Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная образовательная программа "Удивительный алфавит"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Буратино"

 

Дополнительная образовательная программа "Удивительный алфавит"

 

Ершова Наталья Владимировна

учитель - логопед

 

 

Содержание программы
I
Пояснительная записка
3
 
Направленность дополнительной образовательной программы
 
 
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
 
 
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
 
 
Отличительные особенности
 
 
Возраст детей
 
 
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
 
 
Принципы и подходы к формированию программы
 
 
Формы и режим занятий
 
 
Ожидаемые результаты  и способы их проверки
 
 
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
 
II.
Учебно – тематический план
5
 
Перечень разделов и тем
 
 
Количество часов по каждой теме
 
Ш
Содержание дополнительной образовательной программы
6
IV
Методическое обеспечение
14
 
Кадровое обеспечение
 
 
Техническое оснащение
 
V
Список литературы
14
 
I.Пояснительная записка
Программа дополнительного образования  «Удивительный алфавит»  имеет социально-гуманитарную направленность и разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе учебного пособия для дошкольников «Букварь» Н.С. Жуковой. Также к данной программе в соответствии с ФГОС,  в качестве дополнительного пособия включены занятия по рабочим тетрадям «Азбука. Мой первый учебник», авторы  Игнатьева Л.В., Колесникова Е.В., «Грамотный дошкольник: логопедическая тетрадь», авторы Старинина В.Р., Гутенёва А.В..
Исследования свидетельствуют о том, что  дети дошкольного возраста в большинстве своем  имеют небольшой словарный запас, часто не умеют  выражать свои мысли и переживания, испытывают сложности в конструировании словосочетаний и предложений. Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к обучению чтению и умению читать, эта же проблема волнует и родителей.          
Новизна программы каждое занятие имеет свою тему, не завися от предыдущего занятия или последующего, эта тема связана только с изучением одной буквы. Игры и упражнения направлены для закрепления визуального образа буквы, нахождения заданной буквы среди других букв, в словах, чтение слогов, слов с этой буквой.
Программа по дополнительному образованию для старших дошкольников «Удивительный алфавит» является актуальной, так как она составлена с учетом возрастных особенностей интеллектуального развития дошкольников, адаптирована для реализации в условиях МБДОУ «Детский сад «Буратино». Для  успешной  реализации  программы  применяются различные педагогические технологии: игровые,  так  как  ведущей  деятельностью  для  детей  дошкольного возраста является - игра, информационно-коммуникативные - обеспечивают  наглядность, доступность,  устойчивый  интерес  к  познанию  нового,  представляют   возможности поиска информации. Вместе с тем, программа предусматривает теоретические знания детей о русском   языке, что соответствует задачам образовательной программы дошкольного образования.
Программа, составлена  на основе изучения букв в той последовательности, которая используется в Логопедической  тетради Стариной В.Р., направлена на  традиционный подход к обучению чтению на русском языке, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента – слога в качестве единицы чтения (в дальнейшем письма). В обучении чтению существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Подготовка детей к обучению чтению и практическое освоение чтением – это совсем другая задача. И если у 6-7 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление.
Таким образом, педагогическая целесообразность программы «Удивительный алфавит» обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Используя  различные  методы,  формы и  приёмы  обучения  воспитанников необходимо  стараться,  чтобы  у  детей  желание  учиться  не  погасло  из-за первых  же  трудностей,  а  превратилось  в  желание  к  преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям предоставляется  возможность    с  первых  же  занятий  быть  активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно. Также, данная программа обусловлена необходимостью обогащения словарного запаса детей и уточнения знаний ребенка, оптимизации  активного говорения, общения, освоения образцов речи дошкольником как одного из элементов  подготовки ребенка к школе.                                              
 
