Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Бокс секции «Бокс-кикбоксинг»

МБУ ДО "Солонешенский Центр детского творчества" Солонешенского района Алтайского края 

Бокс

секции «Бокс-кикбоксинг»

Булгаков Виктор Владимирович 

тренер-преподаватель

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

                Дополнительная  общеобразовательная (общеразвивающая)  программа   «Бокс»   разработана  на  основе нормативных документов:

-  Федеральный  закон   от  29  декабря  2012  года  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в

Российской Федерации»;

-  Приказ  Минспорта  России  от  27  декабря  2013  года  №  1125  «Об  утверждении

особенностей  организации  и  осуществления  образовательной,  тренировочной  и

методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

-  Приказ   Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  29

августа  2013  года  №  1008   «Об  утверждении  Порядка  организации  и  осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Письмо комитета общего и профессионального образования ЛО от 27.03.2015 № 19-1969/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности».

- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ», утвержденные приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 г. № 535

При  разработке  данной  программы  была   использована  примерная   программа  для

детско-юношеских  спортивных  школ  (ДЮСШ),  специализированных  детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) (авторы-составители: А.О.Акопян; Е.В. Калмыков; В.Г. Г.В. Кургузов; и т.д., 2007 г.).

            Бокс  –  это один из самых сложных видов спорта, в котором от спортсмена требуется идеальное сочетание выносливости, силы и скорости. Бокс  является  популярным  видом  спорта   среди  мальчиков  и  юношей,  их активность и подвижность требует выхода, и занятия в спортивной школе предоставляет возможность  выхода  нерастраченной  энергии  в  безопасной  форме.  Тренировки  по  боксу включают в себя не только и не столько изучение приёмов и применение их на практике, но  и  большой  блок  психологической  подготовки,  развитие  выдержки,  терпения  и корректности  по  отношению  к  другим  людям.  Занятия  боксом  имеют  значительный потенциал  для  развития  координационных  способностей,  они  являются  весьма привлекательными  средствами  физической  культуры,  полезными  для  обогащения двигательного  опыта,  овладения  техникой,  формирования  культуры  движений, комплексного развития физических качеств.

            Программа  адаптирована  к  системе  дополнительного  образования  и модифицирована  по  содержанию,  техническому  и  методическому  оснащению,  с  учетом опыта  практической  деятельности  детско-юношеской  спортивной  школы  в  спортивно-оздоровительных группах.

Основная  функция  –  физическое  образование,  вспомогательные  функции:

физическое воспитание и спортивная подготовка.

Программа  является  основным  регламентирующим  документом,  обеспечивающим

эффективное  построение  подготовки  детей,  содействует  успешному  решению  задач

физического воспитания.

Направленность  программы  - физкультурно-оздоровительная, 

Актуальность  программы  обусловлена  тем,  что  изменения,  происходящие  в

настоящее  время  в  современном  спорте,  делают  необходимыми  преобразования,  прежде всего,  в  системе  дополнительного  образования  детей.  Объём  социального  заказа  на обучение  детей   боксу   резко  увеличился  и  продолжает  увеличиваться.  Простота, доступность и при этом высокая эффективность  упражнений делают бокс эффективным средством физического воспитания детей. Программа   позволяет  удовлетворить,  как  запросы родителей в организации занятий единоборствами для детей начального школьного возраста, так  и  для  подростков.

Новизна  дополнительной  образовательной  программы  «Бокс» основана:  на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на комплексный подход к подготовке молодого человека, умеющего жить   в  современных  социально-экономических  условиях,  компетентного,  мобильного, готового к защите Отечества.

Программа основана на постепенном и последовательном прохождении всех стадий

обучения с освоением всего огромного арсенала техники бокса.

Педагогическая  целесообразность  программы  объясняется  тем,  что  данная

программа  направлена  на  укрепление  здоровья  и  гармоничное  развитие  обучающихся, формирование  стойкого  интереса  к  занятиям  спортом,  развитие  и  совершенствование физических  качеств  (с  преимущественной  направленностью  на  развитие  быстроты, ловкости,  гибкости,  координации  движений),  воспитание  морально-волевых  и  духовных качеств.

Учебно-тренировочное занятие учит юного боксёра подготовить себя к различным

нагрузкам, как к физическим, так и умственным, целесообразно распределить силы, умению анализа  и  синтеза,  выделять  суть  явления,  объекта,  видеть  причину  и  прогнозировать последствия, систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

 Срок реализации данной программы - 3 года. Первый-  год обучения    216 часов в год. Объем учебно-тренировочной нагрузки 6 часов в неделю, 3 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 мин. Второй и третий год обучения – 324 часа. Объем учебно-тренировочной нагрузки 9 часов в неделю, 3 раза в неделю по 3 часа с перерывом 10 мин. Максимальная наполняемость групп – 15 человек, минимальная –10 человек Прием на обучение  в группы начальной подготовки производится ежегодно в соответствии с Приема обучающихсяв МБУДО «Солонешенский ЦДТ» на  обучение по общеразвивающим  программам.  Группы  комплектуются  с  учетом  возраста, общефизической и спортивной подготовленности обучающихся, не имеющих медицинских противопоказаний и желающих заниматься спортом. Возраст детей, обучающихся по данной программе - от 10 до 18 лет.

Цель программы:  создать образовательную среду,  в соответствии с возрастными, физическими возможностями  и  особенностями  обучающихся,  привлечение  максимально  возможного числа детей к систематическим спортивным занятиям, гарантирующую единства основных требований  к  организации   подготовки  боксёров  на  всей  территории  Российской Федерации.

Задачи программы:

Образовательные:

вовлечение  в  систему  регулярных  занятий   боксом  и  физической  культурой  в целом;

формирование основ знаний, умений и навыков в боксе;

обучение основам техники и тактики бокса, привитие стойкого интереса к занятиям боксом.

Воспитательные:

адаптация ребенка в современном обществе;

воспитание  волевых,  смелых,  дисциплинированных,  обладающих  высоким

уровнем социальной активности и ответственности детей и подростков;

 воспитание трудолюбия, упорства в достижении желаемых результатов;

организация деятельности через создание ситуации успеха.

Развивающие:

содействие  физическому  развитию,  разносторонней  физической

подготовленности и укреплению здоровья обучающихся;

 создание  условий для развития интеллекта, внимания, мышления, выносливости, силы, гибкости, быстроты реакции.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; медико-восстановительные мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах. Особенностью планирования программного материала является сведение максимально возможных параметров нагрузок, средств и методов тренировки и контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки.

Формы и методы оценки результативности программы:

  Теоретическая подготовка: опрос, собеседование, тест-задания.

 Общефизическая подготовка: тестирование.

  Освоение программного материала: тестирование, наблюдения.

 соревнования и товарищеские встречи

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате  обучения по программе, обучающиеся

должны знать:

- основные понятия, термины бокса,

- роль физической культуры и спорта в здоровом образе жизни,

- историю развития бокса,

- правила соревнований в избранном виде спорта

- знать значение жестов рефери в ринге

 

должны уметь:

- применять правила безопасности на занятиях,

- владеть основами гигиены,

- соблюдать режим дня,

- владеть техникой   выполнения ударов, защиты, предусмотренные программой

 

В результате освоения программы ожидается повышение уровня общей физической подготовленности.

Методика  отслеживания  результатов

Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, используются методы отслеживания результатов: наблюдение за детьми в процессе занятий; беседа с детьми и их родителями; анкетирование, тестирование; товарищеские встречи и соревнования по боксу, промежуточная и итоговая аттестация с использованием критериев оценки ЗУН

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первого года обучения

№ п/п

Разделы и темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Теоретическая подготовка

12

12

-

2.

Общая физическая подготовка

126

10

116

3.

Специальная подготовка

36

6

30

4.

Технико-тактическая подготовка

30

9

21

5.

Интегральная подготовка (спарринги – тренировочные бои)

8

 

8

6.

