Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

ДООП естественнонаучной направленности детского объединения «Росток»

МБОУ «Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа имени Семена Петровича Данилова»

 

 

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа естественнонаучной направленности детского объединения «Росток»

для 3-4 классов

 

 

Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации программы: 1 год

   Автор: Романова Евдокия Ильинична

учитель начальных классов

 

с. Бердигестях, 2019

 

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной, общеразвивающей программы:

Программа направлена на:

  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • создание условий творческой самореализации личности ребенка.

Новизна программы:

Содержание программы отличается от имеющихся курсов экологической и практической направленностью, личностной ориентацией.

У учащихся формируются следующие образовательные компетенции:

  1. Ценностно-смысловая (обучающийся способен видеть и понимать окружающий мир)
  2. Общекультурная (опыт усвоения учащимися научной картины мира)
  3. Учебно-познавательная (участие в проектной деятельности, формулирование полученных результатов, овладение приемами исследовательской деятельности)
  4. Информационная (извлечение необходимой информации из различных источников – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда; осуществление поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерной технологии для обработки, передачи информации, подготовки презентаций)
  5. Коммуникативная (овладение этикой взаимоотношений с кружковцами при выполнении заданий; овладение знаниями в области профессионального самоопределения)
  6. Компетенция личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения).

Актуальность:

Воспитание экологической культуры – это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.

Цель программы:

Обучить ребят специфическим знаниям, необходимым для цветовода; привить практические умения и навыки по выращиванию растений; углубить знания обучающихся о разнообразии комнатных растений.

Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря;
  • пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;
  • овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы;
  • стремление создавать прекрасное.

Особенность изучаемой дополнительной общеразвивающей программы состоит в тесном общении с природой, что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала.

Каждый ребенок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы – вот предназначение дополнительной общеразвивающей программы «Росток».

Программа предназначена для естественнонаучной направленности,  ориентировано на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка.

Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Росток» разработана и предназначена для обучающихся 3 – 4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа кружка по цветоводству «Росток»

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

Содержание программы

Цветы-краски природы (8 часов)

Что мы знаем о цветах (рисование любимого цветка). Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). Аппликация «Мой любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна». Цветочные узоры. Декорирование платка, сумочки.

Экскурсия: Цветы вокруг нас.

Строение цветущего растения (4 часа)

Строение цветущего растения. Живи, цветок (что необходимо для жизни растений). Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).

Уход за растениями (7 часа)

Комплексный уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями.

Эти удивительные растения (5 часов)

Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций).Цветы – синоптики. Цветы – доктора. Цветы – хищники. Игра – практикум «Что мы знаем о цветах.

Растения в доме и в саду (7 часов)

Комнатные растения (просмотр слайдов). Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны». Игровая программа «Во саду ли в огороде». Конкурсная программа «Угадай цветок».

Мы – цветоводы (12 часов)

Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря. Правила безопасности при работе с водой, землей. Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки. Посадка комнатными растений черенками. Уход за молодыми растениями.

Мы – дизайнеры (11 часов)

Из истории возникновения клумб. Правила формирования клумб. Выращивание декоративных растений (презентация). Изготовление макета клумбы из разных материалов (групповая работа). Макет клумбы по индивидуальному проекту.

Ландшафтный дизайн (14 часов)

Виды ландшафтных композиций (просмотр слайдов). Просмотр слайдов «Самое удивительное в мире растений». Дизайнерское оформление участка (просмотр слайдов). Изготовление макета клумбы из разных материалов (групповая работа). Макет клумбы по индивидуальному проекту. Акция «Цветущая школа». Проект «Цветущая школа» навстречу Играм Манчаары (1-й этап). Фотоотчет.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

теория

практика

экскурсии

всего

Раздел 1 «Цветы – краски природы» (8 часов)

1

Цветы в нашей жизни.

1

 

 

 

2

Что мы знаем о цветах.

 

 

1

 

3

Рисование любимого цветка.

 

1

 

 

4

Цветы в нашей жизни. (просмотр слайдов, загадки)

1

 

 

 

5

Экскурсия «Цветы вокруг нас»

 

 

1

 

6

Аппликация «Мой любимый цветок».

