Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Изобразительное искусство»

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

 «Дом детского творчества» города Можги Удмуртской Республики

 

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Изобразительное искусство»

 

педагог дополнительного образования 

Красильникова Н.Н.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» (далее программа) составлена в соответствии с нормативными документами[1] и на основе опыта работы педагога.

Программа имеет художественную направленность.

Актуальность. Изобразительная деятельность ребёнка - это наиболее эффективный способ выявления творческой натуры, способствующий развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия. Программа способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.Приобретая практические умения и навыки в области изобразительного искусства, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Цель программы - развитие индивидуальных художественно-творческих способностей через изобразительную деятельность.

Задачи:

  1. познакомить с основами изобразительного искусства, его видами и жанрами;
  2. сформировать у учащихся умения владеть традиционными и нетрадиционными техниками и приёмами исполнения рисунка, живописи, композиции в изобразительном искусстве;
  3. научить пользоваться художественными  материалами и правилам ухода за ними;
  4. познакомить учащихся с творчеством выдающихся отечественных и зарубежных художников и их произведениями;
  5. воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, любовь к родной природе, своему народу, Родине.

 

 

Отличительные особенности. Данная программа разработана так, чтобы изучаемый материал вызывал большой интерес у детей заниматься изобразительной деятельностью, для этого используются различные традиционные и нетрадиционные техники и приёмы рисования. Учащиеся во время изобразительной деятельности работают не только с художественными материалами и предметами,но и используют подручный материал  (свечи парафиновые, листья, ватные диски и палочки, полиэтиленовые пакеты, речной песок и т.д.). Таким образом, ребёнок, работая комплексно, развивает воображение, свои творческие навыки сразу в нескольких направлениях: рисунок, цветоведение, композиция, конструирование, проектирование работ. Воплощение фантазии не только даёт выход творческой энергии ребёнка, но и имеет практическую пользу - развивает координацию и глазомер, внимание, память, мелкую моторику, мышление. Обучение по программепозволяет не только познакомиться с творчеством отдельных художников, но и  знакомит детей с мировыми культурными ценностями, расширяет представления учащихся о мире искусства и его возможностях.

Адресат программы. Возраст детей -7 - 12 лет.  Запись детей в объединение осуществляется по желанию самих детей, без предъявления специальных требований. Зачисление производится по заявлению родителей. Обучение по программеI-ого года обучения не требует базовых знаний и умений по изобразительному искусству. На II год обучения зачисляются учащиеся имеющие знания,  умения и навыки I- ого года обучения, или учащиеся, успешно сдавшие  входную аттестацию попрограмме  II-ого года обучения.

Объём программы

За весь срок обучения 296 часов.

Срок освоения программы

Освоение программы рассчитано на 2 года и осуществляется поэтапно:

 

п/ п

 

Этапы обучения программы

Цель обучения

Год обучения

Возраст

учащихся

11.

 

 

Общекультур-ный

 

Углубление знаний и формирование художественных навыков.

 

1-ый год

 

7 – 9

лет

 

 

2.

 

Развивающий

 

Развитие стремления к изобразительной деятельности, самостоятельности в работе.

 

2-ой год

 

9 – 12

  лет

 

 

Формы  организации образовательного процесса и виды занятий.

Ведущими формами организации образовательного процесса являются  занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. При организации образовательного процесса предусматривается выполнение  творческих заданий, чтобы научить детей изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.

Проведение занятий предполагает коллективную, индивидуальную и групповую формы работы. Для  активизации учебной деятельности используются игровые моменты, элементы соревнований, наглядно-демонстрационный материал, искусствоведческие кроссворды, сказки, притчи, истории, применяется звучание музыки, выставки, мастер-классы,  экскурсии.  Наличие разного уровня заданий на занятиях позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению детей. Важнейшим направлением работы является привлечение детей к участию в творческих конкурсах, которые имеют большое значение для стимулирования познавательной, творческой и трудовой активности учащихся.

 

Режим занятий.

Занятия проводятся: I-й год и II-й год обучения  2 раза в неделю по 2 часа (итого 4 часа в неделю, 148 часов в год), в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14.

На занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований охраны труда, пожарной безопасности и личной гигиены.

 

Планируемые результаты.

Личностные результаты, которые приобретут учащиеся в результате освоения программы:

-  проявление интереса к миру искусства, к культуре и истории своего народа, родному краю;

- уважительное отношение к друзьям, взрослым;

- проявление доброжелательности, внимательности, готовность прийти на помощь;

-развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;

-умение организовать рабочее место;

- бережное отношение к художественным материалам и инструментам;

- развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера;

Метапредметные:

- умение определять цель учебной деятельности, планировать                     выполнения задания, оценивать свою деятельность;

- участие в диалоге, сотрудничество в совместном решении общих проблем и задач;

- нахождение и анализ необходимой        информации;

- самостоятельное выполнение работы по инструкции;

- приобретение навыка работы в паре, группе;

- участие в коллективном обсуждении;

Предметные:  

-умение самостоятельно работать в разных техниках;

-ознакомление с художественными терминами и понятиями;

- освоение основ   рисунка, цветоведения, композиции;

- знание  особенностей цвета и изобразительных материалов;

- умение передавать форму, величину изображения;

-  умение сравнивать и правильно определять  пропорции предметов, их   

расположение, цвет;

Формы аттестации и контроля. Уровень освоения программы, теоретических знаний и практических умений, динамики продвижения учащихся определяются через контрольно-измерительные материалы. Для  данной программы используются разные виды контроля:

Входной контроль. При поступлении в объединении ребёнок проходит собеседование для установления уровня общего развития (тестирование,  практические задания).

Промежуточный контроль проводится посредством выполнения детьми самостоятельных работ на пройденные темы (тестирование, практические задания по пройденному материалу).

Итоговый контроль. Результат обучения ребёнка оценивается по его личным достижениям относительно собственных возможностей(тестирование, практические задания по пройденному материалу).

