Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Лидер»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгорода

 

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Лидер»

 

методист

Лопатина О.Л.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях.   Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности. Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа  «Лидер» социально-педагогической направленности, стартового уровня.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания лидерских качеств личности учащегося на основе отечественных традиций и современного опыта.

Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность учащегося  в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации.

Нормативные правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
  • Инструктивно - методическое письмо «О развитии воспитательного компонента в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в 2014-2015 учебном году»  (ОГАОУ ДПО БелИРО);
  • Инструктивно - методическое письмо «Об основных направлениях воспитания и дополнительного образования в образовательных организациях области в рамках реализации ФГОС на 2015-2016 учебный год» (ОГАОУ ДПО БелИРО);
  • Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгорода;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Нормативно-правовой аспект  (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).

Новизна общеобразовательной общеразвивающей программы «Лидер»  состоит в том, что содержание в отличие от других программ  в этом направлении, предполагает не стихийный процесс формирования лидеров в детских организациях, а четко продуманное  выявление, обучение юных «вожаков». Программа направлена на  создание условий для развития лидерства в детских организациях, на  овладение формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами.

Актуальность данной программы состоит в том, что проведенные исследования показали рост количества детей с устойчивыми интересами только к развлекательной деятельности и бессодержательному отдыху. При этом более половины опрошенных хотели бы заниматься интересной и, самое главное, полезной деятельностью. Наблюдения за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий выявили такую особенность, как несформированность у многих из учащихся ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение организоваться для проведения какого – либо дела и факт отсутствия среди них яркого лидера. Поэтому становится актуальным вопрос об организации специальных занятий с учащимися, задачей которых является вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками деятельности в качестве педагогического персонала (вожатые летних лагерей), организаторов коллективных творческих дел, членов совета школы и т.д. С учетом особой сложности подготовки учащихся к практической деятельности разработана данная программа их обучения.

 Работа детского самоуправления дает учащимся возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца наиболее благоприятных условий в образовательном учреждении для своего развития. Программа призвана помочь детям в их будущей успешной социализации в обществе, создать условия для содержательно-продуктивного общения, для научения детей реализовать себя в рамках тех или иных социальных ролей.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Лидер» обосновывается большим спектром её обучающих, развивающих и воспитательных задач и обусловлена необходимостью формирования социальной культуры подрастающего поколения, воспитания психологической готовности к ведению общественной деятельности. В программе заложен системно - деятельностный подход, что предполагает не только обучение теоретическим вопросам предмета, но и включение ребят в конкретную практическую организаторскую деятельность.

Программа «Лидер» индивидуальна: ее задача помочь, побудить к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего. Она предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом у товарищей и стремятся их вести, за собой вовлекая в интересные различные дела. Лидер – ведущий – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих. Для того чтобы подросток был успешным и почувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать других, уметь выражать то, что чувствует. Лидерами не рождаются, ими становятся. Во многих детях есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно. Известно, что процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Создавая потенциал будущего лидера можно определить способ его жизнедеятельности и социального быта. Задача педагогов, работающих по программе «Лидер», как раз и заключается в том, чтобы создать такие условия, при которых ребенок сможет раскрыться, найти путь к самопознанию, саморазвитию, самореализации, и оказание помощи детям в оценке друг друга с целью выявления лидеров своей группы и выбора своих организаторов. Использование в общеобразовательной программе технологий организации групповой работы позволяет ребятам из школьного актива успешно осваивать и реализовывать роль организаторов досуга и вожатых летних лагерей, членов органов самоуправления в своих школах.

Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих  и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

 

Цель программы: развитие лидерских качеств  учащихся в различных направлениях жизни и деятельности, формирование знаний, умений и навыков организаторской работы.

Задачи программы

Обучающие:

- способствовать формированию лидерских качеств;

- изучать приемы и методы организации и планирования деятельности;

- обучать навыкам социальной активности, способам конструктивного общения;

- формировать представление об особенностях взаимоотношений людей и общества;

- формировать практические умения и навыки в подготовке культурно-досуговых программ, в проведении игр и конкурсов, в проведении коллективно-творческих дел;

-учить создавать газеты.

