Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Играем в театр"

МУДО "Центр внешкольной работы" с. Кослан 

 

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

"Играем в театр"

 

Вурдова Надежда Николаевна

педагог дополнительного образования

 

 

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы

Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня школьника. Формирование у учащихся художественно - эстетического вкуса и потребности  духовной культуры является одной из важных задач воспитательного процесса.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия втеатральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве яв­ляется не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ре­бятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

 В основе дополнительной  образовательная программы «Играем в театр» лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Данная образовательная программа актуальна, так как именно в театральном коллективе успешно происходит преодоление закомплексованности ребенка и ориентирована на всестороннее развитие личности, его неповторимой индивидуальности. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.

Посещение занятий способствует развитию у школьников наблюдательности, фантазии, учит образному восприятию окружающего мира, вводит детей в мир прекрасного, пробуждает способность к состраданию и сопереживанию, развивает речь, активизирует мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощает творческие возможности ребенка и помогает его психологической адаптации в детском коллективе.

Новизна программы в том, что в ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Отличительной особенностью программы «Играем в театр» в том, что на занятии одновременно используются фрагменты разных тем и разделов.Обязательным элементом занятий является игра. Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру. Через игру дети находят новые средства самовыражения, обеспечивают мотивацию познания себя, других учащихся, окружающего мира. Занятия в театральном коллективе не только развивают творческие способности, но и формируют его коммуникативную культуру, значимость и необходимость в общем деле, индивидуальность в исполняемой роли. Главное, чтобы учащиеся ощутили удовольствие от творческого процесса, успешность и радость общения друг с другом.

Педагогическая целесообразность программы состоит во включении механизма воспитания каждого члена коллектива.Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Национально – региональный компонент реализуется через беседы о творчестве коми писателей, поэтов, через ознакомление  с историей коми театра и с известными театральными деятелями РК, через театрализованные постановки на основе коми фольклора.

Характеристика программы:

  • тип – дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая;
  • вид – модифицированная;
  • форма –  интегрированная;
  • направленность(профиль) программы- художественная

Адресат программы: разновозрастная (7-10 лет);

Набор осуществляется по желанию детей, родителей (законных представителей); в соответствии с Уставом учреждения, на основании следующих документов:

• Письменного заявления родителей (законных представителей)

  • количество учащихся в группе согласно локальным актам ЦВР.

 

Год обучения

Кол-во человек

Возраст детей

1-ый год обучения

не менее 15 человек

7 – 8 лет

2-3-й год обучения

не менее 12 человек

9-10 лет

 

 

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Общее количество часов в год

1 г.о.

4

36

144

2г.о.

6

36

216

3г.о.

6

36

216

 

 

Срок освоения программы

Программа долгосрочная (3 года обучения) предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психических особенностей детей.

По окончании 3-х  лет обучения проводится итоговая аттестация по данной программе. По результатам итоговой аттестации учащимся выдается свидетельство об окончании обучения  по данной программе. 

Формы организации образовательного процесса:

Программа предусматривает следующие формы организации образовательного процесса:

  • коллективная (учащиеся рассматриваются как целостный коллектив);
  • групповая (учащиеся работают группами);
  • индивидуальная (используется для работы с учащимися при подготовке проекта, подготовка к конкурсам).

В процессе обучения применяются такие виды занятий: теоретические, практические, игровые, соревнования, конкурсы, экскурсии, занятие-путешествие, занятия контроли, театрализованные  показы, практические занятия, беседа, игры, тренинги по актёрскому мастерству, занятия «Театральная мастерская», праздники, экскурсии, викторины.

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей учащихся.

Режим занятий :

Год обучения

Продолжительность

одного занятия

Периодичность занятий в неделю

Общее количество часов в неделю

1 год обучения

40 мин.

4 раза по 1 часу

4  часа

2 год обучения

40 мин.

3 раза по 2 часа

6  часов

3 год обучения

40 мин.

3 раза по 2 часа

6  часов

 

 

При проведении занятий продолжительностью более одного часа в день, между занятиями устанавливается перерыв длительностью  10 минут для отдыха детей и проветривания помещения.

 

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель:формирование навыков актёрского мастерства посредством включения детей в театрализованную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  1. Дать знания о театре, как об одном из видов искусств;
  2. Познакомить детей с разновидностями театра (кукольный , детский, теневой, балет, мюзикл, опера, оперетта и др.);
  3. Познакомить с историей античного театра, с историей русского театра;
  4. Познакомить с историей коми театра; с известными театральными деятелями РК;
  5. Формировать  познавательный интерес детей к театральному искусству;
  6. Обучить основам актёрского мастерства, сценической грамотности: средствам образной   выразительности, навыкам исполнительского мастерства, общим и частным двигательным навыкам, пластическому решению, эмоциональной выразительности творческих результатов;
  7. Формировать знания по изготовлению театральной бутафории и декораций к постановочному материалу.

 

 

  Развивающие:

  1. Развивать фантазию, художественный вкус, воображение, зрительное и слуховое  внимание , память, наблюдательность средствами театрального искусства.
  2. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; 
  3. Развивать дикцию на материале скороговорок, чистоговорок  и стихов;
  4. Развивать творческие артистические способности детей;
  5. Развивать коммуникативные и организаторские способности детей.

Воспитательные:

  1. Формировать устойчивый интерес к художественно-эстетической деятельности.
  2. Воспитывать социальную активность личности воспитанника;
  3. Приобщать к здоровому образу жизни;
  4. Формирование навыков общения , сотворчества, сотрудничества друг с другом, дружбы и взаимной поддержки;
  5. Формировать умение работать в коллективе.
  6. Воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, дисциплинированности.