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является выставка творческих работ, а также портфолио работ и достижений учащихся.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

п/п

 Раздел,  тема

Всего часов

в том числе

Формы

аттестации/ контроля

теория

практика

1.

Рисунок

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

2

1

1

Тест, практическое задание (входная аттестация)

1.2.

Рисунок – основа изобразительного искусства. Знакомство с материалами и принадлежностями для рисования.

4

1

3

 

1.3.

Выразительные средства рисунка: точка, линия, пятно. 

4

1

3

 

1.4.

Виды штрихов.  Работа мягкими, сухими графическими материалами (простые карандаши разной мягкости)

4

1

3

 

 

1.5.

Рисование по рельефной поверхности осенних листьев -фроттаж.

4

1

3

 

1.6.

Перспектива. Рисование деревьев вблизи и вдали, при помощи туши и гелевой ручки.

4

1

3

 

 

1.7.

Рисование в технике  граттаж.

4

1

3

 

1.8.

Зарисовка простых природных форм (растения, цветы, бабочки).

6

2

4

 

1.9.

Рисование с натуры предметов геометрической формы (куб, цилиндр).

6

2

4

 

1.10.

Рисование животных по схеме.  Знакомство с  художниками-анималистами:  

Е.И. Чарушин,

В.А. Ватагин.

6

2

4

 

1.11.

Знакомство с натюрмортом и творчеством

В.А. Серова,

К.А. Коровина.

4

1

3

 

1.12.

Рисование натюрморта из трех предметов с натуры по выбору.

4

1

3

 

2.

Цветоведение

 

 

 

 

2.1.

Цвет - основа живописи. Работа с кистью, акварелью. Правила ухода за принадлежностями.

4

1

3

 

2.2.

Рисование основными цветами природных форм (растения, бабочки).

4

1

3

 

2.3.

Получение производных цветов. Рисование природных явлений при помощи производных цветов (радуга, дождь).

4

1

3      

 

2.4.

Рисование природных форм с использованием тёплых цветов (листья, рыбки).

4

1

3

 

2.5.

Рисование природных явлений с использованием холодных цветов (ночь, гроза). 

4

1

3

 

2.6.

 Получение звонких и глухих цветов. Рисование природных форм(цветы).

4

1

3

Тест, практическое задание (промежуточная аттестация)

2.7.

 Знакомство с пейзажем и творчеством

И.И. Левитана,

И.Э. Грабаря.

4

1

3

 

3.

Композиция

 

 

 

 

3.1.

Композиция – основа любого рисунка. Работа с кистью, гуашью.

4

1

3

 

3.2.

Виды композиции.

4

1

3

 

3.3.

Компоновка.

4

1

3

 

3.4.

Значение тени и светотени.

4

1

3

 

3.5.

Контраст, колорит.

4

1

3

 

3.6.

Плоская и объёмная фактура.

4

1

3

 

3.7.

Составление композиции из растительных форм (листья, цветы, ветки).

6

2

4

 

3.8.

Построение композиции при помощи различных геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник).

6

2

4

 

3.9.

Знакомство с портретом и творчеством

В.Г. Веницианова, К.П. Брюллова.

4

1

3

 

3.10.

Основные пропорции фигуры человека.

6

2

4

 

3.11.

Основные пропорции лица человека.

6

2

4

 

3.12

Рисование фигуры человека в движении.

6

2

4

 

4.

Декоративная работа

 

 

 

 

4.1.

Оформление работ в рамки.

4

1

3

 

4.2

Подготовка работ к выставке.

 

4

1

3

 

4. 3.

Итоговое занятие

 

2

1

1

Тест, практическое задание (промежуточная аттестация)

 

 

ИТОГО:

148

42

106

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

 

п/п

 

Раздел,  тема

 

Содержание

 

теория

практика

 

1.

 

  Рисунок

 

Понятие о рисунке, его основы, виды.

 

 

Освоение работы с графическими материалами. Освоение навыков рисования в разных техниках: штриховка, тушёвка, граттаж, фроттаж.

1.1.

 

Вводное занятие.

Инструктаж.

 

Цели и задачи программы.

 Расписание занятий.

 Правила безопасности и поведения в объединении.

 Входная аттестация.

 

 

Выполнение теста, практического задания.

1.2.

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок – основа изобразительного искусства. Знакомство с материалами и принадлежностями для рисования.

Чем и на чём работает художник. Материалы и принадлежности для рисунка, правила пользования и ухода за ними.Виды рисунка.

 Работа с простыми и цветными  карандашами, гелевой ручкой. Рисование  контура, силуэта, штриховка, тонировка и растушевка.

1.3.

Выразительные средства рисунка: точка, линия, пятно. 

Основные средства рисунка: точка, линия, пятно, их особенности.

Зарисовка  растительных элементов с использованием простых карандашей.

1.4.

Виды штрихов.  Работа мягкими, сухими графическими материалами (простые карандаши разной мягкости)

Способы изображения   с помощью разных видов штрихов.

 

Работа с простыми карандашами, изображение солнечной и ветреной погоды.

1.5.

Рисование по рельефной поверхности осенних листьев - фроттаж.

Знакомство с техникой рисования – фроттаж.

Штриховка по поверхности листьев цветными карандашами.

1.6.

Перспектива. Рисование деревьев вблизи и вдали, при помощи туши и гелевой ручки.

Значение перспективы и её законы.

Изображение деревьев разной величины.

1.7.

Рисование в технике граттаж.

Знакомство с техникой рисования-граттаж.

Работа с парафиновой свечой,  тушью, зубочистками.

1.8.

Зарисовка простых природных форм (растения, цветы, бабочки).

Изучение природных форм, их особенности.

Работа с фломастерами, гелевыми ручками.

1.9.

Рисование с натуры предметов геометрической формы (куб, цилиндр).

Изучение предметов геометрической формы, их особенности.