Медицинское обследование

4

 

4

 

Итого часов

216

37

179

Контроль за усвоением материала проводится в форме:

 -контрольно-переводные нормативы

-участие в соревнованиях.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Теоретическая подготовка – история древнего бокса, история современного бокса, история развития бокса в России, выступления  российских боксеров на чемпионатах мира и олимпийских играх. Анализ выступления боксеров  на крупнейших соревнованиях. Гигиена, закаливание и режим боксера.  Техника безопасности и профилактика травматизма  на занятиях по боксу.

2. Общая физическая подготовка –   подвижные игры и игровые упражнения; общеразвивающие упражнения; элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.); всевозможные прыжки и прыжковые упражнения; метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.); скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов); гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки; введение в школу техники бокса; комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).

3. Специальная подготовка.

      Упражнения для развития быстроты: бег с низкого старта на 15 м, 30 м, бег на скорость на 30 м, 40 м, 60 м, 100 м. Бег на месте в быстром темпе с одновременным выполнением ударов. Бег с внезапной остановкой, со сменой направления движения. Ускорение и смена темпа при различных передвижениях в боевой стойке. Всевозможные эстафеты. Передвижения в боевой стойке с изменением скорости. Выполнение ударов на тренажерах с шагом и без, с максимальной скоростью; при изменении направления движения.

          Упражнения для развития ловкости: жонглирование теннисными мячами. Дриблинг с теннисными мячами. Челночный бег. Перебрасывание гимнастических палок, теннисных мячей, гандбольных мячей в парах. Метание мячей. Различные упражнения в равновесии, ходьба в боевой стойке по уменьшенной площади опоры. Подвижные игры.

           Упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре. Из упора лежа отталкивание от пола с хлопками. Приседание с отягощениями на двух и одной ноге. Броски набивного мяча одной и двумя руками из различных положений, при имитации ударов. Штанга (вес 70-80 % от максимального), жим, толчок, рывок, приседания, прыжки со сменой ног. Упражнения с гантелями, эспандерами, кувалдой, на резинах. Подтягивание на перекладине, поднимание ног до перекладины. Передвижение в боевой стойке с отягощениями.

            Упражнения для развития специальной выносливости:  продолжительные бои с тенью. Бой с тенью с короткими паузами между раундами 3-4 раунда. Упражнения на легких (3-4 раунда) и тяжелых (5-6 раундов) снарядах, преимущественно используя серии ударов. Учебные и вольные бои по 5-7 раундов. Спарринги.

              Упражнения для развития гибкости: различные маховые движения руками и ногами в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Покачивания в выпаде, шпагат. Различные вращения и наклоны туловищем. Основными средствами развития специальной гибкости являются упражнения в наклонах, отклонах, уклонах, «нырках», выполняемые как под одиночные, так и серии ударов.      

4.  Технико – тактическая подготовка

     Для изучения и совершенствования технико-тактических действий используются следующие средства и методы:

Положение кулака при нанесении ударов: давление на мешок или настенную подушку ударной частью кулака; давление ладонью одной руки на головки пястных костей другой руки; нанесение ударов по настенной подушке, мешку или «лапам».

Боевая стойка: усвоение рационального положения ног, туловища и рук; изучение всех положений стойки, их исправление перед зеркалом; перемещение веса тела в боевой стойке с ноги на ногу; повороты в боевой стойке с сохранением равновесия; свободное передвижение по рингу в боевой стойке.

Передвижения, перемещение по рингу может осуществляться либо шагами (обычный, приставной), либо скачками (толчком одной или двумя ногами).

Перемещение обычным шагом наиболее удобно, если противник находится на значительном расстоянии (до 3-х и более шагов). Этот способ применяется как в атаке, так и в защите.

Перемещение приставными шагами выполняется скользящими шагами без переноса веса тела на одну из ног. Стоящая сзади нога приставляется к ноге, выполнившей шаг на расстоянии, сохраняющее положение боевой стойки.

При перемещении вперед шаг выполняется левой (для левши – правой) ногой, приставляется правая нога (у левши – левая), при перемещении назад роли ног меняются. При перемещении в стороны, начальный шаг выполняется ногой, одноименной направлению движения.

Перемещения скачком может осуществлять вперед, назад и в стороны.

Перемещения скачком (толчок одной ногой) по своей структуре соответствует перемещению приставным шагом. Отличием является наличие фазы полета при перемещениях скачках. В основном – структура однотипна, т.е. толчковая нога подставляется на дистанцию боевой стойки. Направление  перемещения скачком регулируется началом движения одноименной ноги (вперед – впередистоящей, назад – сзадистоящей, вправо – правой, влево – левой). Небольшая высота скачка обеспечивает «скользящий» характер передвижений скачком.

Перемещение толчком двух ног осуществляется за счет активного разгибания ног в голеностопных суставах и, как правило, на небольшое расстояние. Это вид передвижений наиболее удобен, т.к. обеспечивает высокую мобильность в атаке и защите и воздает трудность для атак противника, являясь элементом тонкого тактического маневра, уточняющего ударно-защитную позицию.

Для совершенствования передвижений используются следующие упражнения: передвижения в боевой стойке одиночным и двойными приставными шагами вперед-назад, влево-вправо; передвижения в боевой стойке по четырехугольнику в слитой последовательности (4-ки) – шаги влево-вперед-вправо-назад и тоже в другую сторону (8-ки); передвижения по кругу приставными скользящими шагами правым и левым боком вперед; передвижения с поворотами два/три приставных шага; «челночное» передвижение; передвижение в боевой стойке в различных направлениях.

Для изучения и совершенствования удара и защит от них применяются следующие упражнения:

- прямой удар левой с шагом левой; защиты-подставкой правой ладони; отбивом правой рукой влево вниз; уклоном вправо, отходом назад; сайдстепом.

Прямой удар правой в голову с шагом левой, защита подставкой левого плеча; подставкой правой ладони; уклоном влево; уходом назад; сайдстепом влево:

- прямой удар в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад;

- прямой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад;

Двойные прямые удары и защита от них:

- прямые удары (левой-правой) в голову, защита подставкой правой ладони с отходом и подставкой левого плеча;

- прямой удар левой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад.

- прямой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад.

Двойные прямые удары и защита от них:

- прямые удары (левой-правой) в голову, защита подставкой правой ладони с отходом и подставкой левого плеча.

- прямой удар левой в голову, правой в туловище, защита подставкой правой ладони и согнутой в локте левой руки.

- прямой удар левой в туловище, правой в голову, защита подставкой согнутой в локте левой руки и правой ладони.

Трех и четырех ударные комбинации прямыми ударами и защиты от них.

Одиночные удары снизу и защита от них:

- удар снизу левой в голову и защита от него подставкой правой ладони; уходом назад;

- удар снизу левой в туловище и защита от него подставкой согнутой правой руки;

- удар снизу правой в голову и защита от него подставкой правой ладони или уходом;

- удар снизу правой в туловище и защита от него подставкой согнутой левой руки.

Двойные удары снизу и защиты от них. Трех и четырех ударные комбинации ударами снизу и защиты от них. Серии ударов снизу и защиты от них.

Одиночные боковые удары и защиты от них:

- боковой удар левой в голову и защита от него подставкой тыльной стороны правой кисти, нырком вправо, уходом назад;

- боковой удар правой в голову и защита подставкой правой ладони левой руки, левого плеча, нырком влево, уходом назад;

- боковой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой левой, уходом назад;

Двойные боковые удары в голову и туловище и защиты от них.

Трех и четырех ударные комбинации боковыми ударами в голову и туловище и защиты от них.

Серии боковыми ударами в голову и туловище и защиты от них.

Двойные удары снизу и прямые, снизу и боковые, боковые и прямые. Защита от них. Трех, четырех ударные комбинации и серии разнообразными ударами в голову и туловище и защиты от них.