 

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименованиеразделов (дисциплин)

Кол-во часов

1 г.о.

Кол-во часов

2 г.о.

Кол-во часов

3 г.о.

Всего

1.

Вводное занятие

2

2

2

6

2.

История театра

10

8

8

26

3.

Кукольный театр «Мы – кукловоды»

34

48

38

120

4.

Детский театр «Мы – актёры»

50

86

102

238

5.

Театральная мастерская

14

20

14

48

6.

Актерское мастерство

28

46

46

120

7.

Педагогический контроль

6

6

6

18

 

Всего:

144

216

216

576

 

 

  1. Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

2.

История театра

4

6

10

3.

Кукольный театр «Мы – кукловоды»

12

22

34

3.1.История кукол. Разновидности кукол.

2

2

4

3.2.Театр Настольный

4

8

12

3.3.Театр на ложках

1

3

4

3.4.Театр на руке

3

3

6

3.5. Театр оригами

2

6

8

4.

Детский театр «Мы – актёры»

10

40

50

5.

Театральная мастерская

4

10

14

6.

Актерская грамота

6

22

28

7.

Педагогические  контроли

3

3

6

Входящий педагогический контроль

1

1

2

Промежуточный педагогический контроль

1

1

2

Итоговый педагогический контроль

1

1

2

 

 

1.Вводное занятие(2 ч)

ТЕОРИЯ (1ч): Знакомство с целями, задачами деятельности объединения по интересам. Инструктаж по ТБ и правила поведения .

ПРАКТИКА (1 ч):Тренинги на знакомство, на сплочение коллектива .

Форма педагогического контроля :театральная игра

 

2.Раздел «История театра» (10 ч.)

ТЕОРИЯ (4ч): История театра. Театр как вид искусства.Виды и жанры театрального искусства: драматический, музыкальный (опера, балет, оперетта, мюзикл) Особенности театрального искусства. Театр снаружи и изнутри. Этикет в театре.Знакомство с театральными профессиями. Знакомство свидами театрального искусства.

Театральный словарик ( Значение слов театр, актер, режиссер, чтец, жанр, сценарий, мизансцена , театральная афиша).

ПРАКТИКА (6 ч): Экскурсия в «Дом народного творчества» с.Кослан имени Ю.К. Васютова . Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой , одеждой сцены. Знакомство с костюмерной.Просмотр видео эпизодов оперы, балета  мюзикла и др.Просмотр презентаций.

Форма педагогического контроля :кроссворд, викторина.

 

3. Раздел«Мы – кукловоды» (34ч)

3.1. История кукол. Разновидности кукол.(4 ч)

ТЕОРИЯ (2ч): Рассказ об истории кукольного театра.История кукол.Знаменитые герои театра кукол ( Мастера-кукольники ,Национальные кукольные герои ,Театр «Петрушки»)

Рассказ о видах театров: перчаточный, настольный, пальчиковый.Устройство театра кукол. Ширма, грядка, кулисы, декорации, реквизит.

ПРАКТИКА (2 ч):Видеофильм “Кукольный спектакль”. Показ различных видов кукол и приемы кукловождения.

3.2.Театр Настольный (конусный, из бросового материала, носочный)(12ч)

ТЕОРИЯ (4ч):  Знакомство с настольным кукольным театром.Показ различных приемов работы с куклой.Использование в спектакле декораций, их роль и возможные варианты изготовления..

ПРАКТИКА (8ч):

- Изготовление конусных кукол.

-Изготовление кукол из бросового материала .

-Изготовление кукол из носков

- Изготовление  декораций для кукольного  настольного спектакля. Цветная бумага, картон; вырезывание. Декорирование.

- Разыгрывание этюдов, сказок.

3.3.Театр на ложках (пластмассовые, деревянные )(4ч)

ТЕОРИЯ (1ч): Знакомство с верховым театром.Знакомство с театром на ложках.Показ различных приемов работы с куклой.

ПРАКТИКА ( 3ч): Изготовление кукол из  ложек. Раскрашивание, изготовление костюмов.Изготовление  ширмы для кукольного спектакля. Столик, каркас сцены. Ширма, ее эскиз и декорирование.- Разыгрывание этюдов, сказок.

3.4.Театр на руке (пальчиковый – вязаные , сшитые, бумажные)(6ч)

ТЕОРИЯ (3ч): Знакомство с театром на руке.Показ различных приемов работы куклами.Пластика рук. Конструкция и техника вождения куклы перчаточной системы.Знакомство с пальчиковыми куклами. Показ различных приемов работы с куклой.

ПРАКТИКА (3ч):Изготовление пальчиковых  бумажных кукол и кукол из ткани. Работа с цветной бумагой,  тканью, моделирование, аппликация., декорирование. Изготовление объемных образов из бумаги. Работа с вязанными пальчиковыми куклами.- Разыгрывание этюдов, сказок.

3.5. Театр оригами (8ч)

ТЕОРИЯ (2ч): Знакомство с театром оригами. Знакомство с куклами – оригами.Показ различных приемов работы куклами.Пластика рук. Конструкция и техника вождения кукол – оригами.

ПРАКТИКА (6ч):Изготовление простейших кукол – оригами из бумаги  в разной технике. Изготовление героев сказки.  Разыгрывание этюдов, сказки с помощью кукол – оригами.

Форма педагогического контроля :разыгрывание театральных этюдов или показ театральной постановки

 

4. Раздел«Мы – актёры» (50ч)

ТЕОРИЯ (10ч): Театральные термины и их определения : этюд, жесты, мимика и т.д. Разыгрывание мизансцен и этюдов. Знакомство с театральными профессиями, с основным театральным оборудованием, видами театрального искусства, с театральными понятиямиПравила поведения на сцене, за кулисами. Выбор произведения.Знакомство с произведением , обсуждение содержания  и распределение ролей. Персонажи - действующие лица спектакля.