Работа с простыми карандашами разной мягкости.

1.10.

Рисование животных по схеме.  Знакомство с  художниками анималистами:  

Е.И. Чарушин,

В.А. Ватагин.

Правильное использование схем для рисования. Закомство с художниками анималистами.

Изображение животных с помощью простого карандаша и гелевой ручки.

1.11.

Знакомство с натюрмортом и творчеством

В.А. Серова,

К.А. Коровина.

Понятие о натюрморте. Знакомство с художниками натюрмортистами.

Изображение предметов быта с помощью простых карандашей.

1.12.

Рисование натюрморта из трех предметов с натуры по выбору.

Построение предметов быта, использование геометрических фигур.

Изображение предметов быта с помощью простых и цветных карандашей.

2.

Цветоведение

Понятие о цвете, его свойствах, особенностях

Освоение работы с красками и кистями. Освоение навыков рисования в разных техниках: диаптия, монотипия, штамповка, использование природных и подручных материалов.

2.1.

Цвет - основа живописи. Работа с кистью, акварелью. Правила ухода за принадлежностями.

Материалы и принадлежности для работы в цвете. Навыки работы с кистью, акварелью, палитрой. Правила ухода за принадлежностями.

Выразительные возможности акварели.

 

Работа с акварелью:   заливка,  мазки.

2.2.

Рисование основными цветами природных форм (растения, бабочки).

Понятие об основных цветах, их свойства.

Применение основных цветов в изображении природных форм. Работа с прозрачными и полупрозрачными акварельными красками в технике - монотипия.

2.3.

Получение производные цветов. Рисование природных явлений при помощи производных цветов (радуга, дождь).

Понятие о производных цветах, их свойства.

Получение производных цветов и их применение в изображении природных явлений.. Работа с акварельными красками по сухому в технике - диаптия.

2.4.

Рисование природных форм с использованием тёплых цветов (листья, рыбки).

Понятие о тёплых цветах, их свойства.

Получение оттенков тёплых цветов, изображение природных форм.  Работа с акварельными красками в технике – штамповка губкой, листьями.

2.5.

Рисование природных явлений с использованием холодных цветов (ночь, гроза). 

Понятие о холодных цветах,  их свойства.

Получение оттенков холодных цветов.  Работа с акварельными красками по сырому листу с использованием палочек.

2.6.

 Получение звонких и глухих цветов. Рисование природных форм (цветы).

Понятие о звонких и глухих цветах, их свойства.

Смешивание цветов с белым, серым, чёрным цветом. Работа с гуашевыми красками и палочками.

2.7.

 Знакомство с пейзажем и творчеством

И.И. Левитана,

И.Э. Грабаря.

Понятие о пейзаже. Знакомство с отечественнымихудожниками пейзажистами.

Работа с акварельными красками в технике набрызг.

3.

Композиция

Понятие о композиции. 

Роль композиции в изобразительном искусстве.

Работа с карандашами, восковыми мелками,  гуашью: заполнение поверхности листа разными способами, смешивание цветов, наложение цветов друг на друга, правильное размещение, построение.

 

3.1.

Композиция – основа любого рисунка. Работа с кистью, гуашью.

 Свойства и особенности композиции.

 

Изображение при помощи ватных палочек и мыльного раствора мыльных пузырей.

3.2.

 

Виды композиции.

Особенности видов композиции.

 

Изображение при помощи фломастеров и цветных карандашей различных композиционных решений.

3.3

Компоновка.

Выбор композиционного замысла.

Предварительное изображение композиции из округлых предметов при помощи простых карандашей.

3.4.

Значение тени и светотени.

 Свет, тень, полутень в композиции.

Изображение с помощью гуаши овощей.

3.5.

Контраст, колорит.

Значение контраста и колорита в композиции.

Изображение фруктов с помощью гуаши в разных цветовых решениях.

3.6.

Плоская и объёмная фактура.

Изучение объёмных предметов.

Применение смешанной техники рисования: акварель и цветные карандаши.

3.7.

Составление композиции из растительных форм (листья, цветы, ветки).

Выбор растительных форм для создания композиции в круге или в полосе.

Изображение, составленной композиции из растительных форм, в цвете, с помощью фломастеров, цветных карандашей.

3.8.

Построение композиции при помощи различных геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник).

Применение геометрических фигур в создании композиции в круге или в полосе.

Изображение, составленной композиции из геометрических фигур, в цвете, с помощью фломастеров, цветных карандашей.

3.9.

Знакомство с портретом и творчеством

 В.Г. Веницианова, К.П. Брюллова.

Понятие о портрете. Знакомство с художниками портретистами.

Работа с акварелью и фломастерами.

3.10.

Основные пропорции фигуры человека.

Способы изображения фигуры человека, пропорции.

Применение в рисовании фигуры человека фломастеров и карандашей.

3.11.

Основные пропорции лица человека.

Способы изображения лица человека, пропорции.

Работа с акварелью и фломастерами.

3.12.

Рисование фигуры человека в движении.

Способы изображения фигуры человека в движении, пропорции.

Применение в рисовании фигуры человека фломастеров и карандашей.

4.

Декоративная работа

Понятие обоформлении.

Доработка творческих работ.

4.1.

Оформление работ в рамки.

Что такое рамка, её значение.

Изготовление рамок из бумаги.

4.2.

Подготовка работ к выставке.

Для чего нужна выставка.

Выбор лучших работ, оформление выставки.

4.3.

 

Итоговое занятие

 

Промежуточная аттестация.

Подведение итогов.    Тестирование, практические задания.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

УЧАЩИХСЯ I-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

К концу года учащиеся будут:

- знать:

-основы изобразительного искусства (рисунок, цветоведение, композиция) иосновные жанры изобразительного искусства(натюрморт, пейзаж, портрет);

- творчество отечественных художников и их произведения;

 

- уметь:  

- изображать предметы крупно, используя весь лист бумаги;

- различать основные и производные, тёплые и холодные цвета;

- пользоваться художественными  материалами и инструментами; 

-  рисовать в  разных техниках (традиционные, нетрадиционные);

- рисовать с натуры и по представлению, передавая характерные     особенности (форму, величину, цвет), изображаемого объекта;

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

II-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

п/п

 Раздел,  тема

Всего часов

в том числе

Формы контроля

теория

практика

1.