Контрудары. Тактическое обоснование контрударов. Встречные и ответные контрудары и защиты от них.

Боевые дистанции. Дальняя дистанция: боевая стойка; передвижение, удары и защиты на дальней дистанции.

Средняя дистанция: боевая стойка, передвижение, удары и защиты на дальней дистанции.

Ближняя дистанция: боевая стойка, вход и выход из ближней дистанции, удары и защиты на ближней дистанции.

Основные положения и движения.

Фронтальная и боевая стойка, разновидности стоек. Основные передвижения в боевой стойке: приставными шагами, в «челноке», вперед, назад, в стороны.

а) Прямые удары в голову, в корпус на месте. Прямые удары в       движении. Серии прямых ударов.

б)  Боковые удары на месте и в движении. Серии ударов с боку.

в)  Удары снизу на месте и в движении. Серии ударов снизу.

г)   Защитные действия: отбив; уклон; нырок; оттягивания; подставка  на месте и в передвижении. Во фронтальной и боевой стойках.

Упражнения в парах:

Атакующие действия на дальней и средней дистанциях:

а) одиночные, двойные удары;

б) удары в сериях – однотипные (прямые, боковые, снизу);

в) комбинированные удары в сериях (прямые с боковыми, удары снизу в сочетании с боковыми и прямыми).

Защитные действия на дальней и средней дистанциях:

а) от одиночных ударов

б) ударов серией.

Действия в контратаке на дальних и средних дистанциях:

а) контратака одним ударом

б) контратака серией ударов.

Действия в ближнем бою. Клинч, захват, накладки руками. Различные положения в ближнем бою. Удары с различных положений.

Ознакомление с тактическим действием «Финт» (ложный удар, отвлекающий внимание противника от начала атаки). Закрепление в условных заданиях.

Учебно-тренировочные и вольные бои; участие в соревнованиях.

5. Интегральная подготовка – спарринги условные  и вольные.

6. Медицинское обследование

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В конце первого года обучающиеся     

должны знать:

способы защиты и нападения;

технику ведения боя на дальней, средней и ближней дистанции;

правила  поведения на соревнованиях;

подготовку соревнований;

требования техники безопасности и правила личной гигиены, самоконтроль

должны уметь:

Владеть техникой защиты: уклоны, уходы, нырки, блоки на различных уровнях;

Выполнять контрольные упражнения

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-го года обучения

(9 часов-3 раза по 3 часа)

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

 

2

Техника бокса. Закрепление пройденного этапа

24

3

21

3

Психологическая подготовка

9

9

 

4

Общая физическая подготовка

66

6

60

5

Специальная физическая  подготовка

75

6

69

6

Технико-тактическая подготовка

132

10

122

7

Интегральная подготовка (спарринги)

15

 

15

Итого часов

324

37

287

Содержание программы.

1. Вводное занятие

Анализ выступления боксеров  на крупнейших соревнованиях. Гигиена, закаливание и режим боксера.  Техника безопасности и профилактика травматизма  на занятиях по боксу.

2. Техника бокса. Закрепление пройденного этапа - анализ выступления воспитанников на соревнованиях, турнирах среди новичков. Отработка четкости выполнения упражнений.

3. Психологическая подготовка – развитие волевых качеств боксера, создание «создание внутренних психических опор».

4. Общая физическая подготовка –   подвижные игры и игровые упражнения; общеразвивающие упражнения; элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.); всевозможные прыжки и прыжковые упражнения; метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.); скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов); гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки; введение в школу техники бокса; комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).

 

 

5. Специальная подготовка.

 Упражнения для развития быстроты: бег с низкого старта на 15 м, 30 м, бег на скорость на 30 м, 40 м, 60 м, 100 м. Бег на месте в быстром темпе с одновременным выполнением ударов. Бег с внезапной остановкой, со сменой направления движения. Ускорение и смена темпа при различных передвижениях в боевой стойке. Всевозможные эстафеты. Передвижения в боевой стойке с изменением скорости. Выполнение ударов на тренажерах с шагом и без, с максимальной скоростью; при изменении направления движения.

Упражнения для развития ловкости: жонглирование теннисными мячами. Дриблинг с теннисными мячами. Челночный бег. Перебрасывание гимнастических палок, теннисных мячей, гандбольных мячей в парах. Метание мячей. Различные упражнения в равновесии, ходьба в боевой стойке по уменьшенной площади опоры. Подвижные игры.

           Упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре. Из упора лежа отталкивание от пола с хлопками. Приседание с отягощениями на двух и одной ноге. Броски набивного мяча одной и двумя руками из различных положений, при имитации ударов. Штанга (вес 70-80 % от максимального), жим, толчок, рывок, приседания, прыжки со сменой ног. Упражнения с гантелями, эспандерами, кувалдой, на резинах. Подтягивание на перекладине, поднимание ног до перекладины. Передвижение в боевой стойке с отягощениями.

            Упражнения для развития специальной выносливости:  продолжительные бои с тенью. Бой с тенью с короткими паузами между раундами 3-4 раунда. Упражнения на легких (3-4 раунда) и тяжелых (5-6 раундов) снарядах, преимущественно используя серии ударов. Учебные и вольные бои по 5-7 раундов. Спарринги.

              Упражнения для развития гибкости: различные маховые движения руками и ногами в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Покачивания в выпаде, шпагат. Различные вращения и наклоны туловищем. Основными средствами развития специальной гибкости являются упражнения в наклонах, отклонах, уклонах, «нырках», выполняемые как под одиночные, так и серии ударов.      

6.  Технико – тактическая подготовка

     Для изучения и совершенствования технико-тактических действий используются следующие средства и методы:

Положение кулака при нанесении ударов: давление на мешок или настенную подушку ударной частью кулака; давление ладонью одной руки на головки пястных костей другой руки; нанесение ударов по настенной подушке, мешку или «лапам».

Боевая стойка: усвоение рационального положения ног, туловища и рук; изучение всех положений стойки, их исправление перед зеркалом; перемещение веса тела в боевой стойке с ноги на ногу; повороты в боевой стойке с сохранением равновесия; свободное передвижение по рингу в боевой стойке.

Передвижения:

Перемещение по рингу может осуществляться либо шагами (обычный, приставной), либо скачками (толчком одной или двумя ногами).

Перемещение обычным шагом наиболее удобно, если противник находится на значительном расстоянии (до 3-х и более шагов). Этот способ применяется как в атаке, так и в защите.

Перемещение приставными шагами выполняется скользящими шагами без переноса веса тела на одну из ног. Стоящая сзади нога приставляется к ноге, выполнившей шаг на расстоянии, сохраняющее положение боевой стойки.

При перемещении вперед шаг выполняется левой (для левши – правой) ногой, приставляется правая нога (у левши – левая), при перемещении назад роли ног меняются. При перемещении в стороны, начальный шаг выполняется ногой, одноименной направлению движения.

Перемещения скачком может осуществлять вперед, назад и в стороны.

Перемещения скачком (толчок одной ногой) по своей структуре соответствует перемещению приставным шагом. Отличием является наличие фазы полета при перемещениях скачках. В основном – структура однотипна, т.е. толчковая нога подставляется на дистанцию боевой стойки. Направление  перемещения скачком регулируется началом движения одноименной ноги (вперед – впередистоящей, назад – сзадистоящей, вправо – правой, влево – левой). Небольшая высота скачка обеспечивает «скользящий» характер передвижений скачком.

Перемещение толчком двух ног осуществляется за счет активного разгибания ног в голеностопных суставах и, как правило, на небольшое расстояние. Это вид передвижений наиболее удобен, т.к. обеспечивает высокую мобильность в атаке и защите и воздает трудность для атак противника, являясь элементом тонкого тактического маневра, уточняющего ударно-защитную позицию.

