Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Сказочный путь»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Исилькуль
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Сказочный путь»
педагог-психолог
Павличенко О.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для каждого из нас мир детства начинался со сказок. Сказки о животных, о сказочных героях, об их приключениях – смешные, грустные, иногда страшные, но всегда с хорошим концом. Сказки – это всегда волшебство, чудо. И дети воспринимают это чудо естественно, не противясь изменениям и переменам, готовы пустить их в свою жизнь. Сказки можно перечитывать много раз, каждый раз сопереживая героям и проживая целую гамму чувств и эмоций. Рассказывание сказок детям было одним из методов воспитания, в ходе него происходило: погружение ребёнка в социальную среду; ознакомление его с правилами и нормами социального поведения; обучение, привитие навыков; формирование образов «плохого – хорошего»; познание окружающего мира.
Таким образом, можно сказать, что сказкотерапия для детей – это совершенно естественный подход к решению психологических проблем ребёнка.
Сказкотерапия – это активно развивающееся направление в психотерапии и, пожалуй, самый детский метод в психологии. Используется как инструмент исследования первопричин поведенческих реакций. Этот метод психологической работы может использоваться с раннего возраста малышей. Возможности сказкотерапии огромны, она способна выступить инструментом в выяснении глубинных деформаций детской души и помочь установить причины внешних состояний, волнующих ребёнка.
Программа психологического кружка «Сказочный путь», позволяет оказывать специализированную психологическую помощь детям 5-6 лет, у которых в ходе первичной диагностики были выявлены такие проблемы, как: повышенная тревожность, агрессивность, заниженная самооценка, страхи.
При составлении программы были использованы методические разработки Г.Г. Сенник Ортис, Е.В. Куличковской, Н.А. Сакович, Е.С. Мосиной.
Цели и задачи работы кружка:
- Активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
- Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
- Стимулирование творческого самовыражения.
- Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
- Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
- Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, в первой половине дня, всего 30 занятий (с октября по апрель включительно).
Продолжительность занятий: 25 минут.
Программа рассчитана на детей старшего возраста, с группой детей 8 человек.
Структура занятий:
- Приветствие и вхождение в занятие
- Прочтение сказки
- Обсуждение сказки
- Проведение игр и упражнений по проблеме, поднятой в сказке
- Завершение (подведение итогов и прощание)
Предполагаемый результат:
В течение года дети должны:
- научиться контролировать свои эмоции и правильно их выражать посредством речи и языка тела;
- стать более эмоционально отзывчивыми, дружелюбными;
- научиться справляться с трудностями, связанными с общением.
Результаты коррекционно-развивающего процесса фиксируются в диагностической карте по итогам диагностики (первичной, итоговой).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «СКАЗОЧНЫЙ ПУТЬ» на 2017-2018 учебный год
№ занятия |
Название сказки |
Проблема, с которой работает сказка |
Октябрь |
||
1 |
«Маша и Ойка» |
Негативизм, тревожность, беспокойство, негативное самоопределение, хроническая неуспешность |
2 |
«Грубое слово «Уходи» |
Возбудимость, раздражительность, повышенная тревожность, конфликтное поведение, агрессия, капризность |
3 |
«Когда можно плакать» |
Плаксивость, повышенная тревожность, заниженная самооценка |
4 |
«О первых ягодах» |
Детский негативизм, тревожность, деспотизм, хвастовство |
Ноябрь |
||
1 |
«О высунутом язычке» |
Конфликтное поведение |
2 |
О невоспитанном мышонке |
Негативизм, невнимательность, отсутствие воспитания |
3 |
«О самом большом друге» |
Страх, конфликтное поведение, тревожность, неумение поддерживать контакты с другими людьми, низкая самооценка |
4 |
«Про маленький дубок» |
Экологическое воспитание детей |
Декабрь |
||
1 |
«О ленивых ножках» |
Лень, капризы, отказ от самостоятельности |
2 |
«Про маму» |
Капризы, негативизм, обида, разочарование |
3 |
«Про соску» |
Негативизм, капризность, вредные привычки, нежелание взрослеть |
4 |
«Про честные ушки» |
Лживость |
Январь |
||
2 |
«О часах с кукушкой» |
Этика взаимоотношений, развитие коммуникативных навыков |
3 |
«О том, как зайцы испугали серого волка» |
Страхи |
4 |
«Про башмачки» |
Небрежное обращение с вещами |
Февраль |
||
1 |
«Королева капризуля» |
Капризы, отказ от самостоятельности |
2 |
«Злость - недобрая черта» |
Агрессивное поведение, злость |
3 |
«Давай мириться» |
Умение разрешать конфликты, умение прощать |
4 |
«Мальчик-с-пальчик» |
Заниженная самооценка, проблемы в коммуникативной сфере |
Март |
||
1 |
«Друг или враг» |
Конфликтность |
2 |
«Смелый трусишка» |
Преодоление различных страхов |
3 |
«Злостики, Боязливики и Грустишки» |
Гармонизация эмоционального состояния, совершенствование механизмов саморегуляции |
4 |
«Язык прикосновений» |
Развитие произвольности поведения |
Апрель |
||
1 |
«Волшебная поляна» |
Снятие напряжения, развитие уверенности в себе |
2 |
«За репкой» |
Снятие напряжения, сплочение коллектива, развитие уверенности в себе |
3 |
«Волчьи игры» |
Снятие напряжения, агрессии |
4 |
«Страшный замок» |
Страхи |
Используемая литература:
- Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки. – Спб.: Союз, 2003.
- Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? – Спб.: Генезис, 2005.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2004. – 224 с.
- Сенник Ортис Г.Г., Куличковская Е.В. Программа развивающих занятий «Машины сказки»» для детей от 2-10 лет. – М., 2006.