Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа  естественно-научной направленности «Удивительный мир»  на 2023-2024 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

 естественно-научной направленности

«Удивительный мир»

 на 2023-2024 учебный год

 

Харечко Мария Николаевна

учитель начальных классов

 

 

Раздел 1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Удивительный мир»  ( далее – Программа) имеет естественно - научную направленность. Разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); Приказом Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196); Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14); Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
 
Актуальность программы
В настоящее время дополнительная общеобразовательная общеразвивающая деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам.
Программа  «Удивительный мир» интегрирует в себе пропедевтику биологии, физики, химии, обществознания. Характерной особенностью данной программы является её нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.
Отличительные особенности  программы
С целью всестороннего развития личности ребенка и формирования у него бережного отношения к природе, программой предусмотрены экскурсии с выходом на природу, экспериментальные работы на природе. По завершении всех занятий младшие школьники выполняют свой творческий исследовательский проект и защищают его. На протяжении всех занятий учитель оказывает всестороннюю поддержку каждому школьнику в выполнении этого исследования.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, исследовательский - обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах естественнонаучного направления, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Программа обеспечивает развитие умений в научно - практической деятельности, воспитание развитой личности, раскрытие творческих способностей личности. Создает условия для полноценного развития творческих способностей каждого обучающегося, укрепление интереса к занятиям естественнонаучного направления. Приучает ребенка быть усидчивым и внимательным
 
Цели и задачи программы
Цель программы
- создание условий для проявления и развития ребенком творческих способностей на основе свободного выбора, для постижения достижений науки и техники;
- создание условий для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
-создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи программы
1. Познакомить детей с опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью.
2. Выявить склонности, способности и интересы школьников к различным видам деятельности.
3. Сформировать положительное отношение к науке и образовательной системе в целом.
4. Развить познавательный интерес младших школьников в области естественных наук.
5. Сформировать элементарные исследовательские навыки.
6. Создать условия для развития творческого и исследовательского потенциала детей.
 
Категория обучающихся
Программа актуальна для обучающихся 9-10 лет. Состав группы постоянный. В объединение зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Содержание данной программы разработано с учетом местных условий и особенностей. Количество детей в группе – 20 человек.
 
Формы и режим занятий
Групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов; индивидуально-групповые на практических занятиях. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. При подготовке проектов, форма занятия может быть изменена на индивидуальную. Занятия проходят 4 раза в неделю.
 
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 153 учебных часа. Срок реализации  - 1 учебный год.      
 
Планируемые результаты
личностные результаты:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
 ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения;
 учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;
 самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
 навыки сотрудничества в учебной ситуации.
метапредметные результаты:
 способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающего мира;
 способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
 осознание правил и норм взаимодействия с педагогами и сверстниками в классе;
 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
предметные результаты
Все лабораторные работы имеют одинаковую структуру, определяя единый алгоритм к их организации и проведению. Содержание лабораторных работ нацелено на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные информационные УУД
В начале работы обучающимся.
В ходе работы обучающиеся будут извлекать необходимую информацию при помощи измерительного модуля и заполнять таблицу полученными данными.
 Познавательные логические УУД:
анализ; сравнение; классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных связей. Эти УУД формируются в ходе анализа данных таблицы после проведения исследования.
 Коммуникативные УУД
Для проведения работы обучающимся предлагается организоваться в пары или группы по 3–5 человек (в зависимости от наличия оборудования). При этом происходит формирование УУД, а именно:
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
 определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
 Регулятивные УУД
В конце работы обучающимся предлагается провести рефлексию собственной деятельности для формирования регулятивных УУД, а именно:
 выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень  усвоения;
 устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
 соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
 
 
Раздел 2. Содержание программы
 
Содержание программы включает в себя учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана.
 
Содержание учебного (тематического) плана
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Удивительный мир» направлена на развитие:
- логического мышления, памяти, внимания, воображения;
- умения мыслить, получать, структурировать и транслировать полученную информацию;
- умения социализироваться в детском коллективе;
- интеллекта и эрудированности учащихся.
Занятия составлены таким образом, чтобы учащиеся не только смогли получить теоретические знания, но и применить их на практике, проводя исследования, лабораторные и практические работы.
Не менее важным аспектом в программе является любовь к Родине, любовь к своему краю, любовь к своему городу.
Программа состоит из нескольких разделов:
- «Широка страна наша родная». В этом разделе обучающиеся не только знакомятся с географическим положением нашей страны, природными богатствами, флорой и фауной, но и опытно – экспериментальным путём научатся получать знания. Каждая тема будет освещена не только с теоретической точки зрения, но и с практической.
- Растительный мир планеты Земля. В данном разделе программы обучающихся познакомят и дополнят их знания о растениях, их важности на планете и пользы для человека. Также опытно – экспериментальным путём учащиеся приобретут более глубокие знания о флоре планеты.
- Вода – источник жизни на Земле. Очень важный и нужный раздел программы, темы которого помогут нацелить детей на важность сохранения водных ресурсов.
- Страны и континенты. В этом разделе программы учащиеся познакомятся и углубят свои знания о странах и континентах. Кроме того, дополнят новыми интересными фактами жизни людей в разных странах.
- Наша планета – наш дом. В этом разделе будут затронуты экологические аспекты. Учащимся будет предложено создание собственного проекта по сохранению нашей планеты. Вовлечение учащихся в проектную деятельность будет способствовать развитию творческих способностей.
- Человек – разумное существо. В данном разделе дети получат первоначальные сведения об анатомии человека, а также узнают об интересных фактах человеческого организма, проведут исследование с помощью тестов на внимание, память, мышление. Научатся измерять пульс разными способами. Данный раздел нужен и познавателен.
 
