«Чудеса мира. По следам путешественника»
ГБОУ Школа 565 Кировского района Санкт-Петербурга
КРУЖОК
по компьютерной графике
«Чудеса мира. По следам путешественника»
Номинация: Методические материалы
Сурвило Ирина Ивановна
Воспитатель
Санкт-Петербург.
2020 г.
Пояснительная записка
Программа кружка по изобразительному искусству «Чудеса мира. По следам путешествий» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа ориентируется на решение задач художественного образования и воспитания. Программа разработана для среднего школьного возраста учащихся и направлена на раскрытие художественных способностей, познавательной и творческой активности. Важный момент программы основан на использовании разных видов деятельности: обработка фотографии в программе Photoshop, подбор цветов и ретушь, познавательные занятия, направленные на расширение кругозора, развитие знаний в сфере истории и культуры разных стран.
Актуальность
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере компьютерных технологий обусловлена требованиями современного мира. Использование компьютерных технологий объемлет все сферы человеческой деятельности, и необходимо задействовать как можно больше возможностей, связанных с ее использованием. Одно из таких сфер является использование художественная обработка фотографии в дизайнерской программе Photoshop, что может поспособствовать как общему развитию творческого потенциала учащихся, так и их дальнейшему професиональному выбору в данном направлении.
Новизна
Новизна программы заключается в соединении нескольких предметных областей таких как география, история, архитектура с предметной областью компьютерного дизайна. Создавая красивые коллажи из фотографий, используя все возможности по художественной обработке фотографий различных исторических и культурных объектов, учащиеся будут знакомиться с историческими достопримечательностями городов мира, что будет развивать их взгляд на мир и его красоту. И в то же время они обретут знания в области цветокоррекции, баланса и композиции в процессе художественной обработки фотографии.
Данная программа знакомит учащихся среднего школьного возраста с художественной обработкой фотографии, составления коллажей. Программа составлена и разработана с учетом требований ФГОС ООО и учитывая возрастные и психологические особенности среднего школьного возраста.
Цель:
Формирование и развитие основ художественной культуры средних школьников черезхудожественную обработку фотографии, формирование зрительно-пространственного мышления, развитие наиболее цельного представления о работе с фотографией, создание коллажа для более цельного создания образа.
Задачи:
1. Образовательные:
- закреплять и расширять знания о художественной обработке фотографии в программе Photoshop;
- научить приемам ретуши и редактирования фотографии;
- знакомить со светотеневой моделировкой и композиционным построение изображения на фотографии;
- формировать образное и пространственное мышление и умение владеть композиционным построением;
- развить знания в области исторических достопримечательностей и культурных особенностей разных городов мира.
2. Развивающие:
- развивать наблюдательность, любознательности;
- формировать способность видеть нюансы и уметь обобщать образ для создания цельной картины;
- пробуждать интерес к истории и культуре разных стран, способность замечать интересные объекты, фиксировать и делится увиденным посредством фотографии;
- формировать способность учащегося к самопознанию, развитию и совершенствованию;
3. Воспитательные:
- воспитывать художественно-эстетический вкус;
- развивать максимальную самостоятельность детского творчества;
Формируемые универсальные учебные действия:
Предметные:
- использовать полученные знания;
- освоить возможности программы по обработке фотографии;
- интегрировать полученные знания из других предметных областей, уметь искать и обобщать информацию.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- стремление к саморазвитию и самообразованию;
- иметь навык грамотно высказывать свои мысли в речи, аргументировать и приводить примеры;
- развитие коммуникативной подготовленность в общении со сверстниками во всех видах деятельности;
- креативное мышление, инициатива;
- интерес к окружающему миру.
Метапредметные:
- умение определять учебную задачу;
- предполагать пути достиженияцелей;
- создавать план последовательных действий;
- критически оценивать информацию;
- работать в группе.
Ожидаемые результаты:
К концу обучению учащиеся должны:
Знать:
- О инструментах и способах обработки фотографий;
- О правилах работы за компьютером;
- О различных достопримечательностях мирового культурного наследия.
Уметь:
пользоваться различными инструментами Photoshop;
- участвовать в групповой работе при выполнении коллективногопутеволителя;
- работать c цветом и композицией;
- правильно и грамотно представлять результаты своей работы, вестидиалог.
Ведущие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковой.
Форма работы - индивидуальная.
Форма проведения по окончанию работы – выставка, презентация.
Режим проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности «Чудеса мира. По следам путешественника» рассчитана на учеников 7 класса, реализуется за 1 четверть. Количество обучающихся в группе 8 – 10 человек.
Количество часов: 2 часа в неделю (18 часов)
Учебно-методическое обеспечение.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., - 2011. – (Стандарты второго поколения).
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк , А. М. Кондаков, В. А. Тишков – М.: - «Просвещение». – 2011. (Стандарты нового поколения).
- О концепции художественного образования в Российской Федерации: Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1403
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010.- 140с.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства. / Неменский Б. М. – М.: «Просвещение» – 2007. –(Серия Библиотека учителя изобразительного искусства)
Список литературы для учителя.
- Лепская Н.А. Художник и компьютер. Учебное пособие. / Н. А. Лепская. – « Когито- центр», - 2013.
- Лепская Н. А. Основы компьютерной графики и дизайна. Учебное пособие для школьников. – М.: «Когито-Центр». – 2004 г.– 112 с.: ил.
