Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Удивительный мир» на 2023-2024 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«Удивительный мир»
на 2023-2024 учебный год
Харечко Мария Николаевна
учитель начальных классов
Раздел 1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир» ( далее – Программа) имеет естественно - научную направленность. Разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); Приказом Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196); Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14); Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Актуальность программы
В настоящее время дополнительная общеобразовательная общеразвивающая деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам.
Программа «Удивительный мир» интегрирует в себе пропедевтику биологии, физики, химии, обществознания. Характерной особенностью данной программы является её нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.
Отличительные особенности программы
С целью всестороннего развития личности ребенка и формирования у него бережного отношения к природе, программой предусмотрены экскурсии с выходом на природу, экспериментальные работы на природе. По завершении всех занятий младшие школьники выполняют свой творческий исследовательский проект и защищают его. На протяжении всех занятий учитель оказывает всестороннюю поддержку каждому школьнику в выполнении этого исследования.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, исследовательский - обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах естественнонаучного направления, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Программа обеспечивает развитие умений в научно - практической деятельности, воспитание развитой личности, раскрытие творческих способностей личности. Создает условия для полноценного развития творческих способностей каждого обучающегося, укрепление интереса к занятиям естественнонаучного направления. Приучает ребенка быть усидчивым и внимательным
Цели и задачи программы
Цель программы
- создание условий для проявления и развития ребенком творческих способностей на основе свободного выбора, для постижения достижений науки и техники;
- создание условий для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
-создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи программы
1. Познакомить детей с опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью.
2. Выявить склонности, способности и интересы школьников к различным видам деятельности.
3. Сформировать положительное отношение к науке и образовательной системе в целом.
4. Развить познавательный интерес младших школьников в области естественных наук.
5. Сформировать элементарные исследовательские навыки.
6. Создать условия для развития творческого и исследовательского потенциала детей.
Категория обучающихся
Программа актуальна для обучающихся 9-10 лет. Состав группы постоянный. В объединение зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Содержание данной программы разработано с учетом местных условий и особенностей. Количество детей в группе – 20 человек.
Формы и режим занятий
Групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов; индивидуально-групповые на практических занятиях. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. При подготовке проектов, форма занятия может быть изменена на индивидуальную. Занятия проходят 4 раза в неделю.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 153 учебных часа. Срок реализации - 1 учебный год.
Планируемые результаты
личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения;
учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
навыки сотрудничества в учебной ситуации.
метапредметные результаты:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающего мира;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия с педагогами и сверстниками в классе;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
предметные результаты
Все лабораторные работы имеют одинаковую структуру, определяя единый алгоритм к их организации и проведению. Содержание лабораторных работ нацелено на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные информационные УУД
В начале работы обучающимся.
В ходе работы обучающиеся будут извлекать необходимую информацию при помощи измерительного модуля и заполнять таблицу полученными данными.
Познавательные логические УУД:
анализ; сравнение; классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных связей. Эти УУД формируются в ходе анализа данных таблицы после проведения исследования.
Коммуникативные УУД
Для проведения работы обучающимся предлагается организоваться в пары или группы по 3–5 человек (в зависимости от наличия оборудования). При этом происходит формирование УУД, а именно:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные УУД
В конце работы обучающимся предлагается провести рефлексию собственной деятельности для формирования регулятивных УУД, а именно:
выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Раздел 2. Содержание программы
Содержание программы включает в себя учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана.
Содержание учебного (тематического) плана
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Удивительный мир» направлена на развитие:
- логического мышления, памяти, внимания, воображения;
- умения мыслить, получать, структурировать и транслировать полученную информацию;
- умения социализироваться в детском коллективе;
- интеллекта и эрудированности учащихся.
Занятия составлены таким образом, чтобы учащиеся не только смогли получить теоретические знания, но и применить их на практике, проводя исследования, лабораторные и практические работы.
