«Добро и зло в национальной традиции» Нанайская сказка «Айога» (ознакомление с художественным произведением)
МАДОУ «Детский сад №21» Пермский край, г.Кунгур
Автор: Пичкалева Ирина Ивановна, воспитатель
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста
Тема «Добро и зло в национальной традиции»
Нанайская сказка «Айога» (ознакомление с художественным произведением)
Образовательные области: «познавательное развитие», « социально-коммуникативное», «речевое», «художественно-эстетическое»
Форма организации: групповая
Продолжительность: 30 минут
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к близким людям.
Задачи:
- Знакомить детей с творчеством малых народов Севера; воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
- Учить детей принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать.
- Формировать у детей качества: отзывчивость, доброта, сочувствие.
- Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к маме.
Предварительная работа:
- фотостенд на тему «Моя семья»
- игра «Семейные обязанности»
Оборудование:
-картинки с изображением Айоги и соседской нанайской девочки
- Д.и. «Как я помогаю дома» (карточки, изображающие то, как мальчики (девочки) помогают дома)
Планируемый результат:
- умеют внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, рассуждать;
- проявляют заботливое отношение к маме.
Этап НОД |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Формы работы |
Решаемые задачи |
Вводная часть |
-Ребята, встаньте в круг, взявшись за руки со своими друзьями. -Улыбнитесь друг другу. Послушайте, как стучит сердце. -Как можно сказать о сердце? -Говоря о сердце, мы говорим о самом человеке, о его характере. |
Встают в круг, отвечают на вопросы.
Предполагаемые ответы: (доброе, равнодушное)
Целеполагание: Сейчас мы прочитаем нанайскую сказку и познакомимся с двумя девочками(показ рисунков). Одна добрая, ласковая, другая равнодушная, холодная. Сказка называется «Айога» |
Игровое упражнение
|
Социально - коммуникативные |
Основная часть Осмысление |
Чтение сказки -Какие поступки Айоги вам не понравились? -Что произошло с Айогой? - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них Айога. -Как вы догадались? -Айога - ленивая, а соседская девочка какая? -Айога - злая, а другая девочка … -Айога - жадная, а другая девочка -О чем попросила дочку мать? - Как поступила Айога?
- Какая Айога?
-Какая у Айоги мать? - Кто помог матери? - Какая она? |
Высказывают свои мнения
трудолюбивая
добрая
щедрая
Принести воды.
Стала отговариваться, нашила много причин, чтобы не идти. Горделивая, ленивая, хитрая, дерзкая, пая, грубая, невоспитанная, невнимательная к людям.
Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая… Соседская девочка. Трудолюбивая, добрая, щедрая, бескорыстная, покорная, послушная, вежливая, внимательная, независтливая…) |
слушание
Беседа Обсуждение вариантов деятельности Вопросы Уточнение имеющихся знаний Рассматривание иллюстраций
|
Речевые Социально - коммуникативные |
Основная часть Осуществление деятельности по разрешению проблемы |
-Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? -Почему? -Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу? Физминутка « Мамам дружно помогаем»
|
Высказывают свои мнения
Дети выполняют движения согласно тексту.
|
Обсуждение
|
Познавательные |
Основная часть Получение результата |
-Да, обидно стало Айоге, не дала ей мать лепешку. Отдала соседской девочке. -Почему она так поступила? -Долго мать просила Айогу за водой сходить. Вспомним, как это было, помогут нам ……… -На кого бы вы хотели походить? -Чем вам понравилась девочка? -А какие добрые дела вы делаете? Д.и. « Как я помогаю дома?» -Почему нужно помогать маме и папе по дому? |
Ответы детей
Инсценирование отрывка из сказки
Ответы детей
подметаем пол, моем посуду….
Чтобы маме и папе хватило времени на отдых, чтобы успели поиграть с нами, посмотреть телевизор, погулять во дворе. |
обсуждение
Драматизация
Д.игра
Объяснение
|
Познавательные |
Итоговая часть Рефлексия
|
-Ребята, сегодня мы познакомились со сказкой «Айога». -Какая она по настроению? -Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? -Вы верите, что Айога изменится? |
печальная
доброй |
обсуждение |
|
Итоговая часть Перспектива Осознание полученных навыков
|
- А вы хотите, чтобы сказка закончилась по другому? -Завтра мы придумаем продолжение сказки со счастливым концом. |
|
Составление рассказа |
|