Целью данной программы является: развитие у детей 6-7 лет познавательных способностей, которое предполагает:
-  знакомство детей с буквами русского алфавита;
- подготовка детей к обучению чтению.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- Развивать представления об устной и письменной речи;
- Учить составлять из букв слоги;                              
-  Учить читать по слогам;
-  Учить написанию печатных букв;
     -  Содействовать осознанному отношению детей к обучению в школе.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что в ходе  реализации программы дети знакомятся со следующими техникамискладывание букв в слоги, чтение слогов, слоговое чтение слов.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 6-7  лет.
Срок реализации программы -  1 год, 1 час в неделю, 30 часов в год.
Формы и режим занятий: Занятия проводятся с  группой детей 1 раз в неделю, наполняемость группы до 10 человек.
Ведущей формой организации обучения является групповой, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применения дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в условии программного материала может быть различной.
Продолжительность занятий: для детей 6-7 лет 30 минут.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения дети должны  уметь и знать:
  • Имеет представление об устной и письменной речи;
  • Знает буквы и находит заданную букву среди других букв, в словах;
  • Умеет читать по слогам.
  • Умеет писать печатные буквы.
  • Обозначает на письме заданную букву.
 
Способ проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
 
 
 
Показатели освоения  данной программы 
Ф. И. ребенка
 
 
 
 
 
1.
Имеет представление об устной и письменной речи.
 
 
 
 
2.
Знает буквы и находит заданную букву среди других букв, в словах.
 
 
 
 
3.
Умеет составлять из букв слоги. Читает по слогам.
 
 
 
 
4.
Умеет писать печатные буквы.
 
 
 
 
5.
Обозначает на письме заданную букву. 
 
 
 
 
 
 ИТОГО:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 балл - правильный ответ
0,5 баллов - правильный ответ  с помощью взрослого
0 баллов - неправильный ответ
Низкий уровень – меньше 1-2 балла
Средний уровень – 3-4 балла
Высокий уровень –4- 5 баллов
 
Формами подведения итогов и определения результативности реализации данной программы являются:
  • Открытое занятие для родителей - апрель
  • Мониторинг уровня полученных знаний - май
  • Презентация о проделанной работе для педагогов и родителей.
               Методы обучения:
Наглядные
Словесные
Практические
Показ
Демонстрация пособий
Наблюдение
Рассматривание Картинки
Прослушивание
Показ образца
Показ способа действия
Объяснение
Пояснение
Беседа
Рассказ
Пересказ
Словесные игры
Упражнения
Игры
Тексты
Работа в тетрадях
Физминутки
 
 
 
Работа с родителями.
  1. Ознакомить родителей с рабочей дополнительной образовательной программой «Удивительный алфавит» на родительском собрании  - сентябрь - октябрь.
  2. Пригласить родителей на открытое итоговое занятие с презентацией о проделанной работе – апрель.
  3. В Сферум создать группу для родителей, чьи дети посещают кружок, где коротко описывается проделанная работа на занятии.
 
 
                                                       II. Учебно – тематический план
 
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
1.
Вводное занятие. Буква А.
1
1 неделя октября
2.
Буква У.
1
2 неделя октября
3.
Буква И.
1
3 неделя октября
4.
Буква О.
1
4 неделя октября
5.
Буква П.
1
1 неделя ноября
6.
Буква Т.
1
2 неделя ноября
7.
Буква К.
1
3 неделя ноября
8.
Буква М.
1
4 неделя ноября
9.
Буква Ы.
1
1 неделя декабря
10.
Буква С.
1
2 неделя декабря
11.
Буква Н.
1
3 неделя декабря
12.
Буква Я.
1
4 неделя декабря
13.
Буква З.
1
2 неделя января
14.
Буква Х.
1
3 неделя января
15.
Буква Б.
1
4 неделя января
16.
Буква Д.
1
1 неделя февраля
17.
Буква В.
1
2 неделя февраля
18.
Буква Э.
1
3 неделя февраля
19.
Буква Г.
1
4 неделя февраля
20.
Буква Ш.
1
1 неделя марта
21.
Буквы Е, Ё.
1
2 неделя марта
22.
Буква Л.
1
3 неделя марта
23.
Буква Ж.
1
4 неделя марта
24.
Буква Р.
1
1неделя апреля
25.
Буква Й.
1
2 неделя апреля
26.
Буква Ч.
1
3 неделя апреля
27.
Буква Ю.
1
4 неделя апреля
28.
Буква Ц.
1
1 неделя мая
29.
Буква Ф.
1
2 неделя мая
30.
Буква Щ.
1
3 неделя мая
 