Графика

 

 

 

 

1.1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

1

1

Тест, практическое задание (входная аттестация)

1.2.

Графика-вид изобразительного искусства. Знакомство с творчеством

А.Н. Бенуа,

Леонардо да Винчи.

      4

1

3

 

1.3.

Выразительные средства графики: линия и пятно.

4

1

3

 

1.4.

 Виды графики (станковая, книжная, промышленная, плакат).

4

1

3

 

1.5.

Рисование волнистыми, плавными линиями волн, водорослей.

       4

1

3

 

1.6.

Рисование кривыми, жёсткими линиями сухих деревьев и веток.

4

1

3

 

1.7.

Рисование тонкой, стремительной линией паутины, колосьев.

4

1

3

 

1.8.

 Рисование  пятном и  различными линиями растений.

 

4

1

3

 

2.

Живопись

 

 

 

 

2.1.

Живопись-вид изобразительного искусства. Знакомство с творчеством

А.К.Саврасова, Клода Моне.

4

1

3

 

2.2.

Выразительные средства живописи (цвет, пятно).

4

1

3

 

2.3.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная, театрально-декорационная).

4

1

3

 

2.4.

Рисование акварельных зарисовок веток с листьями.

4

1

3

 

2.5.

Рисование акварельных зарисовок растений из книжных иллюстраций.

4

1

3

 

2.6.

Рисование акварельных зарисовок цветущих растений с натуры.

4

1

3

 

3.

Скульптура

 

 

 

 

3.1.

Скульптура-вид изобразительного искусства. Знакомство с творчеством    

В.И. Мухиной,

Э.М. Фальконе.

4

1

3

 

3.2.

Выразительные средства скульптуры: объём.

 

 

       4

1

       3

 

 4.

Архитектура

 

 

 

 

4.1.

Архитектура – вид изобразительного искусства. Знакомство с творчеством   

Д.В. Ухтомского, Б.Ф. Растрелли.

4

1

3

 

4.2.

Зарисовка архитектурных построек родного города.

      4

1

3

Тест, практическое задание (промежуточная аттестация)

4.3.

Зарисовка исторических архитектурных построек с натуры и по памяти.

6

2

4

 

5.

Жанры изобразительного искусства

 

 

 

 

5.1.

Виды натюрморта. Знакомство с творчеством Ван Гога, Поль Сезанна,

И.Ф. Хруцкого.

4

1

3

 

5.2.

Рисование натюрморта из пяти предметов с натуры.

6

2

4

 

5.3.

Рисование тематического натюрморта.

6

2

4

 

5.4.

Рисование декоративного натюрморта.

4

1

3

 

5.5.

 Виды пейзажа. Знакомство с творчеством     И.И. Шишкина,

ФранческоФилипини.

4

1

3

 

5.6.

Рисование морского пейзажа.

4

1

3

 

5.7.

Рисование речного пейзажа.

4

1

3

 

5.8.

Рисование сельского пейзажа.

4

1

3

 

5.9.

Виды портрета. Знакомство с творчеством Рембрантаван Рейна,

М.А. Врубеля.

4

1

3

 

5.10.

Рисование портрета родственников с фотографии.

4

1

3

 

5.11.

Бытовой жанр. Знакомство с творчеством

И.Е. Репина.

4

1

3

 

5.12.

Исторический жанр. Знакомство с творчеством

В.И. Сурикова.

4

1

3

 

5.13.

Батальный жанр. Знакомство с творчеством

А.А. Дайнека.

4

1

3

 

5.14.

Мифологический жанр.  Знакомство с творчествомВ.М.Васнецова.

4

1

3

 

5.15.

Анималистический жанр. Знакомство с творчеством

М.С. Павловой.

4

1

3

 

6.

Декоративная работа

 

 

 

 

6.1.

Оформление работ в рамки.

4

1

3

 

6.2.

Подготовка работ к выставке.

2

1

1

 

6.3.

Итоговое занятие

 

2

-

2

Тест, практическое задание (итоговая аттестация)

 

ИТОГО:

148

39

109

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

п/п

   Раздел,  тема

Содержание

теория

практика

1.

Графика

Понятие о графике. Особенности графики.

.

Работа графическими материалами:изображение предметов и объектов с натуры, по представлению и воображению.

1.1.

Вводное занятие

Цели и задачи II года обучения. Расписание занятий. Правила безопасности и поведения в объединении. Входная аттестация.

 

Выполнение теста, практического задания.

1.2.

Графика-вид изобразительного искусства. Знакомство с творчеством

А.Н. Бенуа,

Леонардо да Винчи.

Назначение  графики.Знакомство с отечественными и зарубежными  художниками-графиками.

Работа  с  простыми карандашами разной мягкости.

1.3.

Выразительные средства графики: линия и пятно.

Понятие «контур» и «силуэт».

Работа  с  простыми карандашами разной мягкости, тушью, гелевой ручкой

1.4.

 Виды графики(станковая, книжная, промышленная, плакат).

Особенности видов графики, сходства и различия.

Работа с простыми и цветными карандашами, гелевыми ручками.

1.5.

Рисование волнистыми, плавными линиями волн, водорослей.

 

Особенности волнистой линии, её применение в рисовании.

Работа  с акварелью, чёрной гелевой ручкой.

1.6.

Рисование кривыми, жёсткими линиями сухих деревьев и веток.

Особенности кривой линии, её применение в рисовании.

Работа  с акварелью, чёрной гелевой ручкой, тушью.

1.7.

Рисование тонкой, стремительной линией паутины, колосьев.