Для совершенствования передвижений используются следующие упражнения: передвижения в боевой стойке одиночным и двойными приставными шагами вперед-назад, влево-вправо; передвижения в боевой стойке по четырехугольнику в слитой последовательности (4-ки) – шаги влево-вперед-вправо-назад и тоже в другую сторону (8-ки); передвижения по кругу приставными скользящими шагами правым и левым боком вперед; передвижения с поворотами два/три приставных шага; «челночное» передвижение; передвижение в боевой стойке в различных направлениях.

Для изучения и совершенствования удара и защит от них применяются следующие упражнения:

- прямой удар левой с шагом левой; защиты-подставкой правой ладони; отбивом правой рукой влево вниз; уклоном вправо, отходом назад; сайдстепом.

Прямой удар правой в голову с шагом левой, защита подставкой левого плеча; подставкой правой ладони; уклоном влево; уходом назад; сайдстепом влево:

- прямой удар в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад;

- прямой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад;

Двойные прямые удары и защита от них:

- прямые удары (левой-правой) в голову, защита подставкой правой ладони с отходом и подставкой левого плеча;

- прямой удар левой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад.

- прямой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад.

Двойные прямые удары и защита от них:

- прямые удары (левой-правой) в голову, защита подставкой правой ладони с отходом и подставкой левого плеча.

- прямой удар левой в голову, правой в туловище, защита подставкой правой ладони и согнутой в локте левой руки.

- прямой удар левой в туловище, правой в голову, защита подставкой согнутой в локте левой руки и правой ладони.

Трех и четырех ударные комбинации прямыми ударами и защиты от них.

Одиночные удары снизу и защита от них:

- удар снизу левой в голову и защита от него подставкой правой ладони; уходом назад;

- удар снизу левой в туловище и защита от него подставкой согнутой правой руки;

- удар снизу правой в голову и защита от него подставкой правой ладони или уходом;

- удар снизу правой в туловище и защита от него подставкой согнутой левой руки.

Двойные удары снизу и защиты от них. Трех и четырех ударные комбинации ударами снизу и защиты от них. Серии ударов снизу и защиты от них.

Одиночные боковые удары и защиты от них:

- боковой удар левой в голову и защита от него подставкой тыльной стороны правой кисти, нырком вправо, уходом назад;

- боковой удар правой в голову и защита подставкой правой ладони левой руки, левого плеча, нырком влево, уходом назад;

- боковой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой левой, уходом назад;

Двойные боковые удары в голову и туловище и защиты от них.

Трех и четырех ударные комбинации боковыми ударами в голову и туловище и защиты от них.

Серии боковыми ударами в голову и туловище и защиты от них.

Двойные удары снизу и прямые, снизу и боковые, боковые и прямые. Защита от них. Трех, четырех ударные комбинации и серии разнообразными ударами в голову и туловище и защиты от них.

Контрудары. Тактическое обоснование контрударов. Встречные и ответные контрудары и защиты от них.

Боевые дистанции. Дальняя дистанция: боевая стойка; передвижение, удары и защиты на дальней дистанции.

Средняя дистанция: боевая стойка, передвижение, удары и защиты на дальней дистанции.

Ближняя дистанция: боевая стойка, вход и выход из ближней дистанции, удары и защиты на ближней дистанции.

Основные положения и движения.

Фронтальная и боевая стойка, разновидности стоек. Основные передвижения в боевой стойке: приставными шагами, в «челноке», вперед, назад, в стороны.

а) Прямые удары в голову, в корпус на месте. Прямые удары в       движении. Серии прямых ударов.

б)  Боковые удары на месте и в движении. Серии ударов с боку.

в)  Удары снизу на месте и в движении. Серии ударов снизу.

г)   Защитные действия: отбив; уклон; нырок; оттягивания подставка   на месте и в передвижении. Во фронтальной и боевой стойках.

Упражнения в парах:

Атакующие действия на дальней и средней дистанциях:

а) одиночные, двойные удары;

б) удары в сериях – однотипные (прямые, боковые, снизу);

в) комбинированные удары в сериях (прямые с боковыми, удары снизу в сочетании с боковыми и прямыми).

Защитные действия на дальней и средней дистанциях:

а) от одиночных ударов;

б) ударов серией.

Действия в контратаке на дальних и средних дистанциях:

а) контратака одним ударом

б) контратака серией ударов.

Действия в ближнем бою. Клинч, захват, накладки руками. Различные положения в ближнем бою. Удары с различных положений.

Ознакомление с тактическим действием «Финт» (ложный удар, отвлекающий внимание противника от начала атаки). Закрепление в условных заданиях.

Учебно-тренировочные и вольные бои; участие в соревнованиях.

8. Интегральная подготовка – спарринги условные  и вольные.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В конце второго года обучающиеся     

должны знать:

способы защиты и нападения;

технику ведения боя на дальней, средней и ближней дистанции;

правила  поведения на соревнованиях;

подготовку соревнований;

требования техники безопасности и правила личной гигиены, самоконтроль

должны уметь:

Владеть техникой защиты: уклоны, уходы, нырки, блоки на различных уровнях;

Выполнять контрольные упражнения

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

третьего года обучения

( 9 часов   3 раза по 3 часа)

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

3

 

2.

Техника бокса. Закрепление пройденного материала

24

3

21

3.

Психологическая подготовка

6

6

 

4.

Общая физическая подготовка:

упражнение на развитие силы;

упражнения на развитие быстроты;

упражнения на развитие выносливости;

упражнения на развитие ловкости;

упражнения на развитие гибкости.

60

6

54

5.

Специальная физическая  подготовка:

упражнение на развитие силы;

упражнения на развитие быстроты;

упражнения на развитие выносливости;

упражнения на развитие ловкости;

упражнения на развитие гибкости

78

6

72

6.

Технико-тактическая подготовка: стойки,       передвижения, удары, контрудары

138

10

128

7.

Интегральная подготовка (спарринги)

15

 

15

 

Итого часов

324

34

290

Содержание программы.

Вводное занятие. Правила поведения на занятиях, Знакомство с правилами внутреннего распорядка Физическая культура и спорт РФ: физические упражнения как одно из эффективных средств физического совершенствования человека. Формы и организация занятий по физической культуре и спорту.

История зарождения и развития бокса. Развитие бокса России. История зарождения и развития бокса. Развитие бокса России

Краткие сведения о строении организма человека. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья.

Гигиена, закаливание, питание и режим боксера: общее понятие и гигиене, личная гигиена боксера.

Техника бокса. Закрепление пройденного материала

Техника безопасности и профилактика травматизма при занятиях боксом: правила поведения в спортивной зале, запрещенные действия в боксе, общие сведения о травмах и причинах травматизма.

Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж, дневник самоконтроля.

Основы техники и тактики ведения боя, роль технических действий в боксе. Элементы техники бокса.

Моральная и психологическая подготовка боксера, спортивный характер и его воспитание.

Физическая подготовка боксера. Понятие об основных физических качествах человека: силе, выносливости, быстроте, гибкости и ловкости.

Правила соревнований по боксу. Весовые категории, оценка технических действий и определение победителя.

       7. Оборудование и инвентарь для занятий боксом: спортивная одежда и обувь боксера,      уход за ними. Спортивные снаряды и тренажеры

Психологическая подготовка

Средства и методы психологической подготовки:

-психолого-педагогические – убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие.

-психологические – социально-игровые, ментальные, суггестивные.

-психофизиологические – психофармакологические, дыхательные, аппаратурные.

Направленность воздействия:

-на эмоциональную сферу;

-на волевую сферу;

-на нравственную сферу;

-на интеллектуальную сферу;

-на психомоторную сферу.

Развитие волевых качеств единоборцев:

настойчивость, для развития этого качества необходимо применять в тренировке упражнения с большой интенсивностью, использовать дополнительные встречи, применять «спуртовую» работу на снарядах;

инициативность, для развития этого качества необходимо требовать от спортсмена активных действий, полезно использовать «связки», «комбинации», во время тренировочных встреч, применять ложные действия;

целеустремленность можно воспитать при условии, если спортсмен проявляет глубокий интерес к избранному виду спорта и личную заинтересованность в спортивных достижениях.