Всего:
30
 
 
Календарно-учебный график
№ п/п
Содержание
Период проведения
1.
Аудиторные занятия (по группам)
с первой недели октября до  последней недели мая
2.
Внеаудиторные (самостоятельные) занятия
с первой недели июня до последней недели сентября
 
Учебный план
Объединение дополнитель-ного образования
Форма проведения
Общий объем аудиторных и внеаудиторных занятий
Кол-во часов в неделю
Кол-во часов в год
Кол-во недель в год
Возраст
Продолжительность занятия
«Удивительный алфавит»
Аудиторные занятия
1
30
30
6-7 лет
30 мин
Внеаудиторные (самостоятельные) занятия
 
 
16
 
                                                              
III. Содержание занятий
 
Занятие 1. Вводное занятие. Буква А.
Цель: познакомить детей с буквой А, а.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв А, а
- работа с конструктором, построить букву А, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «А» в словах, прорисовывание печатной буквы А, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы А
- просмотр мультфильма про букву А, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение буквы А
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 2. Буква У.
Цель: познакомить детей с буквой У, у.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв У, у
- работа с конструктором, построить букву У, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «У» в словах, прорисовывание печатной буквы У, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт с буквой У
- просмотр мультфильма про букву У, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слов типа АУ, УА
- физминутка, пальчиковые игры
 
 
Занятие 3. Буква И.
Цель: познакомить детей с буквой И, и
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв И, и
- работа с конструктором, построить букву И, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «И» в словах, прорисовывание печатной буквы И, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы И
- просмотр мультфильма про букву И, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слов типа ИА
- физминутка, пальчиковые игры
 
 
Занятие 4. Буква О.
Цель: познакомить с буквой О, о
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв О, о
- работа с пластилином, построить букву О, из каких элементов состоит буква, на что походит буква О
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «О» в словах, прорисовывание печатной буквы О, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы О
- просмотр мультфильма про букву О, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение букв А, О, У, И
- физминутка, пальчиковые игры
 
 
Занятие 5. Буква П.
Цель: познакомить с буквой П, п, учить читать слоги, слова с этой буквой
Методы и приемы.
- отгадывание загадок, характеристика букв П, п
- работа с конструктором, построить букву П, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «П» в словах, прорисовывание печатной буквы П, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы П
- просмотр мультфильма про букву П, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слогов типа АП, ОП, чтение слов ПАПА, ПОП
- физминутка, пальчиковые игры
 
 
 
 
Занятие 6. Буква Т.
Цель: познакомить с буквой Т, т, учить читать слоги, слова с этой буквой
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Т, т
- работа с конструктором, построить букву Т, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Т» с словах, прорисовывание печатной буквы Т, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы Т
- просмотр мультфильма про букву Т, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слогов АТ, УТ, ИТ, ОТ, чтение слов типа ТОТ, ПОТ, ПАПА
- физминутка, пальчиковые игры
 
 
Занятие 7. Буква К.
Цель: познакомить с буквой К, к, учить читать слоги, слова с этой буквой.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв К, к
- работа с конструктором, построить букву К, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «К» в словах, прорисовывание печатной буквы К, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы К
- просмотр мультфильма про букву К, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слогов типа АК, ИК, чтение слов типа КОК, ТОК, КИТ
- физминутка, пальчиковые игры
 