Не менее важным аспектом в программе является любовь к Родине, любовь к своему краю, любовь к своему городу.
Программа состоит из нескольких разделов:
- «Широка страна наша родная». В этом разделе обучающиеся не только знакомятся с географическим положением нашей страны, природными богатствами, флорой и фауной, но и опытно – экспериментальным путём научатся получать знания. Каждая тема будет освещена не только с теоретической точки зрения, но и с практической.
- Растительный мир планеты Земля. В данном разделе программы обучающихся познакомят и дополнят их знания о растениях, их важности на планете и пользы для человека. Также опытно – экспериментальным путём учащиеся приобретут более глубокие знания о флоре планеты.
- Вода – источник жизни на Земле. Очень важный и нужный раздел программы, темы которого помогут нацелить детей на важность сохранения водных ресурсов.
- Страны и континенты. В этом разделе программы учащиеся познакомятся и углубят свои знания о странах и континентах. Кроме того, дополнят новыми интересными фактами жизни людей в разных странах.
- Наша планета – наш дом. В этом разделе будут затронуты экологические аспекты. Учащимся будет предложено создание собственного проекта по сохранению нашей планеты. Вовлечение учащихся в проектную деятельность будет способствовать развитию творческих способностей.
- Человек – разумное существо. В данном разделе дети получат первоначальные сведения об анатомии человека, а также узнают об интересных фактах человеческого организма, проведут исследование с помощью тестов на внимание, память, мышление. Научатся измерять пульс разными способами. Данный раздел нужен и познавателен.
Программа «Удивительный мир» нацелена на всестороннее развитие личности. Развивает интеллект, эрудицию, мышление, творческие способности. Прививает любовь к своей малой Родине, к своему краю, к своей стране.
Учебный (тематический) план
№ п/п
|
Дата
|
Наименование раздела, темы
|
Количество часов
|
Формы аттестации (контроля)
|
||
Всего
|
Теория
|
Практика (интерактивные занятия)
|
||||
1.
|
1.09
5.09
|
«Широка страна наша родная» Вводное занятие. Входной контроль
|
2
|
2
|
0
|
Лекция
|
2.
|
8.09
12.09
|
Полезные ископаемые нашей страны. Рассмотрение образцов полезных ископаемых нашей страны. Знакомство со свойствами песка. Практическая работа
|
4
|
2
|
2
|
Лекция
Лабораторная работа
|
3.
|
15.09
19.09
22.09
|
Полезные ископаемые нашей страны. Знакомство со свойствами глины и мела. Практическая работа
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Лабораторная работа
|
4.
|
26.09
|
Полезные ископаемые нашей страны. Драгоценные металлы и их применение
|
3
|
3
|
0
|
Лекция
|
5.
|
29.09
|
Почвоведение. Структура почвы. Разные виды почвы в разных широтах.
|
3
|
3
|
0
|
Лекция
|
6.
|
03.10
06.10
|
Почвоведение. Рассмотрение структуры почвы, имеющей в своём составе торф. Свойства торфа
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Лабораторная работа
|
7.
|
10.10
13.10
|
Почвоведение. Рассмотрение структуры почвы, имеющей в своём составе песок. Свойства песка
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Лабораторная работа
|
8.
|
17.10
20.10
|
Почвоведение. Рассмотрение структуры почвы, имеющей в своём составе глину. Свойства глины
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Лабораторная работа
|
9.
|
24.10
|
Почвоведение. Охрана почв и возобновление полезной микрофлоры. Определение кислотности почвы
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Лабораторная работа
|
10.
|
27.10
|
Почвоведение. Определение влажности почвы с помощью специальных измерительных приборов
|
3
|
1
|
2
|
Лабораторная работа
|
11.
|
07.11
|
Природные зоны России. Обитатели флоры и фауны
|
2
|
2
|
0
|
Лекция
|
12.
|
10.11
|
Тайные уголки природы
|
2
|
2
|
0
|
Лекция
Семинар
|
13.