Развивающие:

- развивать творческие и интеллектуальные способности;

- способствовать расширению кругозора учащихся, развитию инициативности, целеустремленности, независимости, ответственности за себя и окружающих;

- формировать толерантное сознание у учащихся;

- развивать эмоциональную устойчивость в сложных жизненных ситуациях, волю и настойчивость;

- содействовать развитию литературно-творческих способностей;

- развивать  коммуникативные умения и навыки;

- развивать специальные навыки организаторской деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать нравственное отношение к окружающему миру;

- формировать ответственное отношение к социуму, толерантность;

- воспитывать активную жизненную гражданскую позицию, стремление к личному участию в практической деятельности;

- воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, чувство коллективизма,

взаимопомощи;

- воспитывать уважение к культурному наследию и традициям своей страны;

- формировать мотивацию к профессиональному выбору.

Отличительные особенности программы от уже существующих («Будущее – это мы» (Вежевич Т. Е. Лидерская подготовка старшеклассников. – Улан – Удэ:Изд-во «Бэлиг», 2003.), программа «Лидер» из программы «Школа лидерства» (Смекалова Е.М.: Школа лидерства. Методические рекомендации. М. - : ТЦ Сфера, 2006.) состоят в том, что практическая направленность преподавания осуществляется в сочетании с теоретической.  Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить. Данная программа рассматривает следующие разделы: «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу», «Изучение Конвенции о правах ребенка», «Формы и методика организации игр», «Игра как способ общения», «Уроки лидера» «Коллективно-творческое дело», «Школьная газета», «Итоговое занятие».

Возраст учащихся: 10-13лет.

Программа разработана с учётом психолого-педагогических особенностей данного возраста, когда сохраняется активность в изучении окружающей среды, потребность в саморазвитии, реализации индивидуальных особенностей.

 Сроки реализации программы: 1 год.

Формы и режим проведения занятий: теоретическое занятие, практическая работа, творческая работа, имитационно-ролевые, сюжетно-ролевые, интерактивные, пресс-конференция. При организации образовательного процесса используются следующие формы и методы проведения занятий: - аудиторные: изучение теории, практические занятия (лекции, беседы, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, исследование, коллективное планирование) - практические занятия вне аудитории: участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Форма организации обучения на занятии - групповая, возможна организация работы в микро группах.

 Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год.

Ожидаемые результаты

К концу обучения должны знать:

  • приемы и методы организации и планирования деятельности, способы конструктивного общения;
  • виды, классификацию и методику проведения игр;
  • методику создания сценария мероприятия;
  • методику вовлечения детской аудитории в игровую деятельность;
  • права и обязанности учащихся;
  • иметь представление об особенностях взаимоотношений людей и общества;
  • методику организации  КТД;
  • правила выпуска  стенгазеты и школьной газеты.

К концу обучения должны уметь:

  • работать в коллективе, организовывать и руководить группой сверстников;
  • организовывать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
  • применять полученные знания, навыки и умения по организации игр в органах ДО;
  • планировать, исследовать, анализировать свою деятельность;
  • прогнозировать и развивать игровые ситуации, разрабатывать и внедрять игровые программы для различных социально-возрастных групп;
  • разрабатывать сценарии игровых программ и коллективных творческих дел;
  • уметь выпускать стенгазету и школьную газету.

 

Будут сформированы универсальные учебные действия

Личностные:

  • уважение ценностей общества, школы и коллектива;
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности за благосостояние общества;
  • приобщение к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры.

Регулятивные:

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.

Коммуникативные:

  • формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно планировать свою деятельность и определять наиболее эффективные пути достижения целей;
  • умение выстраивать отношения со сверстниками, конструктивно взаимодействовать со взрослыми;
  • умение адекватно оценивать ситуацию, действовать в нестандартной ситуации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Для оценки результативности учебных занятий применяется вводный, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

 

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль (выявление первоначальных представлений)

Тестирование, диагностические задания.

Текущий контроль (по итогам прохождения темы)

Опрос, самостоятельная работа,

Промежуточный контроль (по окончанию изучения каждого раздела и по итогам каждого полугодия).

тестовые задания, конкурсы, тематические игры.

Итоговый контроль (после завершения обучения по программе).

Викторина 

Учебно-тематический план

 

п.

п.

Темы занятий

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

 

Введение в общеобразовательную программу «Лидер». Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Игры на сплочение: «Путаница», «Поиск общего», «Кочки» и др.

 

2

 

1

 

1

2

Изучение Конвенции ООН о правах ребенка. Детские общественные организации. РДШ и агломерация «Мы - Белгородцы». Направления деятельности.