 

1

 

 

7

Коллективное панно «Цветочная поляна»

 

1

 

 

8

Цветочные узоры.

 

1

 

 

 

 

2

4

2

8

Раздел 2 «Строение цветущего растения» (4 часа)

9

Строение цветущего растения

1

 

 

 

10

Живи цветок (что необходимо для жизни растений).

1

 

 

 

11

Строение цветущего растения.

 

1

 

 

12

Части растения (корень, стебель, листья). Практическое определение

 

1

 

 

 

 

2

2

0

4

Раздел 3 «Уход за растениями» (7 часов)

13

Уход за растениями

1

 

 

 

14

Правильный полив.

1

 

 

 

15

Правильный полив.

 

1

 

 

16

Рыхление. Подкормки.

1

 

 

 

17

Рыхление. Подкормки.

 

1

 

 

18

Уход за листьями.

1

 

 

 

19

Уход за листьями.

 

1

 

 

 

 

4

3

0

7

Раздел 4 «Эти удивительные растения» ( 5 часов)

20

Эти удивительные растения (слайды).

1

 

 

 

21

Цветы-синоптики (флоксы, фиалки, одуванчик, ветреница…)

1

 

 

 

22

Цветы- доктора (алоэ, золотой ус, халанхоэ, герань…)

1

 

 

 

23

Цветы-хищники (мухоловка, росянка, пузырчатка…)

1

 

 

 

24

Что мы знаем о цветах

 

1

 

 

 

 

4

1

0

5

Раздел 5 «Растения в доме и в саду» (7 часов)

25

Комнатные растения (просмотр слайдов)

1

 

 

 

26

Какие цветы в нашем доме.

1

 

 

 

27

Цветы нашего дома.

 

1

 

 

28

Условия выращивания.

1

 

 

 

29

Цветы на праздник. Открытки . Техника оригами «Розы», «Тюльпаны»

 

2

 

 

30

Конкурсная программа «Угадай цветок».

 

1

 

 

 

 

3

4

0

7

Раздел 6 «Мы- цветоводы» (12 часов)

31

Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря.

 

1

 

 

32

Правила безопасности при работе с водой, землёй.

1

1

 

 

33, 34, 35

Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки.

1

 

 

 

36, 37, 38

Посадка комнатных растений черенками.

 

3

 

 

39, 40, 41, 42, 43

Уход за молодыми растениями.

1

4

 

 

 

 

3

9

0

12

 

Раздел 7 «Мы – дизайнеры» (11 часов)

44

Из истории возникновения клумб.

1

 

 

 

45

Правила формирования клумб.

1

 

 

 

46

Выращивание декоративных растений. Презентация

1

 

 

 

47, 48, 49, 50

Изготовление макета клумбы из разных материалов (групповая работа).

 

4

 

 

51, 52, 53, 54

Макет клумбы по индивидуальному проекту.

 

4

 

 

 

 

3

8

0

11

Раздел 8 «Ландшафтный дизайн»  (14 часов)

55

Виды ландшафтных композиций. Просмотр слайдов.

1

 

 

 

56

Просмотр слайдов  «Самое  удивительное в мире растений.»

1

 

 

 

57

Дизайнерское оформление участка. Просмотр слайдов.

1

 

 

 

58, 59, 60, 61

Изготовление макета клумбы из разных материалов (групповая работа).

 

4

 

 

62, 63, 64, 65

Макет клумбы по индивидуальному проекту.

 

4

 

 

66

Акция «Цветущая школа»

1

 

 

 

67

Проект «Цветущая школа» навстречу к Играм Манчаары  (1этап)

 

2

 

 

68

Фотоотчёт.

