Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

21.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина по правилам безопасности в летнее время года (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийский конкурс «Здравствуй, Лето долгожданное!»
20.05.2024 г.
Всероссийский конкурс патриотического рисунка «Краски моей России!»
19.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Летнее настроение!»
18.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов «Читаем мы о Родине, России!»
17.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс, посвящённый Дню России «Россия - в этом слове огонь и сила!»
16.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Моя Россия, какая она?»

Дизайн-мышление в школе, как инновационный подход к процессу познания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Политехнический лицей №182" Кировского района г.Казани

 

 

Дизайн-мышление в школе, как инновационный подход к процессу познания.

 

 

Кручинина Злата Романовна

учитель истории и обществознания

 

 

Дизайн-мышление в школе, как инновационный подход к процессу познания.

Аннотация: Дизайн-мышление современный подход к обучению в школе. Он предполагает самостоятельную поисковую деятельность ученика по определенной теме. Ученик учится выбирать интересующие аспекты темы, ставить задачи работы, и достигать своего собственного результата через творческую деятельность.

Ключевые слова: новизна, креативность, творчество, самостоятельность, создание, дизайн, мышление.

«Мы продолжаем двигаться вперед, открываем новые двери и делаем что-то новое, потому что нам любопытно, а любопытство ведет нас по новым путям»

 Уолт Дисней.

Процесс познания движет человеком еще с самого раннего детства. Ребенок смотрит на незнакомый яркий предмет, тянется руками к необычному, берет и пробует на вкус. Познание окружающего мира неизменно связанно с другими психологическими процессами,постепенно формирующимися в сознании человека: ощущением, восприятием, мышлением и речью. Познание мира в разных аспектах сопровождает человека всю его жизнь.

Наиболее сенситивный период для обучения – это школьное время. Ребенок, словно губка впитывает информацию, которая останется в памяти на долгую жизнь. Однако наилучшим образом запоминается процесс и результат самостоятельной творческой деятельности. В сознании человека откладывается информация эмоциональная, необычная, интересная. Информация, задевающая собственные интересы, потребности и проблемы, и полученная самостоятельно.

Актуальность работы заключается в том, что современный мир пестрит разной информацией. И кажется, современного школьника уже ничем не удивить. Ведь все, что говорит учитель, можно найти в Интернете. Пропадает интерес к учению, снижается мотивация, а желание списать уроки берет власть над деятельностью и разумом. Таким образом,уменьшается объем и качество полученных знаний, а психологические познавательные процессы замедляют свои обороты. Учиться кажется легко и вовсе неинтересно, ведь внешних информационных ресурсов много. А обучать? Обучать ученика все сложнее и сложнее. Куда учителю тягаться с необъятным простором информационных сетей, словно паутиной связывающей руки и головы детей.

Исходя их этого цель нашей работы – изучить дизайн-мышление, как инновационный подход организации познавательной деятельности учащихся современной школы.

Для последовательного изложения были поставлены задачи:

  1. Раскрыть значение словосочетания «дизайн-мышление» и раскрыть его смысл в контексте школьного обучения
  2. Выявить структуру дизайн-мышления, применимой для школьников
  3. Обозначить особенности дизайн-мышления в соотношение с ФГОС
  4. Показать пример применения дизайн-мышления в урочной деятельности.

Дизайн-мышление – метод создания нестандартных проектов и продуктов. Термин ввел американский ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон в книге «Науки об искусственном» (TheScienceoftheArtificial) в 1969 году. Саймон изучал принципы управления в организациях. Его интересовало, как наиболее эффективно принимать решения и создавать лучшие проекты. В методологии дизайн-мышленияслово используется ближе к своему прямому переводу с английского языка – «проектировать, создавать, конструировать». Слово «мышление» в данном случае говорит об особом процессе познавательной деятельности человека, направленной на глубокое понимание объекта изучения.

В образовательном процессе дизайн-мышление предполагает создание проблемных практических учебных задач, основанных на потребностях и интересах обучающихся.их самостоятельное и креативное решение.