Развитие выдержки воспитывается выработкой у спортсмена стойко переносить в поединках болевые ощущения, преодолевать неприятные чувства, появляющиеся при максимальных нагрузках, сгонке веса.

Уверенность в силах появляется в результате формирования совершенной техники, тактики и высокого уровня физической подготовленности.

Поражение следует рассматривать как урок. После поражения следует проанализировать встречу, указать на допущенные ошибки, промахи и вести работу по совершенствованию техники, тактики и физических качеств спортсмена.

Самообладание, способность не терять в трудных и неожиданных ситуациях, управлять своим поведением, контролировать ситуацию в условиях помех, высокой напряженности психики.

Стойкость спортсмена проявляется в том, насколько он способен выдержать трудности в ходе занятий данным видом спорта (отрицательные эмоциональные состояния, боль, сильное утомление), не сдаваясь продолжать следовать избранным путем.

Общая физическая подготовка

К общеразвивающим упражнениям относятся специальная для боксера гимнастика в движении, на месте, сидя, лежа в сочетании с упражнениями для развития рук, плечевого пояса, туловища, ног, мышц шеи, упражнения с предметами для комплексного развития мышц (с короткой и длинной скакалкой, с гимнастической палкой и булавами, теннисными, набивными и баскетбольными мячами, гантелями); акробатические упражнения, упражнения с партнером в сопротивлении, выведение из равновесия, ходьба на лыжах, бег на коньках, гребля, плавание, упражнения с резинами. Используются упражнения на гимнастических снарядах: лазание по канату и шесту, ходьба по бревну, упражнения на перекладине, параллельных брусьях, кольцах, опорные прыжки; упражнения по легкой атлетике (прыжки в высоту с разбега, метания и толкания, бег по пересеченной местности). К боксерской деятельности близко спортивные игры: гандбол, теннис, баскетбол. Так же необходимо использовать такие спортивные игры как футбол, хоккей, волейбол; подвижные игры на внимание, сообразительность, координацию.

Развитие силы/ силовая подготовка/Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использование собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений.

Упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, все партнера/

Упражнения на снарядах и со снарядами

Упражнения из других видов спорта

Подвижные и спортивные игры

Развитие быстроты /скоростная подготовка/

Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени

Подвижные и спортивные игры

Развитие выносливости

Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время

Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время /лыжи, коньки, плавание, ходьба/

Подвижные и спортивные игры

Развитие ловкости/ координационная подготовка

Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений

Выполнение упражнений из непривычного/неудобного/положения

Подвижные и спортивные игры

Развитие гибкости

Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды/ степени подвижности в суставах, упражнения из других видов спорта/гимнастика, акробатика/

Специальная физическая подготовка

Она направлена на развитие физических качеств, специфических для боксеров. Она ведется одновременно с овладением приемами техники бокса и их совершенствованием.

Упражнения для развития быстроты: бег с низкого старта на 15 м, 30 м, бег на скорость на 30 м, 40 м, 60 м, 100 м. бег на месте с быстром темпе с одновременным выполнением ударов. Бег с внезапной остановкой, со сменой направления движения. Ускорение и смена темпа при различных передвижения в боевой стойке. Всевозможные эстафеты. Передвижения в боевой стойке с изменением скорости. Выполнение ударов на тренажерах с шагом и без, с максимальной скоростью; при изменении направления движения.

Упражнения для развития ловкости: жонглирование теннисными мячами. Дриблинг с теннисными мячами. Челночный бег. Перебрасывание гимнастических палок, теннисных мячей, гандбольных мячей в парах. Метание мячей. Различные упражнения в равновесии, ходьба в боевой стойке по уменьшенной площади опоры. Подвижные игры.

Упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук у упоре. Из упора лежа отталкивание от пола с хлопками. Приседание с отягощениями на двух и одной ноге. Броски набивного мяча одной и двумя руками из различных положений, при имитации ударов. Штанга (вес 70-80 % от максимального), жим, толчок, рывок, приседания, прыжки со сменой ног. Упражнения с гантелями, эспантерами, кувалдой, на резинках. Подтягивание на перекладине, поднимание ног до перекладины. Передвижения в боевой стойке с отягощениями.

Упражнения для развития специальной выносливости: продолжительные бои с тенью. Бой с тенью с короткими паузами между раундами 3-4 раунда. Упражнения на легких (3-4 раунда) и тяжелых (5-6 раундов) снарядах, преимущественно используя серии ударов. Учебные и вольные бои по 5-6 раундов. Спарринги. Прямой удар с шагом левой; защиты - подставкой правой ладони; отбивом правой рукой влево вниз; уклоном вправо, отходом назад; сайдстепом.

Упражнения для развития гибкости: различные маховые движения руками и ногами в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Покачивания в выпаде, шпагат. Различные вращения и наклоны туловищем. Основными средствами развития специальной гибкости являются упражнения в наклонах, отклонах, уклонах, «нырках», выполняемые как под одиночные, так и серии ударов.

Технико-тактическая подготовка

В процессе тренировочных занятий боксеры данной группы решают следующие задачи:

-повышение уровня общей физической подготовленности;

-развитие физических качеств;

-изучение и совершенствование технико-тактических приемов бокса.

Реализация двух первых задач производится с помощью средств и методов общей и специальной физических подготовок.

Для изучения и совершенствования технико-тактических действий используются следующие средства и методы:

Положение кулака при нанесении ударов: давление на мешок или настенную подушку ударной частью кулака; давление ладонью одной руки на головки пястных костей другой руки; нанесение ударов по настенной подушке, мешку или «лапам».

Боевая стойка: усвоение рационального положения ног, туловища и рук; изучение всех положений стойки, их исправление перед зеркалом; перемещение веса тела в боевой стойке с ноги на ногу; повороты в боевой стойке с сохранением равновесия; свободное передвижение по рингу в боевой стойке.

Передвижения:

Перемещение по рингу может осуществляться либо шагами (обычный, приставной), либо скачками (толчком одной или двумя ногами).

Перемещение обычным шагом наиболее удобно, если противник находится на значительном расстоянии (до 3-х и более шагов). Этот способ применяется как в атаке, так и в защите.

Перемещение приставными шагами выполняется скользящими шагами без переноса веса тела на одну из ног. Стоящая сзади нога приставляется к ноге, выполнившей шаг на расстоянии, сохраняющее положение боевой стойки.

При перемещении вперед шаг выполняется левой (для левши – правой) ногой, приставляется правая нога (у левши – левая), при перемещении назад роли ног меняются.

При перемещении в стороны, начальный шаг выполняется ногой, одноименной направлению движения.

Перемещения скачком может осуществляться вперед, назад и в стороны.

Перемещения скачком (толчок одной ногой) по своей структуре соответствует перемещению приставным шагом. Отличием является наличие фазы полета при перемещениях скачках. В основном – структура однотипна, т.е. толчковая нога подставляется на дистанцию боевой стойки. Направление перемещения скачком регулируется началом движения одноименной ноги (вперед – впередистоящей, назад – сзадистоящей, вправо – правой, влево – левой). Наибольшая высота скачка обеспечивает «скользящи» характер передвижений скачком.

Перемещение толчком двух ног осуществляется за счет активного разгибания ног в голеностопных суставах и, как правило, на небольшое расстояние. Этот вид передвижений наиболее удобен, т.к. обеспечивает высокую мобильность в атаке и защите и воздает трудность для атак противника, являясь элементом тонкого тактического маневра, уточняющего ударно-защитную позицию.

Для совершенствования передвижений используются следующие упражнения: передвижения в боевой стойке одиночным и двойными приставными шагами вперед-назад, влево-вправо; передвижения в боевой стойке по четырехугольнику в слитой последовательности (4-ки) – шаги влево-вперед-вправо-назад и тоже в другую сторону (8-ки); передвижения по кругу приставными скользящими шагами правым и левым боком вперед; передвижения с поворотами два/три приставных шага; «челночное» передвижение; передвижение в боевой стойке в различных направлениях.