Особенности кривой линии, её применение в рисовании.

Работа чёрной гелевой ручкой, тушью.

1.8.

 Рисование  пятном и  различными линиями растений.

 

Выразительность и свойства линий и пятен.

Работа  с акварелью, чёрной гелевой ручкой, тушью.

 2.

   Живопись

 

Понятие о живописи. Особенности живописи.

.

Работа с акварелью, гуашью,  фломастерами: изображение предметов и объектов с натуры, по представлению и воображению.

2.1.

Живопись-вид изобразительного искусства. Знакомство с творчеством

А.К. Саврасова,

 Клода Моне.

Назначение живописи. Знакомство с отечественными и зарубежными  живописцами.

Работа с акварелью  и фломастерами.

2.2.

Выразительные средства живописи (цвет, пятно).

Понятие о ритме цветовых пятен.

Изображение живописной композиции при помощи гуаши.

2.3.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная, театрально-декорационная).

Изучение особенностей видов живописи и техник еёисполнения.

 

Работа в разных техниках: гуашь, акварель и фломастеры.

2.4.

Рисование акварельных зарисовок веток с листьями.

Использование свойств акварели в изображении природных форм.

Работа с акварелью  и фломастерами.

2.5.

Рисование акварельных зарисовок растений из книжных иллюстраций.

Использование свойств акварели в изображении природных форм.

Изображение  при помощи акварели и  цветных карандашей растений.

2.6.

Рисование акварельных зарисовок цветущих растений с натуры.

Использование свойств акварели в изображении природных форм.

Изображение  при помощи акварели и  цветных карандашей  цветущих растений с натуры.

3.

Скульптура

Понятие о скульптуре. Особенности скульптуры.

Работа с пластилином.

3.1

Скульптура-вид изобразительного искусства. Знакомство с творчеством    

В.И. Мухиной,

Э.М. Фальконе.

Назначение скульптуры. Знакомство с отечественными и зарубежными  скульпторами.

Лепка из пластилина несложных природных форм (овощи, фрукты, листья).

3.2.

Выразительные средства скульптуры -объём.

Приёмы  работы в скульптуре.

Лепка из пластилина домашних животных.

4.

Архитектура

Понятие о архитектуре. Особенности скульптуры.

Работа графическими материалами.

4.1.

Архитектура – вид изобразительного искусства. Знакомство с творчеством 

Д.В. Ухтомского,

Б.Ф. Растрелли.

Назначение архитектуры. Знакомство с отечественными и зарубежными  архитекторами.

Зарисовки архитектурных построек графическими материалами.

4.2.

Зарисовка архитектурных построек родного города.

Изучение основ и конструкций архитектурных построек.

Работа с простыми карандашами и чёрной гелевой ручкой.

4.3.

Зарисовка исторических архитектурных построек с натуры и по памяти.

Изучение истории создания отдельных архитектурных построек.

Работа акварелью и чёрной гелевой ручкой.

5.

     Жанры изобразительного искусства

Изучение особенностей, видов и техник исполнения  пейзажа, натюрморта, портрета, бытового жанра, исторического жанра, батального жанра, мифологического жанра, анималистического жанра.

 

Работа с акварелью, гуашью,  фломастерами: изображение предметов и объектов с натуры, по представлению и воображению.

5.1.

Виды натюрморта. Знакомство с творчеством Ван Гога, Поль Сезанна,

И.Ф. Хруцкого.

Виды натюрморта, особенности его рисования.

Изображение предметов быта с помощью акварели и гуаши.

5.2.

Рисование натюрморта из пяти предметов с натуры.

Особенности рисования натюрморта с натуры.

Выполнение натюрморта с помощью гуаши.

5.3.

Рисование тематического натюрморта.

Особенности натюрморта на определённую тему.

Выполнение натюрморта с помощью гуаши.

5.4.

Рисование декоративного натюрморта.

Особенности рисования декоративного натюрморта.

Изображение предметов быта с помощью  гуаши и туши.

5.5.

 Виды пейзажа. Знакомство с творчеством

 И.И. Шишкина,

ФранческоФилиппини.

 

Изучение особенностей, видов пейзажа и техник егоисполнения.Знакомство с отечественными и зарубежными пейзажистами.

Изображение пейзажа в разные времена годаакварелью, гуашью.

5.6.

Рисование морского пейзажа.

Особенности морского пейзажа.

Изображение морского пейзажа при помощи гуаши и палочек.

5.7.

Рисование речного пейзажа.

Особенности речного пейзажа.

Изображение речного пейзажа при помощи гуаши.

5.8.

Рисование сельского пейзажа.

Особенности сельского пейзажа.

Изображение сельского пейзажа при помощи гуаши и палочек.

5.9.

Виды портрета. Знакомство с творчеством Рембрантаван Рейна,

М.А. Врубеля.

Особенности разных видов портрета. Знакомство с художниками портретистами.

Изображение человека в полный рост гуашью.

5.10.

Рисование портрета родственников с фотографии.

Изучение особенностей, видов и техник исполнения портрета.

 

Изображение портрета своих родственников при помощи гуаши.

5.11.

Бытовой жанр. Знакомство с творчеством 

И.Е. Репина.

Понятие, особенности бытового жанра. Изучение творчества И.Е. Репина.

Изображение сцен из жизни людей  при помощи акварели и крупы.

5.12.

Исторический жанр.

Знакомство с творчеством

В.И. Сурикова.

Понятие, особенности исторического жанра.  

Изучение творчества В.И. Сурикова.

Изображение исторических событий при помощи чёрной туши.

5.13.

Батальный жанр.

Знакомство с творчеством

А.А. Дайнека.

 

Понятие, особенности батального жанра. Изучение творчества  А.А. Дайнека.

 

Изображение мест сражений или битв при помощи акварели и фломастеров.

5.14.

Мифологический жанр. Знакомство с творчеством

В.М. Васнецова.