Простыми словами, ученик должен сам, что-то сделать, выявить, исследовать, придумать в рамках указанной темы.  А что именно – он решает сам. Послушаем в этом вопросе ирландского писателя и драматурга Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Учитель в процессе обучения облагает ученика информационной базой, над которой предстоит работать. Учитель выступает в качестве наставника и руководителя.Далее ученик обдумывает тему, над которой планирует работать в рамках урока. Это не должен быть огромный проект, который невозможно записать за урок. Это должен быть некий аспект, проблема, задача, что-то непонятное, над чем ученик работает урок. Главное, чтобы данная тема была интересна конкретному ребёнку, чтобы он искал информацию с удовольствием, а потом вскрикнул «Я нашел ответ! Я теперь знаю!». Учителю может показаться, что тема, обозначенная учеником, слишком проста, банальна и неинтересна. Это вам так кажется. Это вы перешли за «Бальзаковский возраст», прошли огонь и воду университета, оставили за плечами 10-ти летний педстаж. Это вам легко и вам неинтересно. Но у детей другое мышление, другие знания и интересы. Главные принципы дизайн-мышления – новизна, творчество, самостоятельность, обращенность к человеку.Новизна – для ученика. Ведь для мира, общества и науки он пока что ничего нового не откроет, но откроет так путем много нового для себя. И тогда это будет не насильное обязательное насаждаемое обучение, а интересный непринужденный индивидуальный процесс, это будет игра с самим собой.

Порядок больше всего помогает ясному усвоению.

Цицерон

Однако дизайн-мышление – это не выдумки из детского сознания. Это строгий процесс получения знаний, основанный на определенной структуре.

1. Эмпатия. Заключается в основательном изучении новой темы урока. Без базовых теоретическихзнаний дальнейшая работа учеников невозможна, потому что не будет когнитивных ресурсов. Обычно такую информацию первоначально озвучивает учитель, далее ученики могут сами найти информацию по уроку или выслушать учителя. На этом этапе формат работы зависит от умений учеников. Здесь важнопроявлять эмпатию, то есть прочувствовать, какой аспект темы лежит «ближе к сердцу», «волнует душу». Нужно выявить, что нравится больше всего.

2. Фокусировка. На этапе фокусировки мы формулируем главную проблему или вопрос, на который будем искать ответ. Через сбор, систематизацию и анализ информации ученик понимает свои задачи. Их может быть несколько. Но они должны быть конкретными и значимыми, реалистичными и достижимыми.

3. Генерация идей. После выявления проблемы мы начинаем искать способы ее решения. Лучше придумать как можно больше самых разных по масштабу и серьезности идей. Это позволит найти лучшее решение. Выбор идей может проходить коллективно, через обсуждение или индивидуально каждым учеником.

4. Создание прототипа. Этап подразумевает создание первоначальной версии проекта, то есть его плана. Данный этап выстраивает из задачи ученика, которую он выбрал из темы урока, школьный внеурочный проект. Это большая плодотворная работа и не каждый сразу осмелится на нее. Поэтому на уроке и домашнем задании учитель в рамках дизайн-мышления может ограничиться генерацией идей и решением практических индивидуальных задач по раскрытию выбранного аспекта.

5. Тестирование. Конечный результат деятельности. Озвучивание своей работы, подведение итогов и оценивание результатов.

Следует обратить внимание, что данные этапы условны для школьников, так как относятся к методу создания проектов и могут быть адаптированы под урочный процесс.

Однако отработка базовых этапов дизайн-мышления позволит эффективнее организовать процесс обучения на основе системно-деятельностного подхода, который лежит в основе ФГОС и предполагает всестороннееразвитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Также дизайн-мышление предполагает индивидуальный подход к обучению, то есть процесс создания и осознания учеником собственного опыта, через который он проявляет свою деятельность: а именно обозначает проблему своего исследования, ставит перед собой задачи, и достигает результата.

Понимая сущность подхода к обучению через дизайн-мышление можно организовать совершенно новый необычный урок, который, как правило нравится детям, потому что он – новый, непонятный, неизведанный. И вспомним мультфильм «38 попугаев»:

На свете много есть того,

Про что не знают ничего

Ни взрослые, ни дети!

И это вовсе не секрет,

Когда секрета вовсе нет,

Скучают все на свете!

А почему? Да потому, что

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Ужасно неизвестно

Всё то, что интересно!

