Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Брейн-ринг по роману Гончарова Обломов

На конкурс представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе в форме игры брейн-ринг по роману И.А.Гончарова «Обломов» (разработка урока, презентация, приложение – видеофильм).

 

10 класс

 

Брейн-ринг по роману И.А.Гончарова «Обломов»

 

Ребята, на уроках литературы вы познакомились с творчеством замечательного русского писателя Ивана Александровича  Гончарова. И сегодня, в рамках недели русского языка и литературы, мы проведем брейн-ринг по роману этого писателя «Обломов».

Цель нашего мероприятия:

закрепить и обобщить знания по прочитанному роману.

Сразу же в начале игры хочу обратить внимание болельщиков, на ваших столах лежат листочки с вопросами по рефлексии мероприятия, в конце игры вам будет предоставлено слово. Вопросы:

- Ваши впечатления от игры?

- Оцените игру команд?

- Какой из раундов привлек ваше внимание?  и почему?

 

I раунд «Биографический»

 

Вам предлагается ответить на вопрос на знание биографии писателя, команда, знающая ответ, поднимает руку, отвечает, жюри за правильный ответ ставит балл.

Вопросы:

1) Когда родился Гончаров? (6(18) июня 1812 года)

2) Где родился Гончаров? (Симбирск)

3) Социальный статус семьи Гончарова? (купеческая семья)

4) Сколько лет было Гончарову, когда умер его отец? (7 лет)

5) В честь кого был назван Гончаров Иваном? И почему? (В честь Иоанна крестителя, так как его семья была православной)

6) В каком высшем учебном заведении учился Гончаров? (МГУ – Московский Государственный университет)

7) Когда и где впервые был опубликован роман «Обломов»? (в 1859 году)

8) Десятью годами ранее была опубликована одна глава из романа, как называлась эта глава? (сон Обломова)

9) В связи с какими жизненными обстоятельствами Гончарову пришлось прекратить работу над романом «Обломов»? и в каком году? (1852 год, в связи с тем, что он отправился в кругосветное путешествие)

10) Назовите лучшую критическую статью о комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», написанную Гончаровым? («Мильон терзаний»)

 

II раунд блиц-опрос на знание текста романа «Обломов»

 

Каждой команде по очереди задается вопрос на знание текста, если команда не знает ответ, то соперникам предоставляется право ответить и получить дополнительный балл.

Вопросы:

1) В каком городе жил Обломов? (Петербург)

2) На какой улице жил Обломов? (Гороховая)

3) У кого «жизнь разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки…другая из покоя и веселия»? (У жителей Обломовки)

4) Кто это? «Он очень неловок: станет ли отворять ворота или двери, отворяет одну половину, другая затворяется, побежит к той, эта затворяется». (Захар)

5) Чьи слова? «Когда же жить?» (Обломова)

6) Чьи слова? «Долго ли до греха? Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь: здоровье дороже всего в жизни». (Мать Обломова)

7) Кто это? «Четырнадцати-пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город…» (Штольц)

8) Куда мы попали? «Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!» (К обломовцам)

9) Кто это говорит? «Я «другой»! Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид?» (Обломов)

10) Кому он говорит эти слова? (Захару)

 

III раунд «Эпизодический»

 

Сейчас вам будет представлен один из эпизодов романа. Ваша задача ответить на вопрос, ответ будет анализироваться по следующим критериям:

- Назвать черты характера.

- Композиционная правильность построения ответа.

- Владение литературоведческой терминологией.

Внимание, вопрос: Какова роль данного эпизода в раскрытии характера героя?

 (Включается эпизод ссора Обломова с Захаром: «Я «другой»! Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид?» Дети смотрят отрывок из фильма, потом дается 5 минут на подготовку ответа)

 

А пока команды готовят свой ответ игра с болельщиками:

 

1) Назовите имя и отчество главного героя? (Илья Ильич)

2) Кто это написал? «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написал, вышло…» (Обломов)

3) Какое же слово у него «вышло»? (Обломовщина)

4) Что тревожило Обломова? Перечислите. (Письмо старосты, переезд на новую квартиру)

5) О чем заботились обломовцы в жизни? Перечислите. (Еда, сон, питье – уничтожение жажды, отсутствие труда и чтения)