- Игнатьев Г. В. Рязанцева И. М. Компьютерная графика в преподавании изобразительных искусств. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/kompyuternaya-grafika-v-prepodavanii-izobrazitelnyh-iskusstv (дата обращения 20.05.2017).
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. – 2005 г. – 212 с., 16 с.: ил.
- Некрасова-Каратеева О. Л. Детский рисунок: комплексное искусствоведческое исследование. Автореферат на соискание ученой степени доктора искусствоведения. – СПб. – 2006 г.
- Гомбрих Э. История искусств / Э. Гомбрих. – 16- е изд. – М. – АСТ. 1988.
Список литературы для ученика.
- Энциклопедия «Вокруг света». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/ (дата обращения 15.05.2018)
- Географо-этнографический справочник. Электронный ресурс. Режим доступа: http://geography.su/towns/ (дата обращения 15.05.2018)
- Ю. Беспалова. Малая энциклопедия городов. 2-е издание . М. Торсинг. - 2001
Тематическое планирование кружка компьютерной графики
«Чудеса мира. По следам путешественника»
7 класс, 1 четверть.
Тема |
Название урока |
Количество часов |
Цель занятия |
Результат |
Вводное занятие |
«Берем чемоданы и в путь!» |
1 |
- знакомство с кружком; - ознакомление с последовательностью работы. |
- понимание организационного процесса работы в кружке; - формирование интереса к учебному процессу.
|
Достопримечательности мировой культуры. Города мира. |
«Открываем прекрасное!» |
3 |
-ознакомиться с информацией о достопримечательностях городов, выбранных учениками; - узнать исторические и культурные сведения и особенности данных объектов;
|
- понимание основных изученных понятий; - расширение кругозора; - развитие интереса к окружающему миру, культуре, архитектуре; - развитие наблюдательности;
|
Основы работы с Photoshop. Основные инструменты при работе с фотографией. |
«Фото глазами художника». |
10 |
- приобретение знаний о базовых приемах художественной обработки фотографии; - знакомство с основными инструментами программы; - научиться применять данные знание на практике.
|
- расширение кругозора; развитие креативного мышления; умения ориентироваться в информационной среде, способность анализировать и подбирать информацию; развитие наблюдательности.
|
Создание коллажа из фотографий. |
«Лучшие впечатления» |
2 |
- изучить основы фотоколлажа; -изучить основы композиции; - познакомиться с законами сочетания цветов. |
- уверенное использование необходимых инструментов в редактировании фотографии; - развитие композиционных навыков; - закрепление основных знаний сочетание цветов.
|
Создание путеводителя по городу. |
«По следам путешественника» |
2 |
- развитие навыков создания плаката; - научиться пользоваться инструментами фотошоп, научится работе в группе. |
- научится обобщать информацию; - создавать общую композицию;
|
Итоговое занятие. |
«Карта туриста» |
2 |
-;развитие навыков коллективного творчества; - закрепление знаний программы фотошоп. |
- умение работать в группе; - научится формулировать мысль, обобщать информацию; - закрепление полученных ранее знаний; - умение применить свои знания согласно своей задумке; - самоконтроль своих действий. |
Содержание:
1. Вводное занятие – 1 час.«Берем чемоданы и в путь!»
Задание: ознакомиться с последовательностью работы в кружке.
Основные понятия: Фотография, Photoshop, ретушь, художественная обработка фотографии, фотограф.
Техника: рисование в графическом редакторе.
Оборудование: компьютер, проектор, программа Photoshop
2. Достопримечательности мировой культуры. Города мира. – 3 часа
«Открываем прекрасное!»
Задание: выбрать город из любой страны мира и найти информацию о достопримечательностях данного город.
Основные понятия: Фотография, Photoshop, ретушь, художественная обработка фотографии, достопримечательности, культурные ценности.
Техника: рисование в графическом редакторе.
Оборудование: компьютер, проектор, программа Photoshop.
3. Основы работы с Photoshop. Основные инструменты при работе с фотографией. – 10 часов
«Фото глазами художника».
Задание: научится владеть базовыми знаниями в области художественной обработки фотографии, провести обработку выбранных фото.
Основные понятия: Фотография, Photoshop, ретушь, художественная обработка фотографии.
Техника: рисование в графическом редакторе.
Оборудование: компьютер, проектор, программа Photoshop.
4. Создание коллажа из фотографий. – 2 часа.
«Лучшие впечатления»
Задание: научится владеть базовыми знаниями в области художественной обработки фотографии, провести обработку выбранных фото.
Основные понятия: Фотография, Photoshop, ретушь, художественная обработка фотографии.
Техника: рисование в графическом редакторе.
Оборудование: компьютер, проектор, программа Photoshop.
5. Создание путеводителя по городу. – 2 часа
«По следам путешественника»
Задание - создание плаката в виде карты - путеводителя с указанием пунктов с достопримечательностями, указанными под номерами в коллаже;
Основные понятия: Фотография, Photoshop, ретушь, художественная обработка фотографии.
Техника: рисование в графическом редакторе.
Оборудование: компьютер, проектор, программа Photoshop.
6. Итоговое занятие. – 2 часа.
«Карта туриста»
Задание: - подведение итогов работы;
- итоговое выступление каждого из участников кружка;
- объединение путеводителей все учеников в одну карту.
Основные понятия: Фотография, Photoshop, ретушь, художественная обработка фотографии.
Техника: рисование в графическом редакторе.
Оборудование: компьютер, проектор, программа Photoshop.