«Безопасность на улицах и дорогах» «Путешествие по городу» (старшая группа)
МБДОУ ЗАТО г.Североморск д/с № 44
Конспект
проведения познавательного занятия по ОБЖ –
раздел «Безопасность на улицах и дорогах»
«Путешествие по городу»
(старшая группа)
Номинация: «Лучшая разработка урока по ОБЖ»
Составила: воспитатель,
Наталья ЮргисовнаЖигульская
Программные задачи:
- углубить и систематизировать знания детей о правилах дорожного движения;
- выяснить готовность детей к действиям в различных ситуациях на дороге и на улице;
- формировать осознанное выполнение требований ОБЖ, навыки безопасного стиля жизни;
- активизировать словарь детей по теме «Дорога: проезжая часть, тротуар, инспектор ГИБДД, перекрёсток, одностороннее (двухстороннее) движение;
- воспитывать культуру поведения на дорогах и на улице.
МАТЕРИАЛ:
- реальные предметы: форма инспектора ГИБДД, жезл;
- плоский макет города, состоящий из 4-х частей:
- «Проезжая часть, тротуар»;
- «Арка, двор»;
- «Автобусная остановка»;
- «Перекрёсток»;
- набор дорожных знаков, фигурок людей и транспорта к макету;
- серии сюжетных иллюстраций:
- «Улица полна неожиданностей» (опасные ситуации на дорогах);
- «За городом»;
- конверт с письмом;
- аудиокассета с записью;
- индивидуальные листы с иллюстративным материалом для выполнения заданий (из рабочей тетради «Безопасность» Н.И.Авдеевой, Р.Б.Стёркиной);
- именные нагрудные знаки «Юный инспектор ГИБДД».
Ход занятия
- (в форме инспектора ГИБДД). Мне сегодня поручено быть инспектором ГИБДД. Кто такой инспектор ГИБДД?
- Инспектор ГИБДД стоит на постах, патрулирует на вертолётах, автомобилях, следит за движением на дорогах, затем, чтобы водители не превышали скорость, соблюдали правила движения. Чтоб движение транспорта и пешеходов было безопасным и т.д.
- Я приглашаю Вас в путешествие по городу. В городе есть много улиц и дорог. Мчатся по ним разные машины, идут пешеходы, и никто никому не мешает. Как вы думаете, почему?
- Потому что есть чёткие и строгие правила для водителей машин и пешеходов.
- И так, наше путешествие начинается!
Открыть макет 1
«Проезжая часть. Тротуар»
- Посмотрите и скажите, что такое проезжая часть дороги?
- Это дорога, предназначенная для движения автомобилей.
- Рядом с проезжей частью есть дорога для пешеходов. Как она называется? (тротуар) Как надо правильно идти по тротуару?
- Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. По тротуару надо идти спокойным шагом, придерживаться правой стороны.
- Посмотрите внимательно и покажите, где люди могут переходить дорогу.
- По зебре, пешеходному переходу.
- Раз есть пешеходный переход, значит обязательно должно быть что?..
- Знак «Пешеходный переход».
- Поместите, пожалуйста, знак «Пешеходный переход» в положенное место. Что такое «Зебра?»
- «Зебра» - это участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу.
- В городах есть улицы широкие, и пешеходы не всегда успевают такие улицы перейти, пока горит зелёный сигнал светофора. Где должен остановиться на проезжей части пешеход, который не успел перейти дорогу на зелёный сигнал светофора?
- На островке безопасности. А если его нет, то на середине пешеходного перехода.
Если шоссе не успел перейти
На островке безопасности жди.
Воспитатель: Какое движение бывает на дорогах? (одностороннее, 2-х стороннее). Как надо переходить улицу при одностороннем (двухстороннем) движении?
- Правильно. При одностороннем движении надо посмотреть в ту сторону, откуда движутся машины. Убедившись, что машины нет, можно переходить дорогу.
Упражнения для профилактики глаз:
Посмотреть прямо, налево, направо, налево, прямо, направо, прямо.
Воспитатель: Можно играть, выходить на проезжую часть дороги? Чем могут быть опасны игры на тротуаре?
Беседа по серии иллюстраций «Улица полна неожиданностей».
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что может привести к ЧС?
Открыть макет 2 «Арка. Двор».
Воспитатель: Посмотрите, для чего нужна арка?
- Войти во двор, выехать на машине.
- Можно ли играть в такой арке? Почему?
А где же играть детям?
На проезжей части,
Не играйте в игры, дети,
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
Воспитатель: Какой вы знаете наземный пассажирский транспорт?
Что за чудо – этот дом
Окна светятся кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином?(автобус)
Открыть макет 3 «Автобусная остановка».
Воспитатель: Как называют людей, которые едут в автобусе? Где люди ожидают автобус и садятся в него? Для пассажиров существуют особые правила, вы с ними уже знакомы. Давайте вспомним.
- Входить спокойно через заднюю дверь.
- Выходить через переднюю дверь.
- Входить и выходить только на остановке.
- Автобус обходить сзади.
- Маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте.
- Разговаривать так, чтобы не мешать другим.
- Нельзя высовыватьсяи высовывать руки в открытые окна.
- Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что эта девочка сделала не так?
Открыть макет 4 «Перекрёсток»
Воспитатель: Что образуется при пересечении нескольких улиц, дорог? (перекрёсток) Что должно быть на перекрёстках?
Дети: Светофор, пешеходный переход, регулировщик.
Воспитатель: Для чего нужен светофор? Что обозначают его сигналы? Со всех сторон мчатся машины, автобусы к перекрёстку. Это самое опасное место. Недаром именно здесь, на перекрёстке, обязательно есть светофор. Очень внимательным должен быть каждый водитель и пешеход.
Физминутка
(используется макет светофора)
Красный – тихо стоят, жёлтый – поднять 2 руки,
зелёный – маршировать на месте.
Воспитатель: Чем регулировщик отличается от пешехода? (специальная форма и жезл)
Даже за городом, там, где дорога
Правила должен ты соблюдать.
Рассматривание серии иллюстраций «За городом»
Воспитатель: За городом тротуаров нет, а машин много. Транспорт движется по проезжей части дороги. По обе стороны проезжей части расположены обочины, т.е. край дороги, боковая часть дороги. Присмотритесь, как идут пешеходы?
Дети: Пешеходы, по обочинам загородной дороги идут навстречу движущемуся транспорту.
Воспитатель: Почему?
Дети: Увидишь приближающуюся машину и уступишь ей дорогу – отойдёшь в сторону.
Воспитатель:
Если шоссе попадётся в пути,
Левой обочиной надо идти.
Транспорт, который поедет навстречу,
Вовремя будет тобою замечен.
Воспитатель: Ребята, вы помните, навстречу к вам приходил сотрудник ГИБДД. А сегодня он вам прислал письмо. (Вскрывают конверт).
Ребёнок читает письмо: в нём задание для ребят – правильно расположить дорожные знаки.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно иллюстрации и дорожные знаки. Поместите дорожные знаки в положенное им место.
Работа на индивидуальных листах с иллюстративным материалом.
Воспитатель: Куда и какие знаки вы поместили? (Ребёнок рассказывает, педагог показывает). Проверьте, правильно ли у вас?
Воспитатель: Вы уже хорошо знаете правила дорожного движения, дорожные знаки и готовы во время игр выполнять роль инструктора ГИБДД, а также научить младших правилам дорожного движения. За это я вам вручаю знаки «Юный инспектор ГИБДД».
Звучит торжественная музыка.
Детям вручаются именные нагрудные знаки «Юный инспектор ГИБДД»