 

Понятие, особенности мифологического жанра. Изучение творчества

В.М. Васнецова.

 

Изображение сказочных сюжетов при помощи гуаши.

5.15.

Анималистический жанр. Знакомство с творчествомМ.С. Павловой.

 

Понятие, особенности анималистического жанра. Изучение творчества

В.М. Васнецова.

Изображение животных при помощи акварели и гелевых ручек.

6.

Декоративная работа

Оформление работ.

Доработка творческих работ.

6.1.

Оформление работ в рамки.

Разнообразие и виды рамок.

Изготовление рамок из картона.

6.2.

Подготовка работ к выставке.

Отбор лучших работ.

Оформление выставки.

6.3.

 Итоговое занятие.

Итоговая аттестация.

Тест, практическое задание. Итоговая выставка работ.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

УЧАЩИХСЯ II-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

К концу года учащиеся будут:

 

знать:  

- виды изобразительного искусства(графика, живопись, скульптура, архитектура);

- жанры изобразительного искусства  (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр, мифологический жанр, анималистический жанр);

- творчество знаменитых отечественных и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов.

 

- уметь:

- компоновать на плоскости листа и изображать   задуманный  образ до мельчайших подробностей,  передавая характерные особенности (форма, величина, цвет);

- пользоваться  изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки  и т.д.) в сочетании с природными и подручными  материалами;

- воспринимать и передавать в работах эмоциональное и внутреннее состояние, своё отношение к окружающему миру;

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Методические виды продукции (разработка игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций, сценарии праздников и т.д.)

 

- Методический материал для проведения гимнастики глаз.

- Разработка беседы «Мир вокруг меня»

- Разработка беседы «Вселенная - это я»

- Разработка беседы «Мир чувств и эмоций»

- Методический материал для проведения массажа кистей рук, расслабления мышц спины и шеи, физкультминутки.

- Сборник сказок о природе, животных и человеке.

Рекомендации по проведению  практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.

- Правила внутреннего распорядка учащихся в МБУ ДО « ДДТ» г. Можги УР.

- Инструкции по охране труда при проведении занятий.

- Правила организации рабочего места, уход за рабочими инструментами

- Практические работы к занятиям.

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

- Тесты для проведения входного, промежуточного и итогового контроля.

- Анкеты для диагностики мотивации, самооценки, адаптации, на знакомство.

- Схемы «Основы рисования», «Основные и производные цвета», «Цветовой спектр».

- Игры на развитие внимания, мышления, памяти.

- Кроссворды по темам.

- Наглядное пособие: иллюстрации с произведениями художников, скульпторов, архитекторов, рисунки выпускников ДХШ г. Можги.

 

 

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимы материально-техническое оснащение и инвентарь: 

-кабинет оборудованный столами, стульями;

-доска;

- ноутбук;

- мольберт металический;

-наглядно - демонстрационный материал;

-принадлежности для соблюдения чистоты;

Дети приходят на занятия с художественными материалами (альбом, листы А3, простой карандаш, ластик, гуашь, акварель, кисти и т.д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учащихся:                   

                                               

  • Горяева Н.А. Твоя мастерская. – Москва: Просвещение, 2000.
  • Зайцева А.А. Идеи для творчества. – Москва: Эксмо, 2014.
  • Краснушкин Е.В. Натюрморт, пейзаж, портрет. – Москва: Мозаика-синтез, 2012.
  • Ланг И.  Для детей. Поделки. - Москва: Айдос-Пресс, 2007
  • Тимохирова О.Ю. Пластилиновая живопись. – Москва: Мозаика-синтез, 2012.
  • Шалаева Г. Учимся рисовать. - Москва: Эксмо, 2007.

Литература для педагога:

  • Абрамова М.  Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству (1-4 класс). - М: Владос, 2003.
  • Аверин В.А. Психология детей и подростков
  • Выгонов В.В. Оригами. – Москва: Издательский дом МСП, 2008.
  • Горяева Н.А. Твоя мастерская. – Москва: Просвящение, 2000.
  • Дубровская М.  Аппликация. - С.-П.: Детство Пресс, 2010.
  • Евладова Е.Б.  Дополнительное образование детей. - М: «Владос», 2004.
  • Зайцева А.  Как украсить дом. - Москва: Эксмо, 2009.
  • Кашин В.П. Изобразительное искусство Можги. – Ижевск: «Шелест», 2015.
  • Клочкова И.Н. Изобразительное искусство. (6 класс). – Волгоград: Издательство «Учитель», 20015
  • Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. – Москва: Просвещение, 2014.
  • Форлин М.  Открытки своими руками.  - Москва: Арт-Родник, 2007.
  • Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. - Москва: Просвещение, 2012.

 

Календарный учебный график

Полугодие

Месяц

Недели обучения

 

I-ыйгод

обучения

II-ойгод

обучения

1 полугодие

сентябрь

1

у, ВА

у

2

у

у, ВА

3

у

у

4

у

у

октябрь

5

у

у

6

у

у

7

у

у

8

у

у

ноябрь

9

у

у

10

у

у

11

у

у

12

у

у

декабрь

13

у

у

14

у

у

15

у

у

16

у, ПА

у

17

у

у, ПА

2 полугодие

январь

18

п

п

19

у

у

20

у

у

21

у

у

февраль

22

у

у

23

у

у

24

у

у

25

у

у

март

26

у

у

27

у

у

28

у

у

29

у

у

30

у

у

апрель

31

у

у

32

у

у

33

у

у

34

у

у

май

35

у

у

36

у

у

37

у

у

38

у, ПА

у, ИА

 

Всего учебных недель

 

37

37

 

Всего часов по программе

 

148

 

148

 

Условные обозначения: у – учебная неделя, п – праздничная неделя, ВА – входная аттестация, ПА – промежуточная аттестация, ИА – итоговая аттестации

 

 

[1]Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 18.11.15  N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  «Дом детского творчества» города Можга Удмуртской Республики

Пояснительная записка

Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Данная программа имеет художественную направленность.