ПРАКТИКА (40ч):Чтение и обсуждениепроизведения.Определение главной темы пьесы и идеи автора Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы.Обсуждение показа спектакля.

Форма педагогического контроля :тест по театральным терминам,разыгрывание театральных этюдов или показ театральной постановки

 

5. Раздел«Театральная мастерская»  (14ч)

ТЕОРИЯ (4ч): Средства выразительности театральной и концертной деятельности и их вспомогательная роль.Знакомство с  историей маскарадной, театральной маски. Использования в театре. Костюм. Значение костюма. Грим.Виды грима.Дать представление о понятии «театральный грим». Его значение.Отражение сценического образа при помощи грима. Гигиена грима и технические средства в гриме.Роль грима в театральном действии. Специфика грима зверей.Фантазия, чувство меры и вкус помогут создать гримы зверей без применения полумасок и волосяных изделий. Декорация. Значение декорации в спектакле.Афиша. Театральная программка. Значение афиши и театральной программки.

ПРАКТИКА (10ч):Изготовление  бумажной  маски. Эскиз. Роспись.Моделирование, вырезание из картона, декорирование аппликацией.Гримы зверей (лиса, собака, кот, заяц, обезьяна).Эскизы, художественные репродукции, иллюстрации из детских книг; карикатуры, шаржи.Декорация. Изготовление бумажной декорации.

Форма педагогического контроля :изготовление бумажной декорации, маски, нанесение грима зверей.

 

6. Раздел«Актерская грамота» (28 ч)

ТЕОРИЯ (6ч)

Сценическая речь

Особенности сценического языка. Уроки выразительного чтения, логическое ударение. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.Дикция. Артикуляция.

Сценическое движение и пластика

Понятие сценического движения, сценической пластики. Основы  сценической   пластики ,сценического   движения, работа с предметами. Техника безопасности.

Сценическое внимание

Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Актёрское взаимодействие.

Сценическое общение

Слово как средство общения.Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.Виды общения. Общение как внутреннее и внешнее взаимодействие партнеров. Понятия: сценическое общение, приёмы общения - жест, слово, мимика, взгляд , значение их в театральном искусстве. 

Творческое воображение и фантазия

Значение воображения и фантазии . Способность воспроизводить в мысленных представлениях .Создание нового невидимого. 

ПРАКТИКА (22ч)

Сценическая речь

Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью».Упражнения на развитие речевого аппарата, упражнения  для языка. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию, интонацию. Голосо – речевой тренинг. Выразительное чтение. Игры со словом.Проговаривание русских народных потешек ,скороговорок, чистоговорок  .

Сценическое движение и пластика

Игры – упражнения, направленные на развитие пластики. Сценические этюды. Упражнения на развитие двигательных способностей: ловкости и подвижности. Упражнения на снятие напряженности и расслабление мышц. Упражнения на снятие раскованности. Музыкальные, пластические и ритмические игры. Упражнения на координацию движения. Выбор нахождения персонажа в сценическом пространстве. Мизансцены. Упражнения наритмопластику. Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки.

Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

Сценическое внимание

Игры - Упражнения на развитие сценического внимания.

Сценическое общение

Упражнения на «общение» и «взаимодействие».
Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог).

Творческое воображение и фантазия

Тест «Кляксография»–определение творческого воображения.Упражнения на развитие воображения и развитие фантазии.

Форма педагогического контроля :комплекс упражнений

 

  1. Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

2.

История театра

4

4

8

2.1. История  театра Древнего Востока

2

2

4

2.2.История тетра Древней Греции

2

2

4

3.

Кукольный театр «Мы – кукловоды»

16

32

48

3.1.Театр на руке

4

8

12

3.2.Театр Настольный

4

8

12

3.3.Театр теней

4

8

12

3.4. Театр оригами

4

8

12

4.

Детский театр «Мы – актёры»

6

80

86

5.

Театральная мастерская

4

16

20

6.

Актерская грамота

6

40

46

7.

Педагогические  контроли

3

3

6

Входящий педагогический контроль

1

1

2

Промежуточный педагогический контроль

1

1

2

Итоговый педагогический контроль

1

1

2

 

 

1.Вводное занятие (2 ч)

ТЕОРИЯ (1ч):  Цели и задачи обучения . Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 2-ом году обучения. Инструктаж по ТБ и правила поведения в студии.

ПРАКТИКА (1ч ) Тренинги на сплочения коллектива.

Форма контроля –дидактическая игра «Театральная солянка»

 

2. Раздел«История театра» (8 ч.)

2.1. История театра Древнего Востока

ТЕОРИЯ (2ч):  Знакомство с культурой и искусством Древнего Востока. Мистерии – праздники в храмах Древнего Востока.

ПРАКТИКА (2ч ) Разыгрывание мистерии

2.2. История тетра Древней Греции

ТЕОРИЯ (2ч): Знакомство с культурой и искусством Древней Греции терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.

ПРАКТИКА (2ч) Разыгрывание сцен, отрывков.

Форма контроля-кроссворд, викторина.

 

3.Раздел« Мы - кукловоды» (48ч)

3.1.Театр на руке (Би-ба-бо)(12ч)

ТЕОРИЯ (4ч): Повторение темы 1- го года обучения «Знакомство с театром на руке». Показ различных приёмов работы с перчаточной и варежковой куклами. Пластика рук. Конструкция и техника вождения. Оживление куклы.