|
14.11
|
Природные зоны России. Работа с географической картой
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Практикум
|
14.
|
17.11
|
От озера до океана. Работа с географической картой
|
2
|
1
|
2
|
Лекция
Практикум
|
15.
|
21.11
|
Водные объекты нашей страны. Пресные водоёмы.
|
2
|
2
|
0
|
Лекция
|
16.
|
24.11
|
Пресные водоёмы. Изучение свойств пресной воды
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Лабораторная работа
|
17.
|
28.11
|
Моря и океаны. Флора и фауна моря
|
2
|
2
|
0
|
Лекция
Семинар
|
18.
|
01.12
|
Моря и океаны. Изучение свойств морской воды
|
2
|
2
|
2
|
Лекция
Лабораторная работа
|
19.
|
05.12
|
Растительный мир планеты Земля. Изучение видов растений
|
3
|
3
|
0
|
Лекция
|
20.
|
08.12
|
Изучение видов растений малой Родины
|
4
|
2
|
2
|
Лекция
Семинар
|
21.
|
12.12
|
Изучение видов растений малой Родины. Сбор материалов для исследования. Экскурсия в школьный двор
|
4
|
2
|
2
|
Лекция
Экскурсия
|
22.
|
15.12
|
Четыре составляющих для роста и развития растений
|
4
|
1
|
3
|
Лекция
Исследование
|
23.
|
19.12
|
Влияние солнечного света на рост и развитие растений
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Исследование
|
24.
|
22.12
|
Влияние почвы на развитие растений
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
Исследование
|
25.
|
26.12
|
Одноклеточные микроорганизмы. Промежуточный контроль
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
|
26.
|
29.12
|
Структура клетки растения
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Лабораторная работа
|
27.
|
09.01
|
Обменные процессы в клетке растений
|
3
|
2
|
1
|
Лекция
|
28.
|
12.01
|
Теплолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые растения
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
Лабораторная работа
|
29.
|
16.01
|
Влияние отсутствия воды на развитие растений
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Исследование
|
30.
|
19.01
|
Природные красители
|
3
|
1
|
2
|
Исследование
|
31.
|
23.01
|
Уход за комнатными растениями. Условия успешного роста
|
3
|
1
|
2
|
Практическая работа
|
32.
|
26.01
|
Что мы знаем о растениях?
|
4
|
1
|
2
|
Лекция
Семинар
|
33.
|
30.01
|
Растения нашего края
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
Экскурсия
|
34.
|
02.02
|
Вода – источник жизни на Земле
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
|
35.
|
06.02
|
Структура воды
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
Лабораторная работа
|
36.
|
09.02
|
Свойства воды
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
Лабораторная работа
|
37.
|
13.02
|
Три состояния воды
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
Практическая работа
|
38.
|
16.02
|
Бережное отношение к воде
|
4
|
2
|
2
|
Лекция
Исследовательская работа
Семинар - практикум
|
39.
|
20.02
|
Страны и континенты
|
1
|
1
|
0
|
Лекция
|
40.
|
23.02
|
Страны и континенты. Евразия, Северная и Южная Америка
|
1
|
1
|
1
|
Лекция
Практическая работа
|
41.
|
27.02
|
Страны и континенты. Австралия, Азия, Африка
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
Практическая работа
|
42.
|
01.03
|
Флора и фауна Евразии
|
1
|
1
|
0
|
Лекция
|
43.
|
05.03
|
Флора и фауна Южной Америки
|
2
|
2
|
0
|
Лекция
Практическая работа
|
44.
|
12.03
|
Флора и фауна Северной Америки
|
1
|
1
|
0
|
Лекция
Практическая работа
|
45.
|
15.03
|
Флора и фауна Азии
|
2
|
2
|
0
|
Лекция
|
46.
|
19.03
|
Флора и фауна Австралии
|
2
|
2
|
0
|
Лекция
|
47.
|
22.03
|
Флора и фауна Африки
|
2
|
2
|
0
|
Лекция
|
48.
|
02.04
|
Что мы знаем о странах и континентах?
|
2
|
0
|
2
|
Лекция
Семинар
|
49.
|
05.04
|
Наша планета - наш дом
|
2
|
2
|
0
|
Лекция
|
50.
|
09.04
|
Загрязнение окружающей среды как следствие деятельности человека
|
4
|
2
|
2
|
Лекция
Семинар
|
51.
|
12.04
|
Сохраним чистоту Планеты
|
3
|
1
|
3
|
Семинар
|
52.
|
16.04
|
Сохраним чистоту малой Родины.