6) О чем идет речь? «В доме сделался гвалт: все прибежали от мала до велика, и ужаснулись, представив себе, что вместо наседки с цыплятами тут могла прохаживаться сама барыня с Ильей Ильичем…» (Галерея упала)

7) Кто и о чем говорит? «Я … достала из чулана, его можно починить и вымыть: материя такая славная». (Пшеницына о халате)

8) Как звали сына Обломова? (Андрей)

9) Что это за слова? И кем они произнесены? «Скрипи, скрипи, нога липовая; а я по селам шел, по деревне шел…» (Сказка няньки, рассказанная маленькому Обломову)

10) Кто? Кому? и о ком говорит? «Ну, приходи на …взглянуть, я тебя велю накормить, одеть, а там, как хочешь!» (Штольц Захару о сыне Обломова Андрее)

11) Кто это? Почему так с ним произошло? «…Прослуживши два года, может быть, он дотянул бы и третий, до получения чина, но…» (Обломов, так как  «…не туда отправил бумагу»)

12) Кто о ком сказал: «Там кума моя живет: у нее дом свой, с большими огородами. Она женщина благородная, вдова, с двумя детьми…» (Тарантьев о Пшеницыной)

13) К какому типу литературных героев можно отнести Обломова? («лишний человек»)

14) Какая деталь в романе Обломова является средством характеристики Обломова? (халат)

15) Кому из критиков принадлежит это высказывание: «Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить, она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него». (Н.А.Добролюбов)

16) Кому из критиков принадлежит это высказывание: «…особенно замечательна вдова Пшеницына, в лице которой Гончаров воплотил чистое чувство, не возвышенное образованием и не основанное на сознании». (Д.И.Писарев)

Ну, а теперь прослушаем ответы команд по анализу эпизода произведения.

 

IV раунд «Героический»

 

Дома вам нужно было инсценировать часть эпизода «Гости Обломова». Пока члены команды представляют свое домашнее задание, ответьте на вопрос: «Какова роль второстепенных персонажей в романе?»

 

V раунд «Творческий»

 

Объясните такое социальное явление как «обломовщина», раскрываемое в романе Гончарова «Обломов», построив кластер (то есть вам нужно заполнить пустые ячейки  в предложенной таблице).

А пока жюри подводит итоги, мы проанализируем мероприятие. Болельщики вам слово.

Подведение итогов. Награждение.

Оценочный лист жюри

 

Название раунда

Команда 1

Команда 2

I раунд «Биографический»

 

 

II раунд блиц-опрос на знание текста романа «Обломов»

 

 

III раунд «Эпизодический»

Критерии оценивания:

- Назвать черты характера.

- Композиционная правильность построения ответа.

- Владение литературоведческой терминологией.

 

 

Игра с болельщиками

 

 

IV раунд «Героический»

 

 

V раунд «Обобщающий»

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

Рефлексия

Вопросы болельщикам:

- Ваши впечатления от игры? ____________

 

______________________________________

- Оцените игру команд? _________________

 

______________________________________

- Какой из раундов привлек ваше внимание?  и почему? ____________________________

_____________________________________

 

Рефлексия

Вопросы болельщикам:

- Ваши впечатления от игры? ____________

 

______________________________________

- Оцените игру команд? _________________

 

______________________________________

- Какой из раундов привлек ваше внимание?  и почему? ____________________________

_____________________________________

 

Рефлексия

Вопросы болельщикам:

- Ваши впечатления от игры? ____________

 

______________________________________

- Оцените игру команд? _________________

 

______________________________________

- Какой из раундов привлек ваше внимание?  и почему? ____________________________

_____________________________________

 

Рефлексия

Вопросы болельщикам:

- Ваши впечатления от игры? ____________

 

______________________________________

- Оцените игру команд? _________________

 

______________________________________

- Какой из раундов привлек ваше внимание?  и почему? ____________________________

_____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Награждается

команда 10____ класса,

занявшая _____ место

в брейн-ринге по роману И.А.Гончарова

«Обломов», проведенному в рамках

недели русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

Жюри:  ______________(_______________)

             ______________ (_______________)

            _______________(_______________)