ПРАКТИКА (8ч):1.Комплекс упражнений на раскрепощение мышц пальцев рук, запястий, предплечий. Приёмы кукловождения. 2.Упражнения с куклой : поклон, наклон, разворот корпуса, поворот головы. Усаживание и вставание куклы. Научить куклу стоять, ходить, бегать, прыгать. Отработка движений куклы по ширме. Определение места куклы на ширме. Перемещение мелких предметов. 3. Изготовление кукол из перчаток и варежек. 4.Правила поведения на сцене, за кулисами, за ширмой.  Знакомство с устным народным творчеством. Просмотр презентаций, видео, прочтение сказок, сценария , обсуждение содержания.  Выбор произведения  и распределение ролей. Читка сценарияРазыгрывание этюдов, сказок.

3.2. Театр настольный( из бумаги, из солёного теста, из дисков) (12ч)

ТЕОРИЯ (4ч): Повторение 1-го года обучения. Показ различных приемов работы с куклой.

ПРАКТИКА (8ч) :

-Изготовление кукол из бумаги .

-Изготовление кукол из солёного теста

- Изготовление кукол из дисков

- Изготовление  декораций для кукольного  настольного спектакля. Необходимость использования в спектакле декораций, их роль и возможные варианты изготовления..

3.3. Театр теней (живая рука, бумажных кукол)(12ч)

ТЕОРИЯ( 4ч): Кукловождениетеневого театра. Знакомство с ширмой теневого театра, устройством, освещение и приёмы кукловождения.

ПРАКТИКА (8ч):     Изготовление теневых бумажных силуэтов, работа «живая рука». Постановка и разыгрывание этюдов, сказок.

3.4. Театр оригами(12ч)

ТЕОРИЯ (4ч): Повторение 1 –го года обучения. Показ новых технологий работы с куклами – оригами. Показ различных приемов работы куклами.Пластика рук. Конструкция и техника вождения кукол – оригами.

ПРАКТИКА (8ч):Изготовление кукол – оригами из бумаги  в разной технике. Изготовление героев сказки.  Разыгрывание сказки с помощью кукол – оригами.

Форма педагогического контроля :разыгрывание театральных этюдов или показ театральной постановки

 

4. Раздел«Мы – актёры» (86ч)

ТЕОРИЯ (6ч): Правила поведения на сцене, за кулисами. Выбор произведения . Знакомство с произведением , обсуждение содержания  и распределение ролей. Персонажи - действующие лица спектакля.

ПРАКТИКА (80ч):Чтение и обсуждение произведения. Определение главной темы пьесы и идеи автора Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.

Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. Обсуждение показа спектакля.

Форма педагогического контроля :тест по театральным терминам, разыгрывание театральных этюдов или показ театральной постановки

 

5.Раздел«Театральная мастерская» (20ч)

ТЕОРИЯ (4ч): Повторение 1- го года обучения.Средства выразительности театральной и концертной деятельности и их вспомогательная роль.

- Театральная полумаска. Знакомство с  театральной полумаской. Венецианский карнавал.

-  Декорация. Виды декорации.

- Афиша. Значение афиши в театре.

- Театральная программка. Значение театральной программки.

- Грим.  Грим как один из способов достижения выразительности : обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Приёмы накладывания.

- Театральный костюм –один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Презентация «Театральный костюм».

ПРАКТИКА (16ч):

- Изготовление  бумажной  полумаски. Эскиз. Роспись.Моделирование, вырезание из картона, декорирование аппликацией.

-Изготовление объёмной декорации.

- Оформление афиши, программки.

- грим персонажа. Гримирование лица. Фантазия в работе над сказочным гримом и разнообразия средств гримирования. (Грим Бабы-Яги, Кикиморы , Лешего и т.д.). Накладывание грима учащимися друг другу.

- Создание эскизов костюмов для театрализованной постановки. Подбор костюма по характеру сказочного персонажа.

Форма педагогического контроля :изготовление бумажной полумаски, объемной декорации, нанесение грима персонажа, оформление программки и афиши.

 

6.Раздел«Актёрская грамота»(46ч)

ТЕОРИЯ (6ч)

Сценическая речь

Повторение 1 года обучения. Дикция. Артикуляция. Логическое ударение. Интонация.

Сценическое движение и пластика

Повторение 1 года обучения. Сценическая пластика., сценическое движение. Темпо – ритм. Правильная осанка. Координация, пластика.

Сценическое внимание

Повторение 1 года обучения. Актёрское взаимодействие. Работа с партнёром.

Сценическое общение

Повторение 1 года обучения. Слово как средство общения. Приёмы общения-жест, слово, мимика, взгляд.

Творческое воображение и фантазия

Повторение 1 года обучения. Значение воображения и фантазии, образного мышления.

ПРАКТИКА (46ч):

Сценическая речь

Упражнения на развитие речевого аппарата. Уроки выразительного чтения, логическое ударение.Упражнения на дыхание в положении лёжа, сидя, стоя. Упражнения на дыхание в движении. Стихи в движении. Упражнение на дыхание, дикцию, артикуляцию, интонацию. Голосо – речевой тренинг. Проговаривание русских  народных потешек, скороговорок, чистоговорок.

Сценическое движение и пластика

Упражнения на развитие пластики. Сценические этюды. Упражнения на снятие напряжённости и расслабления мышц, на снятие раскованности. Музыкальные, ритмические игры. Упражнения на координацию движения. Ритмопластика. Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки. Ощущение тела во времени и в пространстве.

Сценическое внимание

Игры и упражнения на развитие сценического внимания.