 
Занятие 8. Буква М.
Цель: познакомить с буквой М, м, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв М, м
- работа с конструктором, построить букву М, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «М» в словах, прорисовывание печатной буквы М, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы М
- просмотр мультфильма про букву М, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слогов типа АМ, МА, чтение слов типа МАМА, МАК
- физминутка, пальчиковые игры
 
 
Занятие 9. Буква Ы
Цель: познакомить с буквой Ы, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Ы
- работа с пластилином, построить букву Ы, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Ы» в словах, прорисовывание печатной буквы Ы, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы Ы
- просмотр мультфильма про букву Ы, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слогов типа ТЫ, ЫТ
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 10. Буква С.
Цель: познакомить с буквой С, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв С, с
- работа с пластилином, заплатки на букве С, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «С» в словах, прорисовывание печатной буквы С, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы С, раскраска с буквой С
- просмотр мультфильма про букву С, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слогов типа АС, СА, чтение слов типа СОК, СОМ
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 11. Буква Н.
Цель: познакомить с буквой Н, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Н, н
- работа с конструктором, построить букву Н, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Н» в словах, прорисовывание печатной буквы Н, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы Н
- просмотр мультфильма про букву Н, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слогов типа АН, НА, чтение слов типа НАТА, НОС
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 12. Буква Я.
Цель: познакомить с буквой Я, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Я, я
- работа с пластилином, аппликация буквы Я, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: прорисовывание печатной буквы Я, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы Я
- просмотр мультфильма про букву Я, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слогов типа ЯМ, МЯ, чтение слов типа ЯМА, МАЯК
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 13. Буква З
Цель: познакомить с буквой З,з, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв З, з
- аппликация из веревочек, выкладывание буквы З, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «З» в словах, прорисовывание печатной буквы З, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы З
- просмотр мультфильма про букву З, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слоговой таблицы с буквой З, чтение слов типа ЗОЯ, КОЗА, ЗИМА, ТАЗЫ
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 14. Буква Х
Цель: познакомить с буквой Х, х, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Х, х
- работа с конструктором, построить букву Х, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Х» в словах, прорисовывание печатной буквы Х, нахождение буквы среди других букв, в словах,  раскраска буквы Х
- просмотр мультфильма про букву Х, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слогов типа АХ, ХА, чтение слов типа УХО, МОХ, ПУХ
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 15. Буква Б
Цель: познакомить с буквой Б, б, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Б, б
- работа с пластилином, построить букву Б, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Б» в словах, прорисовывание печатной буквы Б, нахождение буквы среди других букв, в словах,  раскраска буквы Б
- просмотр мультфильма про букву Б, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слоговой таблицы с буквой Б, чтение слов типа БУСЫ, БАТОН
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 16. Буква Д
Цель: познакомить с буквой Д, д, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Д, д
- работа с конструктором, построить букву Д, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Д» в словах, прорисовывание печатной буквы Д, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы Д
- просмотр мультфильма про букву Д, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слоговой таблицы с буквой Д, чтение слов типа ДИМА, ДОМ, ДЫМ, ДЫНЯ
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие17. Буква В
Цель: познакомить с буквой В, в, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв В, в
- аппликация из веревочек, построить букву В, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «В» в словах, прорисовывание печатной буквы В, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы В
- просмотр мультфильма про букву В, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слоговой таблицы с буквой В, чтение слов типа ВАНЯ, ВАСЯ, ВАДИК, СОВА, ВОВА, ИВА
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 18. Буква Э
Цель: познакомить с буквой Э, э, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Э, э
- работа с пластилином, построить букву Э, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Э» в словах, прорисовывание печатной буквы Э, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы Э
- просмотр мультфильма про букву Э, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слоговой таблицы с буквой Э, чтение слов типа ЭТО, ЭХО, ЭДИК, ЭММА
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 19. Буква Г
Цель: познакомить с буквой Г, г, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Г, г