Проектная деятельность
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Семинар
|
53.
|
19.04
|
Беречь природу – беречь дом
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Практикум
|
54.
|
23.04
|
Человек – разумное существо
|
2
|
2
|
0
|
Лекция
|
55.
|
26.04
|
Строение тела человека
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Практикум
|
56.
|
30.04
|
Интересные факты о свойствах организма человека
|
1
|
1
|
0
|
Лекция
Практикум
|
57.
|
07.05
|
Психические процессы, протекающие в мозге человека. Память, внимание, восприятие, мышление. Прохождение тестирования
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Практикум
|
58.
|
14.05
|
Движение – это жизнь. Опорно – двигательный аппарат
|
3
|
1
|
2
|
Лекция
Практикум
|
59.
|
17.05
|
Система кровоснабжения человека
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
Практикум
|
60.
|
21.05
|
Правила здорового человека. Итоговый контроль
|
4
|
2
|
2
|
Практикум
|
61.
|
24.05
|
Проект «Что мы знаем и умеем?»
|
2
|
0
|
2
|
Практикум
|
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:
-
начальный (входной) контроль проводится с целью определения уровня развития обучающихся;
-
текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала;
-
итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входящий, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Формы проведения: собеседование, анкетирование, тестовые задания, мини – опросы, игры – задания, наблюдение.
Комплекс организационно-педагогических условий
Формы проведения занятий
Для изучения теоретического и практического материала данная Программа предусматривает использование следующих форм занятий:
-
Открытые занятия.
-
Лабораторные работы.
-
Экспериментальные работы на основе учебных текстов.
-
Тестовый контроль по теории и практике.
-
Защита проекта, исследовательской работы.
-
Мероприятия.
Приемы и методы, используемые при реализации программы:
- словесные, наглядные, практические, проблемные;
- анализ, обобщение, систематизация;
- подготовка к защите проектной работы, изучение литературных источников;
- самостоятельная работа (при усвоении новых теоретических знаний, закрепления имеющихся знаний, практических умений и навыков, при выполнении лабораторных и экспериментальных работ);
- учебный эксперимент.
Умения, которыми овладеют учащиеся в ходе учебного эксперимента:
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить простые экспериментальные исследования, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
В целом, в процессе самостоятельной экспериментальной деятельности обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
• наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
• описывать результаты наблюдений;
• выдвигать гипотезы;
• отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы;
• выполнять измерения;
• вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
• представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
• интерпретировать результаты экспериментов;
• делать выводы;
• обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Все эти умения формируются значительно быстрее, если при проведении учебного эксперимента наряду с традиционным используются цифровые измерительные приборы и системы.
Раздел 4. Организационно – педагогические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
1. Учебный кабинет
2. Компьютер
3. Интерактивная доска
4. Микроскоп биологический
5. Географические карты
6. Лабораторные приборы и оборудование
7. Раздаточный материал для проведения лабораторных работ
8. Методические материалы и интернет - ресурсы
Раздел 5. Литература
1. Г. Л. Копотёва, И. М. Логвинова. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. М.: Учитель. 2012
2. Т. М. Гущина. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации. Ярославль. 2001.
3. Н. С. Абраменко. ФГОС НОО-2021: чему и как учить сегодня для успешной карьеры завтра.
4. «Школа России»: В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков,В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др. Москва.: Просвещение. 2010.