 

 

Сценическое общение

Упражнения на «общение» и «взаимодействие». Групповые игры, упражнения и этюды. Виды общения без слов. Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.

Творческое воображение и фантазия

Форма педагогического контроля :упражнения, игры.

 

3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

2.

История театра

4

4

8

2.1.Культура и искусство русского театра

2

2

4

2.2.Культура и искусство коми театра

2

2

4

3.

Кукольный театр «Мы – кукловоды»

12

26

38

3.1. Верховой театр (тростевая кукла)

2

2

4

3.2. Театр марионеток

4

8

12

3.3.Театр теней

4

8

12

3.4. Театр оригами

2

8

10

4.

Детский театр «Мы – актёры»

6

96

102

5.

Театральная мастерская

4

10

14

6.

Актерская грамота

6

40

46

7.

Педагогические  контроли

3

3

6

Входящий педагогический контроль

1

1

2

Промежуточный педагогический контроль

1

1

2

Итоговый педагогический контроль

1

1

2

 

 

1.Вводное занятие (2ч)

ТЕОРИЯ (1ч) Цели и задачи обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 3-ом году обучения. Инструктаж по ТБ и правила поведения в студии.

ПРАКТИКА (1ч):  Тренинги на сплочение коллектива .

Форма педагогического контроля :театральные этюды

 

2.Раздел«История театра» (8 ч)

2.1.Страницы истории театра: театры России (4ч)

ТЕОРИЯ (2ч) Знакомство с культурой и историей русского театра и его деятелей. Знакомство с театрами России. (МХАТ).

ПРАКТИКА (2ч):  Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с театрами России.Просмотр презентации. Просмотр спектакля.

2.2.Страницы истории театра: театры Республики Коми (4ч)

ТЕОРИЯ (2ч) Знакомство с культурой и историей коми театра и его деятелей.  Театры Республики Коми.

ПРАКТИКА (2ч):  Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с театрами РК.Просмотр презентации. Просмотр спектаклей на коми языке.

Форма педагогического контроля :кроссворд, викторина.

 

3. Раздел« Мы-кукловоды» (38 ч)

3.1. Верховой театр  (тростевая кукла)(4ч)

ТЕОРИЯ (2ч) 1.Повторение темы 1и 2  года обучения. Знакомство с тростевыми куклами.Показ различных приемов работы с тростевой куклой.Пластика рук. Конструкция и техника вождения куклы.Формирование навыков работы с куклами верхового театра. Оживление куклы .Правила поведения на сцене, за кулисами, за ширмой.

ПРАКТИКА (2ч):  Просмотр спектакля театра марионеток.Комплекс упражнений на раскрепощение мышц пальцев рук, запястий, предплечий.  Приёмы кукловождения. Работа с куклами.Знакомство с устным народным творчеством. Просмотр презентаций, видео, прочтение сказок, сценария , обсуждение содержания.  Выбор произведения  и распределение ролей. Работа по произведению с тростевыми куклами.

3.2.Театр марионеток(12ч)

ТЕОРИЯ (4ч) Знакомство с театром марионеток.Показ различных приемов работы с куклой. Конструкция и техника вождения куклы.

ПРАКТИКА (8ч):  Просмотр спектакля театра марионеток.Работас куклами. Комплекс упражнений на раскрепощение мышц пальцев рук, запястий, предплечий.  Упражнения с куклой. Отработка движений куклы по полу.

3.3.Театр теней(12 ч)

ТЕОРИЯ (4ч)

ПРАКТИКА (8ч): 

3.4.Театр оригами (модульного)

ТЕОРИЯ (2ч):Повторение 1 и 2–го года обучения.Знакомство с театром модульное оригами. Показ различных приемов работы куклами.Пластика рук. Конструкция и техника вождения кукол – оригами.

ПРАКТИКА (8ч):  Изготовление  кукол-оригами. (модульное оригами)..Изготовление героев сказки.  Разыгрывание сказки с помощью кукол – оригами.

Форма педагогического контроля :разыгрывание театральных этюдов или показ театральной постановки

 

4.Раздел«Мы – актёры» (102ч)

ТЕОРИЯ (6 ч) Правила поведения на сцене, за кулисами. Знакомство с произведением , обсуждение содержания  и распределение ролей. Персонажи - действующие лица спектакля.Театр одного актёра.

ПРАКТИКА (96 ч):  Знакомство с историей театра одного актёра.Просмотрфото-видеоматериалов по теме «Театр одного актёра» . Подготовка к театрализованной постановке. Прочтение произведения, определение сюжетной линии. Работа над отдельными эпизодами, театральными этюдами. Работа над театрализованными постановками.Репетиции мизансцен, эпизодов, постановки.Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей постановки.

Форма педагогического контроля :тест по театральным терминам, разыгрывание театральных этюдов или показ театральной постановки

 

5.Раздел «Театральная мастерская» (14ч)

ТЕОРИЯ (4ч): Средства выразительности театральной и концертной деятельности и их вспомогательная роль. Повторение 1 и 2 –го года обучения.

- Театральный костюм. История создания костюмов : старославянские, русские костюмы регионов России, эпох : Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения.

- Грим:Повторение 1-2 года обучения. Концертный грим.Средства и приемы театрального грима и декоративной косметики. Нахождение стиля, образа. Достоинства и недостатки лица. Умение подчеркнуть первые и замаскировать последние. Продумывание прически и весь внешний облик. Соответствие грима жанру концерта.

ПРАКТИКА (10ч):

- Грим : Повторение 1-2 года обучения. Концертный грим   в соответствии с жанром концерта. Грим клоуна.

- Костюм: Выполнение эскиза костюма для персонажа. Подготовка костюмов к выступлениям

Форма педагогического контроля : нанесение грима , изготовление костюма для персонажа.