 

12

 

4

 

8

 

3

Формы и методика организации игр. Классификация игр. Участие в различных играх: игры на взаимодействие, игры-минутки, игры-шутки, игры с залом; интеллектуальные игры, деловые, ролевые игры.

 

10

 

2

 

8

4

Игра как способ общения. Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы.

4

2

2

5

Уроки лидера. Характеристика лидера. Разновидности лидерства. Язык жестов. Невербальное общение. Искусство речи. Спор. Правила поведения в споре.

Игры на развитие лидерских качеств, коммуникативных способностей.  Развитие умений правильно и быстро строить речевые сообщения.

 

 

16

 

 

6

 

 

10

6

Коллективно-творческое дело. Этапы КТД, Основные требования  к планированию и проведению КТД. Формы КТД

 

16

 

6

 

10

7

Школьная стенгазета – с чего начать и как сделать? Специфика школьной газеты, подбор информации.  Информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры (краткий обзор). Правила оформления стенгазеты, художественное решение.

Работа над выпуском газет.

10

 

 

4

 

6

 

 

8

Итоговое занятие.

Викторина по изученному материалу программы.

 

2

 

-

 

2

 

Итого

72

25

47

 

 

Содержание изучаемого курса

Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Лидер»

1.Теория. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Игры на сплочение: «Путаница», «Поиск общего», «Кочки» и др.

Методы и приемы: словесный: беседа, инструктаж.

2.Теория. Изучение Конвенции ООН о правах ребенка. Знакомство с деятельностью ДО в школе. Детские общественные организации. РДШ и агломерация «Мы - Белгородцы». Цели и задачи организации Российского движения школьников в школе. Направления деятельности РДШ: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое, информационно-медийное. Направления деятельности агломерация детских общественных организаций «Мы-Белгородцы».

Практика. Знакомство на практике со статьями Конвенции о правах ребенка на участие в общественной жизни, школьном ученическом самоуправлении. Деловая игра «Я и мои права». Устав и законы детского общественного объединения. Как повести сбор отряда. Делова игра «Мы на сборе отряда». РДШ и его направления.  Структура движения, Работа в группах. Работа по направлениям деятельности РДШ. Викторина по изученному материалу. Изучение подпрограмм агломерации «Мы - Белгородцы». Работа в микрогруппах. Деловая игра «Модель агломерации. 9 подпрограмм: Созвездие талантов, Патриот, Никто не забыт, ничто не забыто, Территория здоровья, Профессионал, Поисковик,  Добродел,  Медиасфера, Жизнь в музее. Викторина по изученному материалу программы.

Методы и приемы: словесный: лекция, беседа, мозговой штурм, викторина, деловые игры.

3. Теория. Формы и методика организации игр. Классификация игр. Участие в различных играх: игры на взаимодействие, игры-минутки, игры-шутки, игры с залом; интеллектуальные игры, деловые, ролевые игры.

  Практика. Разучивание и проведение игр (массовых, подвижных, интеллектуальных, спокойных, Составление игротеки.

Методы и приемы: словесный: лекция, беседа, мозговой штурм, викторина, деловые игры.

4.Теория. Игра как способ общения. Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы.

Практика. Игротека. Игровой тренинг. Игровая конкурсная программа.

 Работа в микрогруппах. Написание сценария новогодней игровой программы «Новогодняя сказка».

  Методы и приемы: словесный: лекция, беседа, мозговой штурм,  игровой.

5.Теория. Уроки лидера. Характеристика лидера. Разновидности лидерства. Язык жестов. Невербальное общение. Искусство речи. Спор. Правила поведения в споре. Игры на развитие лидерских качеств, коммуникативных способностей.  Развитие умений правильно и быстро строить речевые сообщения.

Практика. Кто такой лидер и его качества. Игра «Как вести за собой». Разновидности лидерства, деловая игра «Модель лидера». Работа в микро группах. Игры на развитие лидерских качеств, коммуникативных способностей. Развитие умений правильно и быстро строить речевые сообщения. Развитие культуры спора, отстаивания своей точки зрения. Развитие творческих способностей посредством различных игр и упражнений.

Методы и приемы: словесный: лекция, беседа, мозговой штурм, наглядный, игровой.

6. Теория. Коллективно-творческое дело. Этапы КТД. Основные требования  к планированию и проведению КТД. Формы КТД.

Практика. Работа в группах, организаторское лото. Анализ традиционных дел в группах. Поиск новых идей. Разработка КТД «День школы». Составление плана и подготовка  КТД  «Мир профессий».