Для изучения и совершенствования удара и защит от них применяются:

Прямой удар правой в голову с шагом левой, защита подставкой левой плеча; подставкой правой ладони; уклоном влево; уходом назад; сайдстепом влево:

-прямой удар в туловище, защита подставкой согнутой в локте руки; отходом назад;

-прямой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад.

Двойные прямые удары:

-прямые удары (левой-правой) в голову, защита подставкой правой ладони с отходом и подставкой левого плеча;

-прямой удар левой в голову, правой в туловище, защита подставкой правой ладони и согнутой в локте левой руки;

-прямой удар левой в туловище, правой в голову, защита подставкой согнутой в локте левой руки и правой ладони.

Трех и четырех ударные комбинации прямыми ударами и защиты от них.

Одиночные удары снизу и защита от них:

-удар снизу левой в голову и защита от него подставкой правой ладони; уходом назад;

-удар снизу левой в туловище и защита от него подставкой согнутой правой руки;

-удар снизу правой в голову и защита от него правой ладони или уходом;

-удар снизу правой в туловище и защита от него подставкой согнутой левой руки.

Двойные удары снизу и защиты от них. Трех и четырех ударные комбинации ударами снизу и защиты от них. Серии ударов снизу и защиты от них.

Одиночные боковые удары и защиты от них:

-боевой удар левой в голову и защита от него подставкой тыльной стороны правой кисти, нырком вправо, уходом назад;

-боковой удар правой в голову и защита подставкой правой ладони левой руки, левого плеча, нарком влево, уходом назад;

-боковой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой левой, уходом назад.

Двойные боковые удары в голову и туловище и защиты от них.

Трех и четырех ударные комбинации боковыми ударами в голову и туловище и защиты от них.

Серии боковыми ударами в голову и туловище и защиты от них.

Двойные удары снизу и прямые, снизу и боковые, боковые и прямые. Защита от них.

Трех, четырех ударные комбинации и серии разнообразными ударами в голову и туловище и защиты от них.

Контрудары. Тактическое обоснование контрударов. Встречные и ответные контрудары и защиты от них.

Боевые дистанции. Дальняя дистанция: боевая стойка; передвижение, удары и защиты на дальней дистанции.

Средняя дистанция: боевая стойка, передвижение, удары и защиты на дальней дистанции.

Ближняя дистанция: боевая стойка, вход и выход из ближней дистанции, удары и защиты на ближней дистанции.

Основные положения и движения.

Фронтальная и боевая стойка, разновидности стоек. Основные передвижения в боевой стойке: приставными шагами, в «челноке», вперед, назад, в стороны.

Прямые удары в голову, в корпус на месте. Прямые удары в движении. Серии прямых ударов.

Боковые удары на месте и в движении. Серии ударов снизу.

Удары снизу на месте и в движении. Серии ударов снизу.

Защитные действия: отбив; уклон; нырок; оттягивание; подставка на месте и в передвижении, во фронтальной и боевой стоках.

Упражнения в парах.

Атакующие действия на дальней и средней дистанциях:

-одиночные, двойные удары;

-удары в сериях – однотипные (прямые, боковые, снизу);

-комбинированные удары в сериях (прямые с боковыми, удары снизу в сочетании с боковыми и прямыми).

Защитные действия на дальней и средней дистанциях: от одиночных ударов; ударов серией.

Действия в контратаке на дальних и средних дистанциях: контратака одним ударом; контратака серией ударов.

Действия в ближнем бою. Клинч, захват, накладки руками. Различные положения в ближнем бою.

Удары из различных положений.

Ознакомление с тактическим действием «Финт» (ложный удар, отвлекающий внимание противника от начала атаки). Закрепление в условных заданиях.

Учебно-тренировочные и вольные бои; участие в соревнованиях.

Врачебно-педагогический контроль

Медицинское обследование перед соревнованиями.

Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе тренировочных занятий.

Санитарно-гигиенический контроль

За режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью.

Контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.

Соревнования (по календарному плану)

В группе начальной подготовки 1-2 году обучения предусматривается участие в следующих соревнованиях: Первенство ДЮСШ по ОФП

 контрольные испытания

Сроки сдачи контрольных – переводных нормативов – октябрь, апрель.

Общая физическая подготовка

Упражнения

До 45 кг

До 65 кг

Свыше 65 кг

Бег 60 м (с)

9,2

9,2

9,4

Бег 800 м (мин, с)

3,0

3,0

3,10

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

     

Сгибание рук в упоре лежа за 20 секунд (кол-во раз)

18

16

15

Сгибание туловища лежа на спине за 20 секунд

13

13

10

Прыжок в длину с места (см)

170

180

180

Челночный бег 3х10 (с)

7,8

7,8

7,9

 

Специальная физическая подготовка

Упражнения

 

До 45 кг

До 65 кг

Свыше 65 кг

Количество ударов по мешку да 8 с

28

30

26

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В конце третьего года обучающиеся

должны знать:

способы защиты и нападения;

технику владения боя на дальней и ближней дистанции;

правила поведения на соревнованиях;

требования техники безопасности и правила личной гигиены, самоконтроль;

специфику занятий боксом;

комплекс физических упражнений

навыки сохранения собственной физической формы

должны уметь:

владеть основами техники и тактики бокса;

иметь соревновательный опыт;

участвовать в спортивных соревнованиях;

повышать уровень

 функциональной подготовленности;

выполнять тренировочные и соревновательные нагрузки;

выполнять комплекс физических упражнений;

выполнять требования, нормы и соблюдать  условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и знаний по боксу;

развивать профессионально необходимые физические качества в боксе средствами других видов спорта и подвижных игр;

соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;

выполнить нормативы 1спортивного  разряда, кандидат в мастера спорта.

 

 

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

По данной программе  планируется проведение тестирования физической подготовленности  обучающихся, на которое отводится 6 часов в учебном плане.

   Тестирование проводится в начале учебного года  (сентябрь, октябрь)- предварительное, в середине учебного года  (декабрь, январь)- контрольное в конце учебного года (май) – итоговое.

Данное тестирование позволяет установить конечный результат работы, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и повести итоги учебно – воспитательного процесса.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 Организация тренировочного процесса

      Тренировочные занятия проводятся  в течении всего календарного года, включая каникулярное время.

  Основными формами тренировочного процесса являются практические и теоретические групповые  занятия, участие в контрольных   соревнованиях,   культурно-массовые мероприятия.

     На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического образования и решаются на каждом занятии.

 Каждое  занятие является звеном системы тренировочного процесса, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы.

Важнейшим требованием тренировочного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.    

     Расписание занятий в группах составляется тренером-преподавателем, с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательном учреждении.

Общая  физическая подготовка

Применение средств общей физической подготовки ставит основной задачей укрепление здоровья, общего физического развития занимающихся, укрепление мышц, несущих основную нагрузку, развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, общей и специальной выносливости, координации движений.

Средства и упражнения общей физической подготовки должны составлять неотъемлемую часть каждого занятия во всех учебных группах и во все периоды тренировки.

Подбор, содержание и дозировка упражнений зависят от уровня физического развития занимающихся, задач тренировочного периода, уровня физической подготовленности, возраста занимающихся и наличия материальной базы.

Строевые упражнения

Построения и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкание в строю. Ходьба и бег в строю.

Элементы акробатики: Кувырки вперёд, назад, в стороны. Стойка на лопатках на голове, стойка на руках у стены с помощью партнёра. Мост из положения лёжа на спине и из положения стоя с опусканием назад (через стойку на руках или с помощью партнёра).

Упражнения с гимнастическими палками: наклоны и повороты туловища (стоя, сидя, лёжа) с различными положениями палки (вверх, вниз, вперёд, за головой, за спиной) перешагивание и перепрыгивание через палку. Круги и выкруты, упражнения с сопротивлением партнёра.