 

 

 

 

 

 

4

10

0

14

 

Всего

25

41

2

68

Методическое обеспечение программы:

  • методические разработки занятий с использованием различных методов и практических работ;
  • презентации учителя:
    • «Побег. Виды почек»
    • «Лист. Функции листа»
    • «Стебель. Видоизменение стебля»
    • «Цветок»
    • «Основные способы размножения комнатных растений»
    • «Жизненные формы растений»
    • «Композиции из растений»
    • «Виды букетов»
    • «Размещение растений в комнате»

Ожидаемые результаты и требования к уровню подготовки обучающихся

В результате реализации программы обучающиеся должны знать/понимать:

  • виды почв;
  • правила ухода за садовыми и клумбовыми растениями;
  • виды ландшафтных композиций;
  • правила ухода за цветочными участками;
  • произрастание растений в разных климатических зонах;

Уметь:

  • выполнять посадку растений;
  • правильно пользоваться клумбовым инвентарём;
  • создавать собственные проекты оформления участков;
  • подбирать дизайнерское оформление
  • подготавливать участок для посадки;
  • реализовывать проекты

Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся:

Познавательные: умение воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности. Умение распределять материал по направлениям, блокам.

Регулятивные: применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.

Личные: пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.

Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить связи между информационными блоками.

Коммуникативные: умение различать объективное и субъективное отношение к объекту, к вопросу, выражать своё отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения с опорой на факты, доводы, примеры. Решать возникающие вопросы в диалоге.

 

Литература

Для учителя:

1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада. - 2008.

2. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]: Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир книг.-2009.

3. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.// Календарь - справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53.

4. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы в глобальной системе социальных координат. [Текст]: Кузеванов В.Я.// Ландшафтная архитектура и дизайн – 2010.- № 2 .- с. 7 – 11.

5. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И. // Цветоводство для всех.-Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.

6. Хессайон Д.Г. Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями. [Текст]: Хессайон Д.Г.// Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями.- М: - Кладезь –Букс.- 2009.

7. Суханова Н.П. Растения в интерьере. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 31 с. – (Райский сад).

8. Журнал «Советы профессионалов». Ландшафтный дизайн, выпуск 2/2009.

9. Митникова Н.В. Тем, кто получил участок: Альбом. – М.: Агропромиздат, 1992. – 64 с.: ил.

10. Журнал «Цветоводство» №1 – 12, 1993.

11. Журнал «Цветоводство» №7 – 8, 2007.

12. Белоусов В.В. Комнатные цветы. – М.: Северная неделя, 2007.

13. Журнал «Мои любимые цветы» №15, 2010.

14. Журнал «Дачный цвет» №19-21, 2016.

 

Для обучающихся:

1. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 176 с.: ил.

1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада.- 2008

2. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И.// Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.

3. Ляхов П.Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П.Р. Ляхов. Я познаю мир. М: АСТ, 2005. - С. 252.

 

Приложение 1

Контрольно – измерительные материалы

1. Перечислите части растения:

2. Напиши не менее пяти названий растений каждого вида:

Комнатные_____________________

Садовые_______________________

3. Перечислите основные условия жизни растений:

4. Напишите функции органов растений:

Корень-

Стебель-

Листья-

Цветок -

Плод с семенами-

5. Какую роль выполняют растения в жизни человека?

6. Что такое гербарий?

7. Подпишите названия к цветковым растениям:

http://gigabaza.ru/images/42/83789/m786edadc.jpghttp://gigabaza.ru/images/42/83789/m6e232f9b.jpg http://gigabaza.ru/images/42/83789/21e5a903.jpg

8. Какие санитарно – гигиенические правила нужно соблюдать при работе с цветами в саду?

9. Какие комнатные цветковые растения вы знаете:

__________________________________________________________________

 

10. Перечислите названия цветковых растений по месту произрастания:

Лес:_____________________

Водоём:__________________

Пустыня:_________________

Поле:____________________

Луг:_____________________

11. В чём заключается уход за растениями?

12. Расставьте номера растений, которые правильно разместятся на простой клумбе:

13. Мифы и реальность:

1) Очень красивый юноша, который любовался только собой, превратился в цветок:________________

2) Королева, которая превратилась в цветок. Боги подарили цветку острое оружие от злых людей: __________________

14. Напишите не менее пяти названий клумбовых цветковых растений:

Светолюбивые __________________________________________

Тенелюбивые __________________________________________

15. Нарисуйте свой любимый клумбовый цветок, подпишите его название: