Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ТУРИСТ»

МБДОУ «Детский сад «Буратино»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ТУРИСТ»

 

Озелов Илья Владимирович

инструктор по физической культуре

 

 

Содержание
 
 
 
I
Пояснительная записка
3
 
Направленность дополнительной образовательной программы
 
 
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
 
 
Отличительные особенности
 
 
Возраст детей
 
 
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
 
 
Принципы и подходы к формированию программы
 
 
Формы и режим занятий
 
 
Ожидаемые результаты и способы их проверки
 
 
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
 
II
Учебно – тематический план
6
 
Перечень разделов и тем
 
 
Количество часов по каждой теме
 
III
Содержание дополнительной образовательной программы
9
IV
Методическое обеспечение
10
 
Формы занятий, планируемые по каждой теме
 
 
Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса
 
V
Список литературы
10
 
 
  1. Пояснительная записка
 
Проблема здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу государства и общественности, медицинских работников и педагогов, родителей и самих детей.
Считается, что в современном обществе большое внимание должно уделяться формированию в сознании людей приоритета здоровья, начиная с дошкольного возраста.
Медицинская статистика многих поколений отмечает, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, указывая особую роль детского сада в формировании здоровья ребёнка, его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.
Изучение специальной литературы, практического опыта коллег из других регионов, анализ существующих форм,  методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помогли  найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма. Так как организация детского туризма с дошкольниками является одним из условий для формирования двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни.
Дошкольный туризм имеет много преимуществ:
Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости, корригирующей с показателями здоровья ребенка, и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.
Во-вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Туристические походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные и физические навыки детей, формируются основы первых навыков здорового образа жизни.
В-третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.
 Дошкольный туризм характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.
Анализ данного материала и практических исследований привели к необходимости разработки рабочей программы «Юный турист», направленной на оптимизацию двигательной и познавательной активности детей 6-7 лет в естественных природных условиях с использованием средств туризма, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.
Содержание туристической деятельности по программе строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей и охватывает все основные сферы жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Направленность программы: физкультурно – спортивная.
Новизна программы: Заключается в совмещении спортивного туризма, спортивного ориентирования, оказание первой медицинской помощи, активного отдыха в виде походов и экскурсий и позволяет по окончании курса обучения подготовить спортсмена – туриста по всем разделам затронутым в данной программе.
Актуальность программы: продиктована требованиями времени запросом родителей воспитанников.
Педагогическая целесообразность: программы объясняется тем, что в нее включены такие виды деятельности как самостоятельная работа с выполнением различных спортивно – туристических этапов на занятиях, в походах. Программа разработана на основе педагогических принципов: систематичность, последовательность, преемственность, доступность, соответствие содержания возрастным особенностям. Привлечение учащихся к туристической спортивной деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками образовательного процесса, субъектами воспитания. Дошкольный туризм, становится значимым фактором воспитания, способствует перенесению основного акцента в образовательном процессе с восприятия и созерцания на созидание саморазвитие дошкольника. Освоение программы дает возможность детям получать знания и представления по спортивному туризму, ориентированию и технике безопасности при нахождении в лесной зоне.
 
Основные цели и задачи рабочей программы «Юный турист» разработаны с учетом ФГОС,  регионального компонента  и традиций родного края.
Цель программы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей 6 -7 лет и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни через организацию  и внедрение элементарных форм детского туризма.
Главная задача заключается в том, чтобы довести до сознания детей, родителей то, что детский туризм является одним из источников крепкого здоровья.
Но, исходя из цели и концептуальных положений, были определены, как приоритетные,  следующие задачи:
  • формировать у детей приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
  • совершенствовать  технику движения в естественных природных условиях с помощью туристического снаряжения
  • обучать детей первоначальным туристическим навыкам;
  • приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
Отличительная особенность: Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что в рамках одного детского объединения, дошкольники получают возможность приобрести базовые туристские навыки(туристская составляющая), пройти специализацию в пеших  походах и спортивном ориентировании (спортивная составляющая), получить знания в области краеведения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 6-7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы 1 год, 1 час в неделю, 33 часа в год.
Формы и режим занятий1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут. Наполняемость группы -8 детей. Занятия включающие в себя практические занятия,  участие в открытых мероприятиях, тренировки,
 
 Ожидаемые результаты
 
По окончанию года дети должны знать и уметь:
Знать:
- основные понятия спортивного туризма;
- условные знаки спортивных карт;
- необходимые и специальные снаряжение для похода выходного дня;
- технику безопасности на занятиях, соревнованиях и других массовых мероприятиях;
- туристические узлы;
Уметь:
- преодолевать естественные препятствия при помощи туристического снаряжения;
- собирать рюкзак, личное снаряжение;
-устанавливать палатку, разжигать костер;
- обращаться с компасом, определять стороны света;
- одевать страховочную систему;
-вязать туристические узлы;
 
Способы проверки (мониторинг)
Показатели мониторинга
Ф.И. ребенка
1
 Ориентирование на местности
 
2
Топографические знаки
 
3
Преодоление туристических этапов
 
4
Итого:
 
 
 
 
 
Низкий уровень – 10 баллов
Средний уровень - 20 баллов
Высокий уровень – 30 баллов
 
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Открытое занятие для родителей – март;
- Мониторинг уровня полученных знаний – апрель;
- Отчет о проделанной работе для педагогов и родителей
 
II. Учебно - тематический  план дополнительной образовательной программы
Тема
Количество часов
Дата проведения
1
Мы туристы. Кто такие туристы?
1
4 неделя октября
2
Туризм и его разновидности
1
5 неделя октября
3
Правила поведения на прогулке и привале
1
1 неделя ноября
4
Туристическая прогулка в лес
1
2 неделя ноября
5
Установка палатки и размещение в ней вещей
1
3 неделя ноября
6
Предохранение палатки от намокания и проникновение насекомых
1
4 неделя ноября
7
Правила поведение в палатке
1
1 неделя декабря
8
Закрепление пройденного материала
1
2 неделя декабря
9
Знакомство со спальным мешком
1
3 неделя декабря
10
Знакомство с топографическими знаками
1
4 неделя декабря
11
Компас, работа с компасом, типы компасов, правила обращения с компасом
1
5 неделя декабря
12
Ориентирование на местности, игра «Следопыт»
1
3 неделя января
13
Обучение технике передвижения на лыжах
1
4 неделя января
14
Знакомство с видами лыжной ходьбы
1
5 неделя января
15
Лыжная прогулка с детьми
1
1 неделя февраля
16
Закрепление пройденного материала
1
2 неделя февраля
17
Знакомство с видами узлов
1
3 неделя февраля
18
Знакомство с туристическим снаряжением
1
4 неделя февраля
19
Обучение вязанию прямого узла
1
1 неделя марта
20
Переправа по бревну. Техника безопасности; Страховочные системы
1
2 неделя марта
21
Методика переправы по бревну
1
3 неделя марта
22
Движение по бревну способом маятник
1
4 неделя марта
23
Сюжетно ролевая игра «окажи первую медицинскую помощь»
1
5 неделя марта
24
Знакомство с спусковыми и подъемными устройствами
1
1 неделя апреля
24
Подъем на жумарах
1
2 неделя апреля
25
Спуск дюльфером
1
3 неделя апреля
26
Закрепление пройденного материала
1
4 неделя апреля
27
Переправа через реку, водоем, заболотистую местность.
1
1 неделя мая
28
Техника безопасности, материальное оснащение, страховочные системы
1
2 неделя мая
29
Параллельная переправав
1
3 неделя мая
30
Переправа через болото
1
4 неделя мая
31
Виды костров их укладка и разведение
1
1 неделя июня
32
Техника безопасности при разведении костров
1
2 неделя июня
33
Сюжетно ролевая игра «мы  пошли в туристический поход»
1
3 неделя июня
 
 
 
 
 
 
 
           Календарно – учебный график
 
Содержание
Период проведения
1.
2.
Аудиторные занятия (по группам)
Внеаудиторные (самостоятельные ) занятия
С 1 октября по  31 мая
С 1 июня по 30 сентября
 
 
Учебный план
 
Объединения дополнительного образования
Форма проведения
Общий объем аудиторных и внеаудиторных занятий
Кол-во часов в неделю
Кол-во часов в год
Кол-во недель в год
Возраст
Продолжительность занятий
«Юный турист»
Аудиторные занятия
1
33
33
6-7 лет
Не более 30 мин
Внеаудиторные (самостоятельные занятия
 
 
19
 
Тема занятий (мероприятий):   
 
1.         «Мы туристы». Кто такие туристы?
2.         Туризм и его разновидности.
3.         Правила поведения на прогулке и привале.
4.         Туристическая прогулка в лес.                  
Цель: Расширять знания о детском туризме, воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Закрепить правила поведения на природе. Учить ориентироваться по готовому плану.
1.         Установка палатки и размещения в ней вещей.
2.         Предохранение палатки от намокания и проникновение насекомых.
3.         Правила поведения в палатке.
4.         Закрепление пройденного материала
Цель:   Расширять представления детей о подготовке «Бивуака».
1.         Знакомство со спальным мешком.
2.         Знакомство с топографическими знаками.
3.         Компас. Работа с компасом. Типы компасов. Правила обращения с компасом.
4.         Ориентирование на местности игра «Следопыт»
Цель:   Учить ориентироваться на местности. По компасу и с помощью топографических знаков
1.         Обучение технике передвижения на лыжах.
2.         Знакомство с видами лыжной ходьбы.
3.         Лыжная прогулка с детьми.
4.         Закрепление пройденного материала.                 
Цель: Закреплять знания о зимних видах спорта. Познакомить с видами лыжной ходьбы
1.         Знакомство с видами узлов.
2.         Знакомство с туристическим снаряжением.
3.         Обучение вязанию «прямого» узла.          
Цель: Закреплять с детьми особенности техники вязания узлов. Познакомить с туристическим снаряжением.
1.         Переправа по бревну. Техника безопасности; страховочные системы, одежда.
2.         Методика переправы по бревну.
3.         Движение по бревну. Страховка.  
Цель: Воспитывать патриотизм. Познакомить с техникой передвижения по бревну.
1.         Сюжетно ролевая игра «Окажи первую медицинскую помощь»
2.         Знакомство с пусковыми и подъемными устройствами.
3.         Подъем на жумарах.
4.         Спуск дюльфером.
5.         Закрепление пройденного материала
Цель: Закрепить знания об оказании медицинской помощи пострадавшему в природных условиях; знакомство с техникой передвижения по спуску и подъему.
1.         Переправа через реку, ручей, водоем, заболотистую местность.
2.         Техника безопасности. Материальное оснащение. Страховочные системы.
3.         Параллельная переправа.
4.         Переправа через болото
Цель: Научить самостоятельно, пользоваться предметами личного, группового и специального туристического снаряжения
1.         Виды костров, их укладка и разведение.
2.         Техника безопасности при разведении костров.
3.         Сюжетно – ролевая игра « Мы пошли в туристический поход»          
Цель: Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус.
Закреплять полученные знания о туризме через сюжетно-ролевую игру.
 
 
IV.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
  1. Практические занятия.
  2. Технические приемы, применяемые на соревнованиях по туризму
  3.  Теоретические занятия, топографические знаки.
  4. Дидактические игры, ориентирование на местности.
Кадровое обеспечение: Программу может реализовать педагог, имеющий навыки по спортивному туризму и ориентированию.
 
V. Список литературы
Алиева Т. И., Арнаутова Е. П., Протасова Е. Ю. Безопасность на улице: Программно-методическое пособие.- М: Карапуз, 2009.
  1. Арнаутова Е. П.  Спортивный туризм.  2001.
  2. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду, - Москва, 2004.
  3. Департамент образования пермской области: Здоровейка в гостях у малышей -Пермь 2005.
  4. Теплоухов Г. В. Спортивное ориентирование. 2009.
  5. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра.- Санкт - Петербург, 2004.
  6. Крапивник В. туристические узлы в ДОУ - Москва, 2001.
  7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика - Синтез, 2000.
  8. Поломис К. Дети на отдыхе. - Москва, 2005.
  9. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Карапуз, 2001.
  10. Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. - Москва, 2003.