Упражнения с медицинболами: броски мяча руками из-за головы через голову, между ног. Броски и ловля мяча по кругу и с партнёром из различных положений. Соревнование на дальность броска одной, двумя руками и др.

Упражнения на формирование правильной осанки

Эти упражнения должны включаться в занятия всех групп занимающихся, так как в процессе занятий боксом могут развиваться различного рода искривления позвоночного столба, а постоянное напряжение мышц передней части тела и расслабление мышц спины способствуют развитию патологии позвоночника. Для борьбы с этим применяются следующие упражнения:

И.п. ладони за голову, локти вперёд - разводя локти в сторону и выпрямляя спину подняться на носки (вдох), возвратиться в исходное положение (выдох);

И.п. руки вверх, пальцы «в замок» - подняться на носки, поворачивая ладони вверх (вдох) - возвратиться в исходное положение (выдох);

И.п. руки согнуты и соединены за спиной ладонями наружу - энергично разогнуть их максимально отвести назад ладонями внутрь с одновременным подниманием на носки и прогибанием в грудной части (вдох) - вернуться в исходное положение (выдох); И.п. держась за рейку гимнастической стенки, стоя к ней спиной. Подняться на носки

прогнувшись в грудной клетке, голова назад (вдох), вернуться в исходное положение (выдох);

            И.п. лёжа на животе, руки в стороны - прогнуться, отводя руки и голову назад.
Согнуть руки к плечам сводя лопатки. Руки вытянуть вперёд, - поднять левую руку и
правую ногу вверх, прогнувшись в пояснице, голову назад. Сменять руку и ногу.
Взявшись за голеностопы - прогнуться в пояснице, напрягая руки и ноги.

Весьма эффективны в борьбе с патологией позвоночника упражнения с гимнастической палкой.

Для укрепления мышц спины рекомендуются следующие упражнения: наклоны вперёд со штангой на плечах, либо с гантелями у плеч; разведение прямых рук с гантелями в стороны - вверх из положения согнувшись вперёд; лёжа передней частью бёдер на скамейке («козле», «коне») пятки фиксированы - сгибание и разгибание туловища; стоя с боку «козла» («коня») лечь грудью на него и охватить его руками - поднимание ног вверх

-           назад; повороты туловища со штангой в руках; стоя на небольшом возвышении -
подъём гири с пола, сгибая и выпрямляя туловище и т.п.

Упражнения в равновесии

Упражнения на полу на уменьшенной опоре, на гимнастической скамейке, на бревне. Усложнение упражнений путём уменьшения площади опоры, повышение высоты снаряда, изменение исходных положений при движении по уменьшенной опоре. Передвижение по уменьшенной опоре с различными дополнительными движениями руками, ногами, туловищем. Передвижение по качающейся опоре. Передвижение по уменьшенной опоре с изменением скорости с поворотами и с предметами в руках. Передвижения вперёд на фоне раздражений вестибулярного анализатора с помощью вращений головой, туловищем. Прыжки в глубину с поворотами, прыжки в глубину с различными движениями руками, прыжки из различных исходных положений, прыжки в воду с закрытыми глазами или поясе. Поднимание на носки, передвижения, приседания с партнёром на плечах, передвижения с гирями 16-24 кг. в руках.

Упражнения для развития быстроты

Приводимые упражнения способствуют не только развитию специальной скорости нанесения ударов и передвижений, но и решают задачу борьбы с возможным образованием скоростного барьера у занимающихся.

Передвижение в паре, при условии сохранения назначенной дистанции одним из партнеров. Быстрое выполнение защит или ударов на сигнал тренера (свисток, хлопок, и т.п.). Бой с партнёром в перчатках и без них на удлиненной дистанции (не боевой). Нанесение серий ударов в максимальном темпе в течение 15 сек через 30 сек работы в спокойном темпе. Защита отклонами и уклонами от одиночных ударов, выполняемых в максимальном темпе,   то же от двойных ударов. Совершенствование технико-тактических комбинаций с быстрым переходом от защитных действий к атакующим и наоборот.

Упражнения для развития выносливости

Развитие специальной выносливости боксёров базируется на упражнениях общей физической подготовки. Наиболее эффективны движения видов спорта, схожих по структуре с боксом: легкоатлетические виды (метание, толкание, различные виды бега), тяжёлая атлетика, лыжный спорт, плавание, велоспорт. Среди спортивных игр наиболее приемлемы гандбол, баскетбол, регби, причём направленное развитие выносливости предусматривает доведение времени игры до 1,5 часов и более.

Упражнения для развития ловкости

Развитие ловкости у боксёров может идти при работе на специальных снарядах, так и при работе в паре с партнёром.

Упражнения на снарядах: нанесение серий ударов по пунктболу; нанесение серий ударов по пневматической груше в различных направлениях.

Упражнение для развития гибкости

Развитию специальной гибкости боксеров способствуют как упражнения общей, так и специальной подготовки. Их применение призвано обеспечить подвижность позвоночного столба, сустава при укреплении мышечно-связочного аппарата. Этому способствует выполнение движений с большой амплитудой и использование дополнительных грузов и сопротивлений из средств общей физической подготовки. Основными средствами развития специальной гибкости являются упражнения в наклонах, отклонах, «нырках», выполняемых как под одиночные, так и серии ударов.

Упражнения для развития равновесия

Эффективное выполнение технико-тактических приемов существенно зависит от уровня развития вестибулярной системы боксеров, влияющей на способность к сохранению подвижного равновесия в процессе ведения поединков. Динамическое равновесие играет основную роль в практике бокса, так как выполнение технических действий проходит на фоне постоянных перемещений.

Совершенствование динамического равновесия должно проходить по 2-м направлениям:

1). Тренировка систем, способствующих сохранению равновесия (зрительная ориентация, координация мышечных усилий, связанных с рецепцией кожи стопы и связочного аппарата суставов). С этой целью используются упражнения с учетом времени их выполнения так же, как быстрое хождение по предметам с малой площадью опоры (гимнастическое бревно, брус, «кочки», канат и т.п.), исключив зрительную ориентацию; упражнения в балансировании (на качелях, «в бочке» и т.п.).

2). Снижение отрицательных влияний на процесс сохранения равновесия со стороны вестибулярной системы, путем повышения ее адаптации к специфическим боксерским движениям. Для этого в процессе разминки применяются следующие упражнения: продвижение вперед (5-6 см) после выполнения различных вращений, поворот, наклоны головой и туловищем; продвижение вперед с одновременным выполнением вращений, поворотов, наклонов головой и туловищем с последующим прохождением отрезков (5-6 см), исключив зрительную ориентацию. Многоразовое выполнение отклонов, уклонов, «нырков», сайдстепов, выполняемых в основной части тренировочных занятий, также способствуют повышению адаптации вестибулярного анализатора, что важно при подготовке соревнований, т.е. одновременно совершенствуется техника защитных движений.

Кроме того, в заключительной части занятий необходимо давать упражнения (в виде комбинированных эстафет) с сильными вестибулярными нагрузками: многочисленные кувырки, вращения в полу наклоне и приседе на одной ноге (вторая отставлена в сторону), гимнастическое «колесо», упражнения парной гимнастики. Целесообразно использовать в процессе разминки и упражнений преимущественного воздействия на различные отделы вестибулярной системы.

Упражнения для тренировки равновесия необходимо применять в процессе занятий всех периодов и во всех группах занимающихся, т.к. тренирующий эффект проходит после 2-х недельного перерыва.

Педагогический мониторинг эффективности учебно-тренировочного процесса

      Для оценки эффективности тренировочного процесса, качества освоения  программного материала и уровня физической подготовленности используют метод педагогического наблюдения. Важнейшие требования к педагогическому наблюдению:

планомерность; целенаправленность; систематичность.