Программа «Удивительный мир» нацелена на всестороннее развитие личности. Развивает интеллект, эрудицию, мышление, творческие способности. Прививает любовь к своей малой Родине, к своему краю, к своей стране.
 
Учебный (тематический) план
 
№ п/п
Дата
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации (контроля)
Всего
Теория
Практика (интерактивные занятия)
1.
1.09
5.09
«Широка страна наша родная» Вводное занятие. Входной контроль
2
2
0
Лекция
2.
8.09
12.09
Полезные ископаемые нашей страны. Рассмотрение образцов полезных ископаемых нашей страны. Знакомство со свойствами песка. Практическая работа
4
2
2
Лекция
Лабораторная работа
3.
15.09
19.09
22.09
Полезные ископаемые нашей страны. Знакомство со свойствами глины и мела. Практическая работа
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
4.
26.09
 
Полезные ископаемые нашей страны. Драгоценные металлы и их применение
3
3
0
Лекция
 
5.
29.09
Почвоведение. Структура почвы. Разные виды почвы в разных широтах.
3
3
0
Лекция
6.
03.10
06.10
Почвоведение. Рассмотрение структуры почвы, имеющей в своём составе торф. Свойства торфа
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
7.
10.10
13.10
Почвоведение. Рассмотрение структуры почвы, имеющей в своём составе песок. Свойства песка
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
8.
17.10
20.10
Почвоведение. Рассмотрение структуры почвы, имеющей в своём составе глину. Свойства глины
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
9.
24.10
Почвоведение. Охрана почв и возобновление полезной микрофлоры. Определение кислотности почвы
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
10.
27.10
Почвоведение. Определение влажности почвы с помощью специальных измерительных приборов
3
1
2
Лабораторная работа
11.
07.11
Природные зоны России. Обитатели флоры и фауны
2
2
0
Лекция
12.
10.11
Тайные уголки природы
2
2
0
Лекция
Семинар
13.
14.11
Природные зоны России. Работа с географической картой
3
1
2
Лекция
Практикум
14.
17.11
От озера до океана. Работа с географической картой
2
1
2
Лекция
Практикум
15.
21.11
Водные объекты нашей страны. Пресные водоёмы.
2
2
0
Лекция
16.
24.11
Пресные водоёмы. Изучение свойств пресной воды
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
17.
28.11
Моря и океаны. Флора и фауна моря
2
2
0
Лекция
Семинар
18.
01.12
 
Моря и океаны. Изучение свойств морской воды
2
2
2
Лекция
Лабораторная работа
19.
05.12
Растительный мир планеты Земля. Изучение видов растений
3
3
0
Лекция
20.
08.12
Изучение видов растений малой Родины
4
2
2
Лекция
Семинар
21.
12.12
Изучение видов растений малой Родины. Сбор материалов для исследования. Экскурсия в школьный двор
4
2
2
Лекция
Экскурсия
 
