 декабря

11.15-12.00

Занятие -игра

1

Интеллектуальная игра «Поле чудес»

СОШ № 14, 10 каб.

Интеллектуальная игра «Поле чудес»

17

28 декабря

11.15-12.00

Беседа

1

Умей отдыхать и беречь природу

СОШ № 14, 10 каб.

Изготовление эмблемы охраны природы

18

11 января

11.15-12.00

Рассказы, игры

1

Экологические праздники

СОШ № 14, 10 каб.

Игра «Экологическая тропа»

19

18 январь

11.15-12.00

Объяснение, игры

1

Красная книга РБ

СОШ № 14, 10 каб.

Блиц-опрос «Красная книга»

20

25 январь

11.15-12.00

Беседа

1

Мой край родной, заповедные места

СОШ № 14, 10 каб.

Викторина

21

1 февраля

11.15-12.00

Объяснение, игры,

1

Полезные ископаемые

СОШ № 14, 10 каб.

Кроссворд

22

8 февраля

11.15-12.00

Рассказ, изготовление кормушки

1

Экологическая акция «Помоги пернатым

СОШ № 14, 10 каб.

Игра «Загадочные птицы»

23

15 февраля

11.15-12.00

Беседа, игра

1

Интеллектуальная игра  «Что? Где? Когда?»

СОШ № 14, 10 каб.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

24

22 февраля

11.15-12.00

Рассказ, игра, демонстрация слайд-презентации

1

Растения родного края

СОШ № 14, 10 каб.

Ребусы по растениям

25

1 марта

11.15-12.00

Объяснение, демонстрация слайд-презентации, игры

1

Лекарственные растения нашей местности

СОШ № 14, 10 каб.

Кроссворд «Лекарственные растения»

26

15 марта

11.15-12.00

Объяснение, демонстрация слайд-презентации, игры

1

Съедобные и ядовитые грибы

СОШ № 14, 10 каб.

Блиц-опрос «Грибы нашего края»

27

22 марта

11.15-12.00

Рассказ, игра

1

Деревья у нас

СОШ № 14, 10 каб.

Игра «Узнай по описанию»

28

29 марта

11.15-12.00

Беседа

1

 Растения леса

СОШ № 14, 10 каб.

Кроссворд «Растения леса»

29

5 апреля

11.15-12.00

Рассказ, разбор картин из жизни диких животных

1

Животный мир

СОШ № 14, 10 каб.

Ребусы про животных

30

12 апреля

11.15-12.00

Объяснение, игры

1

Обитатели воды – рыбы

СОШ № 14, 10 каб.

Игра «Угадай-ка»

31

19 апреля

11.15-12.00

Беседа, чтение художественных произведений о птицах

1

Птицы нашего края

СОШ № 14, 10 каб.

Загадки про птиц

32

26 апреля

11.15-12.00

Объяснение, изготовление листовки «Скворечник»

1

Операция «Скворечник»

СОШ № 14, 10 каб.

Операция «Скворечник»

33

3 мая

11.15-12.00

Беседа, описывание птицы по плану, игры

1

Кочующие, оседлые, перелетные птицы

СОШ № 14, 10 каб.

Ребусы про птиц

34

10 мая

11.15-12.00

Рассказ, просмотр видео-фильма о насекомых

1

Насекомые родного края

СОШ № 14, 10 каб.

Загадки про насекомых

35

17 мая

11.15-12.00

Беседа, викторина

1

Викторина «Животные нашего края»

СОШ № 14, 10 каб.

Викторина «Животные нашего края»

36

24 мая

11.15-12.00

Беседа

1

Итоговое занятие

СОШ № 14, 10 каб.

Выставка практических работ учащихся