 

6.Раздел «Актёрская грамота» (46ч)

ТЕОРИЯ (6ч):

Сценическая речь

Повторение 1-2 года обучения. Уроки выразительного чтения, логическое ударение. Дикция. Артикуляция.

Сценическое движение и пластика

Повторение 1-2 года обучения. Психофизический тренинг   в   комплексе с бессловесными элементами действия. Основы мизансценирования. Организация движения во    времени и пространстве. Пластическая импровизация. Композиционное мышление. Знаковая система   тела.

Сценическое внимание

Повторение 1-2 года обучения.

Сценическое общение

Повторение 1-2 года обучения. Овладение техникой сценического общения партнёров: материал для общения - внутренние чувства, мысли; объект общения (партнёр, мысли); средства, приёмы общения - жест, слово, мимика, взгляд.

Слово как средство общения. Сценическая речь как активный, волевой процесс (подобно речи в жизни). Говорить- значит  действовать.

Творческое воображение и фантазия

Повторение 1-2 года обучения. Понятия: наигрыш,   способность к творческой фантазии, степень воображения,  художественный вкус.

ПРАКТИКА (46 ч):

Сценическая речь

Повторение  упражнений 1-го и 2-го года обучения. Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию, интонацию. Голосо – речевой тренинг..Выразительное чтение. Игры со словом. Проговаривание русских народных потешек ,скороговорок, чистоговорок.

Сценическое движение и пластика

Проведение инструктажа по технике безопасности во время занятий. Повторение  упражнений 1-го и 2-го года обучения.

Вводные упражнения: простая ходьба под музыку: маршировка, пробежки, ходьба на носках и пятках с выпрямленным коленом и т.д. Различные движения, включающие в работу плечевой пояс, руки, шею, спину. Тренировка дыхания, навыков его распределения во время движения. Упражнения в равновесии (тренировка вестибулярного аппарата), развитие координации движений. Тренировка  пластичности  рук. Психофизический тренинг в комплексе с бессловесными элементами действия. Упражнения на развитие композиционного мышления.

Сценическое внимание

Повторение  упражнений 1-го и 2-го года обучения. Игры- Упражнения на развитие сценического внимания

Сценическое общение

Повторение  упражнений 1-2 года обучения. Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов.

Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). Игровые артикуляционные разминки: разный   темп произношения, многообразие подтекстов, вопросительные смысловые ударения на словах. Разыгрывание предлагаемых ситуаций. Упражнения-тренинги на внимание, память, наблюдательность.

Творческое воображение и фантазия

Повторение  упражнений 1-го и 2-го года обучения.

 Упражнения на память     физических действий.  Упражнения в парах на  одновременность выполнения действий: ковать, грести, пилить, качать насос и т.д.

Форма педагогического контроля :упражнения, игры.

 

4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные  результаты:

Регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над сказкой, пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

 

Познавательные:

  • пользоваться приёмами анализа при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.

Коммуникативные:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Личностные результаты:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

 

Предметные результаты:

К концу 1-го года обучения дети:

Знают:

  • театральные понятия: театр, актёр,жест, мимика, дикция, грим, сцена, ширма, постановка, зрительный зал,    кулисы, реквизит, роль,декорация,  маска, этюд;
  • виды театрального искусства;
  • что такое театр и его значение в общественной жизни;
  •  историю кукольного театра,разновидности кукол;
  • виды театра на руке (пальчиковый – вязаные , сшитые, бумажные);
  • значение тренинга в развитии актёрской техники  (сценическая  речь, сценическое движение и пластика, сценическое внимание, сценическое общение, воображение и фантазия);
  • технические возможности сценических площадок;
  • средства выразительности театральной и концертной деятельности;
  • форму постановочного плана;
  • функции и значение театральной маски;
  • значение  и функции  театрального грима, историю грима;
  • значение и функции декорации в кукольном театре;
  • значение и функция театрального костюма.

 

Умеют:

  • выполнять  коллективно упражнения на развитие актёрской техники
  • исполнять этюды, небольшие роли в постановках;
  • изготовлять куклы для настольного театра, театра на ложках, театра на руке;
  • изготовлять декорации к сказкам театральным постановкам для кукольного театра;
  • моделировать, вырезать театральную маску;
  • нанести грим для персонажа на  бумаге;
  •  исполнять роли в небольших постановках, тематических программах;
  • активно принимать участие в репетиционной работе.

К концу 2-го года обучения дети:

Знают:

  • театральные понятия: мускульная свобода, партнёр, сценическое общение, дыхание, воображение, голос, речевой аппарат, афиша, театральная программка.
  • культуру и искусство Древнего Востока;
  • культуру и искусство Древней Греции;
  • виды кукольного театра на руке :перчаточной и варежковый;
  • виды верхового кукольного театра: «Би-ба-бо»;
  • виды театра теней, приёмыкукловождения теневых силуэтов;
  • виды декорации, значение и функции декорации в детском театре;
  • значение афиши и  театральной программки;
  • виды театрального грима;
  • виды театральных костюмов;
  • понятие жеста и их разновидности;
  • значение и виды театра оригами;
  • что такое бутафория и её художественное значение при работе над спектаклем и сценическим образом;
  • значение тренинга в развитии актёрской техники  (сценическая  речь, сценическое движение и пластика, сценическое внимание, сценическое общение, воображение и фантазия.