А дальше – больше. При применении дизайн-мышления ученик должен выйти за пределы урока, должен определить, что конкретно интересно ему и что он хочет узнать и каким образом будет добывать информацию. Что это значит на практике? Каждый проект, или говоря проще, индивидуальная учебная задача, решает определенную проблему ученика. Для решения проблемы нужно глубоко изучить тему, понять ее. Задачи учеников могут повторяться, но вот решения их, скорее всего, будут отличаться. И на этапе рефлексии урока, можно сравнить пути решения одной и той же проблемы, сделать выводы о идеях, провести анализ проделанной работы. Главное следует отметить, что в дизайн-мышлении на уроке нет места неправильным ответам, нет категоричных суждений, отрицательных выводов. Ведь каждый ученик работает в меру своих возможностей, работает индивидуально и критиковать творческую деятельность нельзя.

Таким образом, следует отметить, что дизайн-мышление соответствует требованиям ФГОС, но отражает скорее определенный подход к деятельности и специфику ее организации. Это далеко не вид урока, не задание, не создание проекта в целом, а лишь определенная философия, позволяющая думать иначе, чем требуют на уроке, разрешающая выходить за рамки изученного, выявлять новое и значимое для себя. Цель дизайн-мышления – усилить мотивацию к процессу познания.

Кроме того, принцип дизайн-мышления вполне реализуем в современной школе. Ученики, оборудованные гаджетами с выходом в Интернет, без труда найдут ответы на интересующие ихвопросы, определят поле своего исследования, поставят посильную задачу и сгенерируют далеко не одно решение. Дети очень любят телефоны и планшеты, и мы не вправе их ограничивать, ведь мир такой, такие и мы, такие и они. Но следует использовать их с пользой для учебной деятельности. И я сейчас не говорю, о ГДЗ и прочих сайтах с готовыми ответами. Я говорю о возможностях, о поиске, о познании, о новом мышлении. И закончу фразой из фильма «Герои»: «Новое поколение рождает новое видение мира.»

И как пример, хотелось бы привести примерный план работы над темой в подходе дизайн-мышления.

Тема урока: Смута. Начало правления Бориса Годунова.

1 этап. Обозначение темы. Когнитивная основа (теоретическийматериал, открытый параграф, презентация, рабочие листы и прочеедляизучение новой темы – 15-20 мин).

2 этап. Фокусировка. Обозначаем проблемы, задачи. Выбираем, что понравилось больше. Что интересно. Можно предложить готовые задачи, но тогда мышление упрется в тупик, ученики просто возьмут готовую тему. Лучше пусть придумают сами. Например, Кто такой Лжедмитрий I. Если прочитают про первого, то поймут, что был и второй. А кто такой Лжедмитрий II? Почему пресеклась династия Рюриковичей? Почему стал править Годунов? Вопросов «Почему» очень много. И ети выбирают один самый интересный. Можно искать и дальше, задача за задачей.

3 этап. Генерирует идеи, то есть ответы. Говорим откуда взяли информацию, почему именно этот вопрос интересен, что еще будем искать. И пусть сначала это будет банальная поисковая деятельность, понятно, что ученики не напишут новую историю, поспорив с Геродотом, но они запомнят то, что было интересно искать. Далее на другом уроке, сравнят что-то, выдвинут гипотезу, докажут или опровергнут ее. Тут все зависит от познавательных способностей учеников.

4 этап. Перенос темы урока на проект. Например: изучение этимологии слова «Смута»

5 этап. Проверка знаний, итоги, анализ.

Список использованной литературы.

  1. Герберт Саймон. Науки об искусственном. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 142 с.
  2. Лидтка Дж., Зальцман Р., ЭйзерД.Дизайн-мышление. Способ изменить мир. Инновации в социальных проектах. – М.: Такие дела, 2019. – 438 с.
  3. Оливер Кемпкенс. (Перевод.Теклина Е., Мухин Д., Калинина А., Горячев А.) Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге. – М.: «Издательство «Эксмо»,2019. – 290 с.

 

 

 

Герберт Саймон. Науки об искусственном. – М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 42-46.

Лидтка Дж., Зальцман Р., ЭйзерД.Дизайн-мышление. Способ изменить мир. Инновации в социальных проектах. – М.: Такие дела, 2019. С. 83-101.

Оливер Кемпкенс. (Перевод. Теклина Е., Мухин Д., Калинина А., Горячев А.) Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге. – М.: «Издательство «Эксмо»,  2019. С. 51-84.