Методы и приемы: словесный: лекция, беседа; мозговой штурм, наглядный, игровой.

7. Теория. Школьная стенгазета – с чего начать и как сделать? Специфика школьной газеты, подбор информации. Информационная функция газеты. Информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры (краткий обзор). Работа над выпуском газеты.

Практика. Подбор информации, выпуск номера школьной газеты.

Работа над выпуском стенгазеты, поиск новых идей. Выбор цветового решения, подбор шрифтов,  выпуск тематической стенгазеты. Деловые игры «Выпускаем школьную газету», «Выпускаем стенгазету».

 Методы и приемы: словесный: лекция, беседа; наглядный, мозговой штурм,  игровой, практический, деловая игра.

8. Итоговое занятие.

Практика. Викторина по изученному материалу общеразвивающей программы «Лидер».

 

Методическое обеспечение

Работа педагога по реализации программы «Лидер» основана на следующих принципах:

1. Принцип демократизма

2. Принцип социально значимой доминанты

3. Принцип взаимодействия учащихся и школьников

4. Принцип личностного и коллективного роста

5. Принцип достижения личных целей

6. Принцип единства и оптимального сочетания личных и общественных интересов детей

7. Принцип управления успехом

8. Принцип коллективных целей

9. Принцип коллективной ответственности

10. Принцип личной заинтересованности участников

11. Принцип практической ориентированности

       В процессе реализации данной дополнительной общеразвивающей программы предполагается использование следующих методов: словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.); наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (тренинг, упражнения, круглые столы, опрос, лабораторные работы и др.), творческая работа, имитационно-ролевые, сюжетно-ролевые, интерактивные, пресс-конференция. При организации образовательного процесса используются следующие формы и методы проведения занятий:

- аудиторные: изучение теории, практические занятия (лекции, беседы, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, исследование, коллективное планирование);

- практические занятия вне аудитории: участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Форма организации обучения на занятии - групповая, возможна организация работы микро групп и  индивидуальная работа. Формы проведения занятий: теоретическое занятие, практическая работа, участие в массовых мероприятиях.   

         В образовательном процессе предполагается применение методов: объяснительно-иллюстративный - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый - участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

         Помимо этого будут использоваться: фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми; индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой - организация работы по группам; коллективно-групповой - выполнение заданий группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение; в парах - организация работы по парам; индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

         Для развития организаторских навыков в каждом занятии предусмотрены соответствующие задания, упражнения, методические приемы которых вовлекают в активный процесс получения и усвоения знаний (беседы, лекции, деловые игры, упражнения, тесты, творческие задания и коллективная творческая деятельность).

         В развитии лидерских качеств учащихся посредством освоения конкретных организаторских навыков и включения в совместное взаимодействие вводятся такие формы и методы как, работа в микро группах, самодиагностика, деловые игры, коллективная и индивидуальная рефлексия, практика коллективного планирования.

         Для содействия формированию интереса (мотивации) к чтению, актуализации самообразования учащихся и освоению основных читательских умений и навыков программой планируются следующие формы работы: викторина на знание прав человека, мини дискуссия «Могут ли дети в школе сами защищать свои права? Каким образом?», устный журнал.

         Метод социального воспитания обеспечивает «проживание» детьми значимых ролей в различных ситуациях, дает возможность познать окружающий мир и органично войти в него.

Литература для педагога

  1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. – М.: Владос, 2001.
  2. В.И. Бочкарев. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с.
  3. Д.В. Рогаткин. Служба примирения в системе школьного самоуправления / Вестник восстановительной юстиции № 4, 2002. – М., Центр «Судебно-правовая реформа» – с. 52-59.
  4. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика: Методическое пособие. – Минск, 1999.
  5. Образование в сфере прав человека в школе. Сборник материалов. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 68 с.
  6. Панченко С.И. Обогащение лидерского опыта \\ Народное образование. 1999. №5, с. 32-34.

7.  Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса      в школе: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.

Литература для детей

  1. Д.В. Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 92 с.
  2. М.И. Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002 – 160 с.
  3. Матвеева Р.Г. Свобода ребенка в образовательном процессе. 1999. с. 37-42.
  4. Школа и выборы: опыт, проблемы и решения. – Ростов н\Д, 2000.

Шумская Л.И., Завадская Ж.Е. Основы воспитательной работы с учащейся         молодежью: Учебное пособие. – Минск, 2000.