Умеют:

  • выполнять  самостоятельно упражнения на развитие актёрской техники;
  • выполнять групповые игры, упражнения, этюды;
  • создать эскиз костюмов для выбранной пьесы;
  • накладывать грим друг другу;
  • самостоятельно  выполнять комплекс  упражнений с перчаточной, варежковой, верховой куклой;
  • выполнять приёмы кукловождения теневых силуэтов;
  • изготовлять теневые силуэты длятеатра теней (живая рука);
  • изготовлять модели для театра оригами;
  • самостоятельно изготовлять театральную афишу, программку;
  • изготовлять макеты декорации к спектаклям (времена года)
  • эмоционально и выразительно исполнять свои роли в постановках.

К концу 3-го года обучения дети:

Знают:

  • основные  театральные понятия по данной программе всего курса обучения;
  • значение тренинга в развитии актёрской техники  (сценическая  речь, сценическое движение и пластика, сценическое внимание, сценическое общение, воображение и фантазия.
  • культуру и искусство русского театра и его деятелей, театры России;
  • культуру и искусство коми театра и его деятелей, театры Республики Коми;
  • вид верхового  кукольного театра- тростевой;
  • вид  напольного  кукольного театра марионеток;
  • вид театра - театр одного актёра;
  • приёмыкукловождения теневых силуэтов «живая рука»;
  • театр модульного оригами;
  • этюды его разновидности;

 

Умеют:

  • выполнять творческие задания и этюды на освоение бессловесных и словесных действий;
  • выполнять  самостоятельно упражнения на развитие актёрской техники;
  • выполнять групповые игры, упражнения, этюды;
  • изготовлять  куклы в технике модульного оригами;
  • изготовлять маски из папье-маше
  • выполнять упражнения с тростевой куклой;
  • выполнять упражнения с куклой- марионеткой;
  • исполнять роль одного актёра;
  • выполнять приёмы кукловождения теневых силуэтов;
  • выполнять упражнения по данной программе всего курса;
  • самостоятельно гримироваться к постановкам;
  •  использовать полученные навыки в работе над ролью;
  • изготовлять декорации к постановкам.

 

5.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Условия реализации программы:

Дополнительная общеобразовательная программа «Играем в театр» реализуется на базе МУДО «Центр внешкольной работы» с. Кослан. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:

  • Помещение: учебный кабинет, репетиционный зал, ноутбук, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
  • Дидактическое обеспечение:Учебно-методический комплекс, книги по театральной деятельности, видеоматериалы, обучающий стенд, видеоматериалы по направлениям.

 

Формы аттестации/контроля

Этапы педагогического контроля

1 год обучения

Вид

Цель

Содержание

Форма

Критерии

Входящий

Определить творческий потенциал обучающихся.

Введение в деятельность

Игра

Правильность и полнота определения понятий

(высокий, средний, допустимый уровни)

Промежуточный

Определить уровень знания театральных понятий

Театральные понятия

Тест, викторина, кроссворд

Правильность и полнота определения понятий.

(высокий, средний, допустимый уровни)

Итоговой

Определить уровень освоения программы.

Проверить умение исполнять роли на сцене.

Практическое применение умений, знаний, навыков по программе.

Практическая работа на сцене.

Правильность применения ЗУН на практике.

(высокий, средний, допустимый уровни)

 

 

 

Этапы педагогического контроля

2 года обучения

Вид

Цель

Содержание

Форма

Критерии

Входящий

Определить уровень знания театральных понятий и актёрского мастерства

Театральные понятияи элементы актёрского мастерства

Дидактическая игра «Театральная солянка»

Правильность и полнота определения понятий и ЗУН на практике.

(высокий, средний, допустимый уровни)

Промежуточный

Определить уровень знания театральных понятийПроверить умение исполнять роли на сцене.

Театральные понятия

 

 

 

Практическое применение умений, знаний, навыков по программе.

Творческая работа

 

 

Практическая работа на сцене.

Правильность и полнота определения понятий

 

 

Правильность применения ЗУН на практике.

 (высокий, средний, допустимый уровни)

Итоговой

Определить уровень освоения программы.

Проверить умение исполнять роли на сцене.

Практическое применение умений, знаний, навыков по программе.

Практическая работа на сцене.

Правильность применения ЗУН на практике.

(высокий, средний, допустимый уровни)

 

 

 

Этапы педагогического контроля

3 года обучения

Вид

Цель

Содержание

Формы

Критерии

Входящий

Определить уровень знания театральных понятий

  Театральные понятия за 1-2 год обучения.

Тест

Правильность и полнота определения понятий.

(Высокий, средний,

Допустимый уровни)

Текущий

Проверить умение исполнять роли на сцене.

Практическое применение умений, знаний, навыков по программе. Постановочная работа.

Практическая работа на сцене.

 

 

 

Правильность и полнота определения понятий.

(Высокий, средний,

допустимый уровни)

 

Итоговой

Определить уровень освоения программы.

Проверить умение исполнять роли на сцене.

Практическое применение умений, знаний, навыков по программе. Постановочная работа.

Практическая работа на сцене.

Правильность применения ЗУН на практике.

(Высокий, средний,

допустимый уровни)

 

Методические материалы

Методы  организации  образовательного процесса

Методы обучения

  1. Словесные (беседа, объяснение, убеждение, поощрение);
  2. Наглядные (показ, пример);
  3. Практические (упражнения, этюды, тренинги);
  4. Аналитические (сравнение, самоконтроль, самоанализ);
  5. Результативность (знания и умения, планирование, реализация и защита социальных проектов)

Структура занятия:

  • Вводная часть: ритуал приветствия,тренинги на сплочение в коллективе, дыхательная и артикуляционная  разминка. 
  • Основная часть:игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов.
  • Заключительная часть: итог занятия, рефлексия, ритуал прощания.