- работа с конструктором, построить букву Г, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Г» в словах, прорисовывание печатной буквы Г, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы Г
- просмотр мультфильма про букву Г, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слоговой таблицы с буквой Г, чтение слов типа ГУСИ, САПОГИ, ГАМАК  
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 20. Буква Ш
Цель: познакомить с буквой Ш, ш, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Ш, ш
- работа с конструктором, построить букву Ш, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Ш» в словах, прорисовывание печатной буквы Ш, нахождение буквы среди других букв, в словах,  раскраска буквы Ш
- просмотр мультфильма про букву Ш, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слоговой таблицы с буквой Ш, чтение слов типа МЫШИ, ШУБА, КАМЫШИ 
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 21. Буквы Е, Ё
Цель: познакомить с буквами Е, е, Ё, ё, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Е, Ё
- аппликация из пластилина, буква Ё , из каких элементов состоят буквы Е, Ё
- работа на индивидуальных листочках: прорисовывание печатной буквы Е, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы Ё
- просмотр мультфильма про буквы Е, Ё, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение букв в кассе, чтение слоговых таблиц с буквами Е, Ё, чтение слов типа ЕСТ, МОЕТ, ЕДЕТ, ЕНОТ
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 22. Буква Л
Цель: познакомить с буквой Л, л, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Л, л
- работа с конструктором, построить букву Л, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Л» в словах, прорисовывание печатной буквы Л, нахождение буквы среди других букв, в словах,  раскраска буквы М
- просмотр мультфильма про букву Л, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слоговой таблицы с буквой Л, чтение слов типа ЛЕНА, ЛЁНЯ, ЛИСА, ВОЛК
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 23. Буква Ж.
Цель: познакомить с буквой Ж,ж, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Ж,ж
- работа с конструктором, построить букву Ж, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Ж» в словах, прорисовывание печатной буквы Ж, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы Ж
- просмотр мультфильма про букву Ж, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слоговой таблицы с буквой Ж, чтение слов типа ЖУК, ЕЖИ, ЖАБА, ЛУЖА, НОЖИ, ЛЫЖИ
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 24. Буква Р
Цель: познакомить с буквой Р, р, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Р, р
- работа с пластилином, построить букву Р, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Р» в словах, прорисовывание печатной буквы Р, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы Р
- просмотр мультфильма про букву Р, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слоговой таблицы с буквой Р, чтение слов типа РЫБА, РУКА, ПОВАР, ВАРИТ
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 25. Буква Й
Цель: познакомить с буквой Й, й, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Й, й
- работа с пластилином, заплатки на букве Й, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Й» в словах, прорисовывание печатной буквы Й, нахождение буквы среди других букв, в словах,  раскраска буквы Й
- просмотр мультфильма про букву Й, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слов типа ДАЙ, ЛЕЙ, ПЕЙ, ЛЕЙКА, МАЙКА  
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 26. Буква Ч
Цель: познакомить с буквой Ч, ч, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Ч, ч
- аппликация из веревочек, построить букву Ч, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Ч» в словах, прорисовывание печатной буквы Ч, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы Ч
- просмотр мультфильма про букву Ч, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слоговой таблицы с буквой Ч, чтение слов типа МЯЧ, КЛЮЧ, ЧАСЫ, ТУЧА, РУЧКА
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 27. Буква Ю
Цель: познакомить с буквой Ю, ю, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Ю, ю
- работа с пластилином, построить букву Ю, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: прорисовывание печатной буквы Ю, нахождение буквы среди других букв, в словах,  раскраска буквы Ю
- просмотр мультфильма про букву Ю, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слогов с буквой Ю, чтение слов типа ЮРЯ, ЮЛА, ЮЛЯ, ЛЮБА, ЮГ, ЛЮБИТ
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 28. Буква Ц
Цель: познакомить с буквой Ц, ц, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Ц, ц
- работа с конструктором, построить букву Ц, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Ц» в словах, прорисовывание печатной буквы Ц, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы Ц
- просмотр мультфильма про букву Ц, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слогов с буквой Ц, чтение слов типа ЦЫПА, ЗАЯЦ, ЦАПЛЯ, МОЛОДЕЦ
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 29. Буква Ф
Цель: познакомить с буквой Ф, ф, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Ф, ф
- аппликация из веревочек, построить букву Ф, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Ф» в словах, прорисовывание печатной буквы Ф, нахождение буквы среди других букв, в словах,  раскраска буквы Ф
- просмотр мультфильма про букву Ф, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слогов с буквой Ф, чтение слов типа ФАРЫ, ФАКЕЛ, ШАРФ, ТУФЛИ
- физминутка, пальчиковые игры
 