Цель программы - развитие индивидуальных художественно-творческих способностей через изобразительную деятельность.

Задачи:

  1. познакомить с основами изобразительного искусства (рисунок, цветоведение, композиция) и основными жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет);
  2. сформировать у учащихся умения владеть традиционными и нетрадиционными техниками и приёмами изображения;
  3. научить различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  4. научить пользоваться изобразительными материалами;
  5. познакомить учащихся с творчеством выдающихся отечественных  художников и их произведениями;

 

Программа рассчитана на 148 часов (4 часа в неделю), из них  42 часа отведено на освоение теоретических знаний,  106 часов – на получение практических умений.

Возраст учащихся:  7-9 лет.

Для привлечения интереса детей к занятиям по изобразительному искусству в программе активно используются игровые технологии развивающего характера, а также различные средства и методы обучения, которые способствуют к приобщению и расширению кругозора в мире искусства.

Для результативного проведения занятий в объединении «Изобразительное искусство» используется индивидуальный и дифференцированный подход. При выборе тем и форм проведения занятий учитываются возрастные и психологические особенности детей, календарные даты. Тематика выполняемых учащимися работ может варьироваться исходя из положений конкурсов.

К концу первого года обучения учащиеся будут:

- знать:

-основы изобразительного искусства (рисунок, цветоведение, композиция) иосновные жанры изобразительного искусства(натюрморт, пейзаж, портрет);

- творчество отечественных художников и их произведения;

- уметь:  

- изображать предметы крупно, используя весь лист бумаги;

- различать основные и производные, тёплые и холодные цвета;

- пользоваться художественными  материалами и инструментами; 

-  рисовать в  разных техниках (традиционные, нетрадиционные);

- рисовать с натуры и по представлению, передавая характерные     особенности (форму, величину, цвет), изображаемого объекта;

Форма итогового контроля: выставка работ,участие в различных выставках, конкурсах, а также портфолио работ и достижений учащихся.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

занятия

Дата проведения

 

 Раздел,  тема

 

Всего часов

в том числе

 

  Форма

контроля

теория

прак тика

         Рисунок

1

 

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

2

1

1

Тест, практическое задание (входная аттестация)

2-3

 

 

Рисунок – основа изобразительного искусства. Знакомство с материалами и принадлежностями для рисования.

4

1

3

 

4-5

 

 

Выразительные средства рисунка: точка, линия, пятно. 

4

1

3

 

6-7

 

Виды штрихов.  Работа мягкими, сухими графическими материалами (простые карандаши разной мягкости)

4

1

3

 

8-9

 

Рисование по рельефной поверхности осенних листьев - фроттаж.

4

1

3

 

10-11

 

Перспектива. Рисование деревьев  вблизи и в дали при, помощи туши и гелевой ручки.

4

1

3

 

12-13

 

Рисование в технике  граттаж.

4

1

3

 

14-16

 

Зарисовка простых природных форм (растения, цветы, бабочки).

6

2

4

 

17-19

 

Рисование с натуры предметов геометрической формы (куб, цилиндр).

6

2

4

 

20-22

 

Рисование животных по схеме.  Знакомство с  художниками анималистами:  

Е.И. Чарушин,

В.А. Ватагин.

6

2

4

 

23-24

 

Знакомство с натюрмортом и творчеством

В.А. Серова,

К.А. Коровина.

4

1

3

 

25-26

 

Рисование натюрморта из трех предметов с натуры по выбору.

4

1

3

 

Цветоведение

27-28

 

Цвет - основа живописи. Работа с кистью, акварелью. Правила ухода за принадлежностями.

4

1

3

 

29-30

 

Рисование основными цветами природных форм (растения, бабочки).

4

1

3

 

31-32

 

Получение производных цветов. Рисование природных явлений при помощи производных цветов (радуга, дождь).

4

1

3      

 

33-34

 

Рисование природных форм с использованием тёплых цветов (листья, рыбки).

4

1

3

 

35-36

 

Рисование природных явлений с использованием холодных цветов (ночь, гроза). 

4

1

3

 

37-38

 

 Получение звонких и глухих цветов. Рисование природных форм    (цветы).

4

1

3

Тест, практическое задание (промежуточная аттестация)

39-40

 

 Знакомство с пейзажем и творчеством

И.И. Левитана,   

И.Э. Грабаря.

4

1

3

 

Композиция

40-41

 

Композиция – основа любого рисунка. Работа с кистью, гуашью.

4

1

3

 

42-43

 

Виды композиции.

4

1

3

 

44-45

 

Компоновка.

4

1

3

 

46-47

 

Значение тени и светотени.

4

1

3

 

48-49

 

Контраст, колорит.

4

1

3

 

50-51

 

Плоская и объёмная фактура.

4

1

3

 

53-55

 

Составление композиции из растительных форм (листья, цветы, ветки).

6

2

4

 

56-58

 

Построение композиции при помощи различных геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник).

6

2

4

 

59-60

 

Знакомство с портретом и творчеством

 В.Г. Веницианова, К.П. Брюллова.

4

1

3

 

61-63

 

Основные пропорции фигуры человека.

6

2

4

 

64-66

 

Основные пропорции лица человека.

6

2

4

 

67-69

 

Рисование фигуры человека в движении.

6

2

4

 

Декоративная работа

70-71

 

Оформление работ в рамки.

4

1

3

 

72-73

 

Подготовка работ к выставке.

4

1

3

 

74

 

Итоговое занятие.

 

2

1

1

Тест, практическое задание (промежуточная аттестация)

 

 

 

ИТОГО:

148

42

106

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство». Данная программа имеет художественную направленность.

Цель программы - развитие индивидуальных художественно-творческих способностей через изобразительную деятельность.