22.
15.12
Четыре составляющих для роста и развития растений
4
1
3
Лекция
Исследование
23.
19.12
Влияние солнечного света на рост и развитие растений
3
1
2
Лекция
Исследование
24.
22.12
Влияние почвы на развитие растений
2
1
1
Лекция
Исследование
25.
26.12
Одноклеточные микроорганизмы. Промежуточный контроль
2
1
1
Лекция
26.
29.12
Структура клетки растения
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
27.
09.01
Обменные процессы в клетке растений
3
2
1
Лекция
28.
12.01
Теплолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые растения
2
1
1
Лекция
Лабораторная работа
29.
16.01
Влияние отсутствия воды на развитие растений
3
1
2
Лекция
Исследование
30.
19.01
Природные красители
3
1
2
Исследование
31.
23.01
Уход за комнатными растениями. Условия успешного роста
3
1
2
Практическая работа
32.
26.01
Что мы знаем о растениях?
4
1
2
Лекция
Семинар
33.
30.01
Растения нашего края
2
1
1
Лекция
Экскурсия
34.
02.02
Вода – источник жизни на Земле
2
1
1
Лекция
35.
06.02
Структура воды
2
1
1
Лекция
Лабораторная работа
36.
09.02
Свойства воды
2
1
1
Лекция
Лабораторная работа
37.
13.02
Три состояния воды
2
1
1
Лекция
Практическая работа
38.
16.02
Бережное отношение к воде
4
2
2
Лекция
Исследовательская работа
Семинар - практикум
39.
20.02
Страны и континенты
1
1
0
Лекция
40.
23.02
Страны и континенты. Евразия, Северная и Южная Америка
1
1
1
Лекция
Практическая работа
41.
27.02
Страны и континенты. Австралия, Азия, Африка
2
1
1
Лекция
Практическая работа
42.
01.03
Флора и фауна Евразии
1
1
0
Лекция
43.
05.03
Флора и фауна Южной Америки
2
2
0
Лекция
Практическая работа
44.
12.03
Флора и фауна Северной Америки
1
1
0
Лекция
Практическая работа
45.
15.03
Флора и фауна Азии
2
2
0
Лекция
46.
19.03
Флора и фауна Австралии
2
2
0
Лекция
47.
22.03
Флора и фауна Африки
2
2
0
Лекция
48.
02.04
Что мы знаем о странах и континентах?
2
0
2
Лекция
Семинар
49.
05.04
Наша планета - наш дом
2
2
0
Лекция
50.
09.04
Загрязнение окружающей среды как следствие деятельности человека
4
2
2
Лекция
Семинар
51.
12.04
Сохраним чистоту Планеты
3
1
3
Семинар
52.
16.04
Сохраним чистоту малой Родины.
Проектная деятельность
3
1
2
Лекция
Семинар
53.
19.04
Беречь природу – беречь дом
3
1
2
Лекция
Практикум
54.
23.04
Человек – разумное существо
2
2
0
Лекция
55.
26.04
Строение тела человека
3
1
2
Лекция
Практикум
56.
30.04
Интересные факты о свойствах организма человека
1
1
0
Лекция
Практикум
57.
07.05
Психические процессы, протекающие в мозге человека. Память, внимание, восприятие, мышление. Прохождение тестирования
3
1
2
Лекция
Практикум
58.
14.05
Движение – это жизнь. Опорно – двигательный аппарат
3
1
2
Лекция
Практикум
59.
17.05
Система кровоснабжения человека
2
1
1
Лекция
Практикум
60.
21.05
Правила здорового человека. Итоговый контроль
4
2
2
Практикум
61.
24.05
Проект «Что мы знаем и умеем?»
2
0
2
Практикум
 
 
 
 
 
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
 
Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:
  • начальный (входной) контроль проводится с целью определения уровня развития обучающихся;
  • текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала;
  • итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей.
 
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
 Для оценки результативности учебных занятий применяется входящий, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Формы проведения: собеседование, анкетирование, тестовые задания, мини – опросы, игры – задания, наблюдение.
 
Комплекс организационно-педагогических условий
 Формы проведения занятий
Для изучения теоретического и практического материала данная Программа предусматривает использование следующих форм занятий:
  • Открытые занятия.
  • Лабораторные работы.
  • Экспериментальные работы на основе учебных текстов.
  • Тестовый контроль по теории и практике.
  • Защита проекта, исследовательской работы.
  • Мероприятия.
Приемы и методы, используемые при реализации программы:
- словесные, наглядные, практические, проблемные;
- анализ, обобщение, систематизация;
- подготовка к защите проектной работы, изучение литературных источников;
- самостоятельная работа (при усвоении новых теоретических знаний, закрепления имеющихся знаний, практических умений и навыков, при выполнении лабораторных и экспериментальных работ);
- учебный эксперимент.
Умения, которыми овладеют учащиеся в ходе учебного эксперимента:
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить простые экспериментальные исследования, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
В целом, в процессе самостоятельной экспериментальной деятельности обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
• наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
• описывать результаты наблюдений;
• выдвигать гипотезы;
• отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы;
• выполнять измерения;
• вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
• представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
• интерпретировать результаты экспериментов;
• делать выводы;
• обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Все эти умения формируются значительно быстрее, если при проведении учебного эксперимента наряду с традиционным используются цифровые измерительные приборы и системы.
 
Раздел 4. Организационно – педагогические условия реализации программы
 
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
1. Учебный кабинет
2. Компьютер
3. Интерактивная доска
4. Микроскоп биологический
5. Географические карты
6. Лабораторные приборы и оборудование
7. Раздаточный материал для проведения лабораторных работ
8. Методические материалы и интернет - ресурсы
Раздел 5. Литература
 
1. Г. Л. Копотёва, И. М. Логвинова. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. М.: Учитель. 2012
2. Т. М. Гущина. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации. Ярославль. 2001.
3. Н. С. Абраменко. ФГОС НОО-2021: чему и как учить сегодня для успешной карьеры завтра.
4. «Школа России»: В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков,В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др. Москва.: Просвещение. 2010.