   Количественные показатели  освоения программы оценивается по журналу учета посещения тренировочных занятий. Качественные показатели определяются по результатам выполнения контрольно-переводных нормативов по ОФП.

Структура занятия Тренировочное занятие строится по типу, типовой структуры занятий.

Подготовительная часть. Данная часть тренировочного занятия вводит детей в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и преподавателем. Организм спортсмена подготавливается к выполнению предстоящей физической нагрузке, т. е. к выполнению более сложных упражнений основной части урока. Для содержания первой части урока характерны строевые и порядковые упражнения, быстрая ходьба, легкий бег, прыжки на месте и в продвижении, упражнения на быстроту и точность реакции, на внимание и другие. Главная задача этой части занятия - четкая организация детей, приобретение ими навыков коллективного действия; эти упражнения воспитывают дисциплину, повышают внимание. Не стоит в один урок включать много строевых упражнений и нельзя давать все время одни и те же движения.

Основная часть. Задача основной части занятия - овладение главными, жизненно-необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению спортивного вида бокс. Также предусматривает развитие, и совершенствование ориентировки во времени и пространстве, координации движений, силы, быстроты, устойчивости, самостоятельности и других психофизических качеств. Наиболее характерны для этой части урока не только такие традиционные упражнения как ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии, упражнения для развития быстроты и точности, дыхательные упражнения, но и специальные упражнения. Кроме упражнений для развития общей выносливости, мышечной памяти, применяются упражнения, развивающие творческое мышление.

Заключительная часть. Задачи этой части занятия - завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства - медленная ходьба, упражнения на восстановления дыхания.

Методические указания к проведению контрольно-переводных нормативов по ОФП.

  С целью определения уровня общей  физической подготовленности учащихся спортивно-оздоровительных  организуется прием контрольно-переводных нормативов  ежегодно, 2 раза в год — в начале и конце учебного года. Оценивается индивидуальная динамика уровня физической подготовленности.  

    Сдача контрольных нормативов проводится во время тренировочного занятия, содержание которого полностью посвящено определению уровня физической подготовленности.

Методика выполнения и приема контрольно-переводных нормативов

1. Бег на 30, 500, 1000 метров

выполняется по беговой дорожке (старт произвольный) Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до 0,1 секунды

2. Прыжок в длину с места

Выполняется с места от стартовой линии толчком двух ног со взмахом рук. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшей точки касания в момент приземления любой точки тела. Дается 2 попытки, засчитывается лучший результат. При «заступе» попытка засчитывается при нулевом результате.

3.Подтягивание на перекладине

Выполняется из виса хватом сверху  непрерывным движением, до положения  подбородка выше уровня перекладины и опусканием в вис до полного выпрямления рук. Не допускается поочередное сгибание рук, рывки ногами, туловищем, раскачивания, неполное выпрямление рук в положение виса. Пауза между подтягиваниями не более 5 сек.

4.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

Выполняется из упора лежа, голова, туловище и ноги составляют прямую линию. Ширина постановки рук — ширина плеч. Сгибание рук выполняется до положения прямого угла в локтевых суставах, разгибание производится одновременно двумя руками до полного выпрямления рук без нарушения прямой линии тела. Дается 1 попытка. Пауза между повторами не более 3 сек. Фиксируется количество отжиманий при условии соблюдения техники выполнения упражнения.

5. Упражнение на гибкость

Выполняется  наклон из положения стоя на возвышении (до 30 см) с фиксацией не менее 2 сек. Измеряется  расстояние от линии опоры до уровня средних пальцев обеих рук. Дается 2 попытки. Результат не учитывается при сгибании ног в коленях.

 6. Поднимание ног на шведской стенке Выполняется из положения виса на шведской стенке. Поднимаются прямые ноги на высоту 90° и выше. Засчитывается количество раз.

7. Толчок ядра (4 кг). Выполняется с места от ограничительной линии Ядро должно касаться или быть зафиксировано у шеи или подбородка, и кисть руки не должна опускаться ниже этого положения во время толкания. Ядро не должно отводиться за линию плеч.

 Расстояние броска измеряется как расстояние от внешней ограничительной линии  до точки падения снаряда.

            МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

перечень оборудования

Спортивная база:

спортивный зал; тренажерный зал; раздевалка; душевая; футбольное поле.

Для успешной реализации и  данной программы необходимо следующее оборудование:

ринг боксерский, боксерские груши, боксерские перчатки, гантели, гонг, секундомер, скакалки.

 

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовое обеспечение образовательной программы:

- Закон Алтайского края от 04.09.2013 №56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»

- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих)  программ, утвержденные приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 г. № 535;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014  N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, рег.№33660;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в      Российской Федерации".

Список литературы для педагога и детей

Беленький А.  Бокс. Большие чемпионы.- М.:,2008

 Бокс. Правила соревнований. - М.: Федерация бокса России, 2013.

 Бокс. Энциклопедия// Составитель Н.Н. Тараторин. - М.: Терраспорт, 1998

Бокс: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. И.П. Дегтярева. ФиС, 2006.

 Все о боксе / Сост. Н.А. Худадов, И.В. Циргиладзе; под ред. Л.Н. Сальникова. - М., 2005.

  Допинг-контроль: что нужно знать каждому (Информационные материалы для спортсменов, тренеров, врачей сборных и клубных команд). - М.: Олимпия Пресс, 2013.

Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2008.

Современная система подготовки боксёров/ В.И.Филимонов., М.,2009

Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта бокс М.,2013г.

Филимонов В.И. Бокс. Педагогические основы обучения и совер­шенствования. - М.: ИНСАН, 2007.

 Филимонов В.И. Современная система подготовки боксёров.- М.:,2009

Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику. Изд. 2-е перераб. и доп. СПб.: Изд-во «Шатон», 2010..

Щитов В.К.  Бокс. Основы техники бокса.- Р.:, 2008

Перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в образовательном процессе

www.admin.tomsk.ru/pages/admin_subdiv_udmfks‎

www.depms.ru/‎

www.minsport.gov.ru/‎

boxing-fbr.ru/‎

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности при проведении учебно-тренировочных

занятий по  боксу

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

К проведению учебно-тренировочного  занятия по  боксу допускается тренер-преподаватель, прошедший ежегодную медицинскую комиссию и инструктаж по технике безопасности.

Опасные факторы:

травмы при несоблюдении правил по боксу;

травмы при выполнении упражнений на влажной поверхности  ковра;

-    наличие посторонних предметов в зале и на ринге.

Спортивный зал должен быть обеспечен огнетушителями и аптечкой, укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

Правильная организация и проведение тренировочных занятий.

Последовательное и прочное освоение воспитанниками технико-тактических действий и защитных приемов.

После проведения учебно-тренировочных занятий  по боксу принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД  НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

Проверить санитарно-гигиенические условия в местах занятий.

Стены спортивного зала должны быть ровными, без выступающих частей и фрагментов (штырей, крюков и т.п.)

Проверить исправность ринга, спортивного инвентаря, одежды и обуви воспитанников.

Ознакомить воспитанников с правилами поведения и техникой безопасности во время учебно-тренировочного занятия.

Проверить наличие необходимых защитных приспособлений: капа, шлема, бандажа, эластичных бинтов, перчаток.

Проверить состояние здоровья воспитанников перед тренировкой.

3.  ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

3.1. Правильное проведение разминки с соответствующей подготовкой мышечного и связочно-суставного аппаратов к работе.

3.2.  Не выполнять технических действий и не проводить спарринг  без тренера-преподавателя.

Не выполнять технических действий без самостраховки.

Правильное бинтование рук и применение защитных приспособлений.

Правильный подбор спарринг партнеров.

При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.    Соблюдать дисциплину на занятиях.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать воспитанников из спортивного зала и сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть. Приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения.

При получении учащимися травмы немедленно оказать помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ ЗАНЯТИЙ

Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

Снять спортивную одежду и спортивную обувь.

Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

 

Смотреть работу полностью