Занятие 30. Буква Щ
Цель: познакомить с буквой Щ, щ, развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.
Методы и приемы:
- отгадывание загадок, характеристика букв Щ, щ
- работа с конструктором, построить букву Щ, из каких элементов состоит буква
- работа на индивидуальных листочках: нахождение звука «Щ» в словах, прорисовывание печатной буквы Щ, нахождение буквы среди других букв, в словах,  лабиринт буквы Щ
- просмотр мультфильма про букву Щ, обогащение словарного запаса
- работа с кассой букв: нахождение буквы в кассе, чтение слогов с буквой Щ, чтение слов типа ЩИТ, ПЛАЩ, ЩЕНОК, ЩЁТКА
- физминутка, пальчиковые игры
 
IV. Методическое обеспечение
 
  1. Жукова Н.С. Букварь. Учебное пособие для дошкольников.
  2. Игнатьева Л.В., Колесникова Е.В. «Азбука. Мой первый учебник» (учебная тетрадь).
  3. Старина В.Р., Гутенёва А.В. Грамотный дошкольник: логопедическая тетрадь
  4. Раздаточный материал: касса букв, индивидуальные листочки с заданиями (ксерокопии), конструктор, пластилин, досочки для лепки, цветные карандаши, краски, кисти.
  5. Демонстрационный материал: магнитная доска, буквы на магнитах, картинки.
  6. Картотека пальчиковых игр.
  7. Картотека физминуток и подвижных игр.
 
Кадровое обеспечение: программу может реализовывать педагог, имеющий творческие способности, умеющий видеть индивидуальные возможности  и способности воспитанников, направляя их к реализации этих возможностей.
 
Техническое оснащение занятий:
  1. Компьютерные программные средства.
  2. Мультимедийные материалы.
  3. Мультфильм «Азбука – малышка».
  4. Ноутбук.
  5. Мультимедийная доска.
 
 
V. Список литературы
 
  1. Жукова Н. С. Букварь. Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо; Е.: Изд-во ЛИТУР. 2015. – 96 с.
  2. Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.
  3. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 2010.
  4. Игнатьева Л.В., Колесникова Е.В. «Азбука. Мой первый учебник. – М.: Ювента, 2016.
  5. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: Гном- Пресс, 2007.
  6. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  7. Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. - М.: Сфера, 2014.
  8. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург: У – Фактория, 2016. – 224 с.
  9. Кубрякова, Е.С. Нормативный аспект речевой деятельности [Текст] / Е.С. Кубрякова. – М.: Лириком, 2016. – 160 с.
  10. Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева - М.: Айрис - ПРЕСС, 2007.
  11. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я - человек») мл, и ср. группы. – М.: Школьная пресса, 2000.
  12. Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2007.
  13. Пятак С.В. Читаю легко и правильно. - М.: Эксмо, 2007.
  14. Старина В.Р., Гутенева А.В. Грамотный дошкольник: Логопедическая тетрадь. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 80 с. (Развитие и коррекция.)
  15. Сычева Г.Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012.-96 с.
  16. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В.И. Цвынтарный. – Нижний Новгород, 2015 – 28с.