При реализации программы «Играем в театр» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:

- репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);

- объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов);

- метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений),

- метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи),

- метод игрового содержания, метод импровизации.

 

В своей работе применяю следующие педагогические технологии:

 

Групповая технология:организация совместных действий, общение, взаимопонимание, взаимопомощь (дискуссии,тренинги, турниры, фестивали, мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, праздники,игровые программы;КВН

Здоровьесберегающие технологии:(физкультминутки, зрительная гимнастика, дыхательная и артикуляционная  гимнастика, пальчиковая гимнастика, ритмопластика, беседы по здоровому образу жизни, по профилактике курения, алкоголизма, наркомании);  Игровые технологии: (в качестве освоения понятия, темы, закрепления материалапознавательные, занимательные, театрализованные, имитационныеигры);Информационные технологии:(для обеспечения наглядности, дидактического материала использование программ  MicrosoftOffice (Word, Publish, для создания презентацийPowerPoint);

Технология коллективной творческой деятельности (совместная подготовка, осуществление и анализе  театрализованных постановок, мероприятий);

Технология исследовательского обучения:создание проблемных ситуаций и активная  деятельность детей по их разрешению через исследовательскую работу.

 

Формы подведения итогов учащихся по данной программе:

Достигнутые успехи демонстрируются учащимися во время проведения творческих мероприятий в Центре,   оцениваются самими  ребятами объединения по интересам и педагогом. Могут быть использованы такие формы: показ театрализованных представлений, сценок, спектаклей,  конкурсы чтецов.

      В конце учебного года подводятся итоги работы объединения, поощряются самые активные учащиеся.

Методика проведения занятий:

Программа  разделена на 4 образовательных этапа:

1.Раздел «История театра» - на занятиях ребята узнают, что такое театр, историю театра России и их деятелей; историю театра Республики Коми и их деятелей; культуру и искусство древнего Востока и Древней Греции. Узнают разновидности театра (кукольный, драматический, детский, оперы, одного актёра и т.д )

2.Раздел«Мы-кукловоды» - на занятиях узнают историю кукольного театра, с главными героями . Знакомятся с видами кукольного театра (настольный, на ложках, конусный, театр на руке, верховой, напольный) Так же на занятиях изготовляют куклы разных видов (конусные, пальчиковые и т.д.).Знакомятся с правилами поведения за ширмой, на сцене, за кулисами. Просматривают презентации, видеоматериалы на занятиях. Разыгрывают разные этюды, сказки с помощью кукол. Репетиции, выступления к театральным постановкам.

3.Раздел«Мы - актёры» - на занятиях ребята знакомятся с театральными профессиями, с основным театральным оборудованием, видами театрального искусства, с театральными понятиями.Знакомятся с правилами поведения за ширмой, на сцене, за кулисами. Просматривают презентации, видеоматериалы на занятиях. Репетиции, постановки и выступления по театральным постановкам.

3.Раздел«Актерская грамота» - на занятиях с помощью игр, тренингов, тестов, упражнений , развивают  сценическую речь, сценическое движение и пластику, сценическое внимание, сценическое общение, творческое воображение и фантазию.

4.Раздел«Творческая мастерская» - на занятиях знакомятся с средствами  выразительности театральной и концертной деятельности и их вспомогательной ролью. Костюм, грима, маска, декорация.

Главная задача занятий - развить познавательный интерес, выработать навыки работы в группе и - самое главное - научить получать удовольствие от своей работы и работы товарищей.

Список литературы

Список литературы

Нормативно — правовая база реализации программы:

  • Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.).
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
  • Конституция РФ (ч.4; 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30).
  • Всеобщая декларация прав человека (1948г.).
  • Конвенция ООН о правах ребёнка.
  • Всеобщая Декларация Добровольцев (2001г.).
  • Гражданский кодекс РФ (ст. 117).
  • Семейный кодекс РФ.
  • Уголовный кодекс РФ.
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 № 761;

  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 22 ноября 2012 г., № 2148-р;
  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 г.);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2209г.);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. Регистрационный N 33660);
  • Государственная программа Республики Коми «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. № 411.

 

Литература для педагога:

  1. Афанасенко Е.Х. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации. Волгоград: Изд. «Учитель»,2009 г
  2. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла: программы, разработки занятий, рекомендации. Волгоград : Изд.: «Учитель», 2009 г.
  3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М.: Изд.:НИИ художественного воспитания,1990г.

4.Кидин С.Ю. Театр –студия в современной школе. Волгоград: Изд. «Учитель»,2009 г.

5.Соловьёв В.Б. Азбука актёра, режиссёра и педагога любительского театра. Сыктывкар,1994 г.

Литература для детей:

1.Кидин С.Ю. Театр – студия в современной школе. Волгоград: Изд. «Учитель»,2009 г.

2.Соловьёв В.Б. Азбука актёра, режиссёра и педагога любительского театра. Сыктывкар,1994 г.

 

Интернет ресурсы:

1.Программа "Театр кукол"(для детей младшего и среднего школьного возраста). Состави-тель: Бакулина Елена Дмитриевна - педагог дополнительного образования. р.п. Сосновка, 2009г, http://www.docme.ru/doc/57768/programma-teatr-kukol

2.  Обучающая программа «Театр кукол» ,Составитель: Татьяна Кузнецова http://dramateshka.ru/index.php/programmih-malogo-objhyoma/3656-obuchayuthaya-programma-qteatr-kukolq

3.Программа «Сценическая речь». Составитель - Е.А.Ларионова, Москва, 1987. http://dramateshka.ru/index.php/programmih-malogo-objhyoma/5887-programma-lscenicheskaya-rechjr