Задачи:

  1. познакомить с видами изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура) и жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр, мифологический жанр, анималистический жанр);
  2. сформировать у учащихся умения владеть традиционными и нетрадиционными техниками и приёмами исполнения рисунка, живописи в изобразительном искусстве;
  3. познакомить учащихся с творчеством выдающихся отечественных и зарубежных художников, скульпторов, архитекторов их произведениями;
  4. воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного творчества, любовь к родной природе, своему народу, Родине.

 

Программа рассчитана на 148 часов (4 часа в неделю), из них 39  часов отведено на освоение теоретических знаний,  109 часов – на получение практических умений.

Возраст учащихся:  9-12 лет.

Для привлечения интереса детей к занятиям по изобразительному искусству в программе активно используются игровые технологии развивающего характера, а также различные средства и методы обучения, которые способствуют к приобщению и расширению кругозора в мире искусства.

Для результативного проведения занятий в объединении «Изобразительное искусство» используется индивидуальный и дифференцированный подход. При выборе тем и форм проведения занятий учитываются возрастные и психологические особенности детей, календарные даты. Тематика выполняемых учащимися работ может варьироваться исходя из положений конкурсов.

 

К концу второго года обучения учащиеся будут:

знать:  

- виды изобразительного искусства(графика, живопись, скульптура, архитектура);

- жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр, мифологический жанр, анималистический жанр);

- творчество знаменитых отечественных и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов.

 

- уметь:

- компоновать на плоскости листа и изображать   задуманный  образ до мельчайших подробностей,  передавая характерные особенности (форма, величина, цвет);

- пользоваться  изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки  и т.д.) в сочетании с природными и подручными  материалами;

- воспринимать и передавать в работах эмоциональное и внутреннее состояние, своё отношение к окружающему миру;

 

Форма итогового контроля:итоговая выставка работ, участие в различных выставках, конкурсах, а также портфолио работ и достижений учащихся.

 

   КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

занятия

Дата проведения

 Раздел,  тема

Всего часов

в том числе

Формы контроля

теория

практика

Графика

1

 

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

1

1

Тест, практическое задание (входная аттестация)

2-3

 

Графика-вид изобразительного искусства. Знакомство с творчеством

А.Н. Бенуа,

Леонардо да Винчи.

4

1

3

 

4-5

 

Выразительные средства графики-линия и пятно.

4

1

3

 

6-7

 

 Виды графики. (станковая, книжная, промышленная, плакат).

4

1

3

 

8-9

 

Рисование волнистыми, плавными линиями волн, водорослей.

4

1

3

 

10-11

 

Рисование кривыми, жёсткими линиями сухих деревьев и веток.

4

1

3

 

12-13

 

Рисование тонкой, стремительной линией паутины, колосьев.

4

1

3

 

14-15

 

 Рисование  пятном и  различными линиями растений.

 

4

1

3

 

Живопись

16-17

 

Живопись-вид изобразительного искусства. Знакомство с творчеством

А.К.Саврасова, Клода Моне.

4

1

3

 

18-19

 

Выразительные средства живописи (цвет, пятно).

4

1

3

 

20-21

 

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная, театрально-декорационная).

4

1

3

 

22-23

 

Рисование акварельных зарисовок веток с листьями.

4

1

3

 

24-25

 

Рисование акварельных зарисовок растений из книжных иллюстраций.

4

1

3

 

26-27

 

Рисование акварельных зарисовок цветущих растений с натуры.

4

1

3

 

Скульптура

28-29

 

Скульптура-вид изобразительного искусства. Знакомство с творчеством    

В.И. Мухиной,

Э.М. Фальконе.

4

1

3

 

30-31

 

Выразительные средства скульптуры: объём.

4

1

3

 

Архитектура

32-33

 

Архитектура – вид изобразительного искусства. Знакомство с творчеством       Д.В. Ухтомского,     Б.Ф. Растрелли. 

4

1

3

 

34-35

 

Зарисовка архитектурных построек родного города.

4

1

3

Тест, практическое задание (промежуточная аттестация)

36-38

 

Зарисовка исторических архитектурных построек с натуры и по памяти.

6

2

4

 

     Жанры изобразительного искусства

39-40

 

Виды натюрморта. Знакомство с творчеством Ван Гога, Поль Сезанна,

И.Ф. Хруцкого.

4

1

3

 

41-43

 

Рисование натюрморта из пяти предметов с натуры.

6

2

4

 

44-46

 

Рисование тематического натюрморта.

6

2

4

 

47-48

 

Рисование декоративного натюрморта.

4

1

3

 

49-50

 

 Виды пейзажа. Знакомство с творчеством

 И.И. Шишкина,

ФранческоФилипини.

4

1

3

 

51-52

 

Рисование морского пейзажа.

4

1

3

 

53-54

 

Рисование речного пейзажа.

4

1

3

 

55-56

 

Рисование сельского пейзажа.

4

1

3

 

57-58

 

Виды портрета. Знакомство с творчеством Рембрантаван Рейна,

М.А. Врубеля.

4

1

3

 

59-60

 

Рисование портрета родственников с фотографии.

4

1

3

 

61-62

 

Бытовой жанр. Знакомство с творчеством

И.Е. Репина.

4

1

3

 

63-64

 

Исторический жанр. Знакомство с творчеством

В.И. Сурикова.

4

1

3

 

65-66

 

Батальный жанр. Знакомство с творчеством

А.А. Дайнека.

4

1

3

 

67-68

 

Мифологический жанр.  Знакомство с творчеством      В.М. Васнецова.

4

1

3

 

69-70

 

Анималистический жанр. Знакомство с творчеством

М.С. Павловой.

4

1

3

 

Декоративная работа

71-72

 

Оформление работ в рамки.

4

1

3

 

73

 

Подготовка работ к выставке.

2

1

1

 

74

 

Итоговое занятие

 

2

-

2

Тест, практическое задание (итоговая аттестация)

 

 

ИТОГО:

148

39

109

 

                   

 

Смотреть эффективность и результаты