Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Авторская разработка «Рабочая программа по классу «Вокальный ансамбль» Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности

«Школа искусств»  в составе МБОУ «Гимназия № 94 имени Л. Н. Мурысина»

Московского района г.Казани

 

Авторская разработка «Рабочая программа по классу «Вокальный ансамбль» Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности

 

Тишина Наталья Михайловна

Преподаватель вокально-хоровых дисциплин

 

           Пояснительная записка    
      Данная Рабочая программа по классу «Вокальный ансамбль» составлена на основе Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности, модифицированного вида, однопрофильного содержания; Положения о «Школе искусств» в составе МБОУ «Гимназия №94»; Учебного плана «Школы искусств»; примерной учебной программы «Эстрадное пение» для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ Министерства культуры Российской Федерации, Москва,2002 г.
     Программа предназначена для детей и подростков, заинтересованных в получении начальных навыков коллективного эстрадного пения и сценического поведения на эстраде и направлена на формирование и развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. Последовательность освоения техники вокального ансамбля определяет преподаватель в зависимости от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого для решения профессиональных задач. Приобретенные знания и навыки будут использоваться детьми в конкурсной и концертной деятельности, в певческой практике в быту и на досуге.
                                             Цель программы:
      Формирование эстетической культуры ребенка в тесной связи с музыкально-художественным воспитанием и развитие индивидуальности ребенка при активном использовании его творческого потенциала, возможностей и способностей в ансамблевом исполнительстве.        
                                            Задачи программы:
1. Образовательные: формирование у детей вокальных навыков (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.).
- формирование навыка адекватного и выразительного исполнения современной отечественной, эстрадной вокальной музыки.
-обучение детей приемам сценического движения, актерского мастерства.
- приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества, в отчетных концертах, во всех тематических концертах).
- приобретение и расширение знаний (основы музыкальной и вокальной грамотности, основы физиологии голосового аппарата).
- приобретение и расширение знаний (основы законов сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата)
2. Развивающие: обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и взаимоконтроля.
- организация творческой деятельности, самообразования.
-развитие чувства ритма и координации движений.
-развитие интереса ребенка к самому себе как субъекту культуры.
-развитие общих, творческих и специальных способностей.
3. Воспитательные: создание базы для творческого мышления детей.
-развитие их активности и самостоятельности обучения.
-формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе.
-развитие личностных коммуникативных качеств.
 4. Здоровьесохраняющие (здоровьеразвивающие): укрепление голосового аппарата, увеличение объема дыхания.
-развитие и совершенствование артикуляционной моторики.
-создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
-владение способами саморегуляции поддержки здорового образа жизни
 
Содержание программы
       Программа предназначена для детей и подростков, заинтересованных в получении начальных навыков коллективного эстрадного пения и сценического поведения на эстраде и направлена на формирование и развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. Последовательность освоения техники вокального ансамбля определяет преподаватель в зависимости от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого для решения профессиональных задач. Приобретенные знания и навыки будут использоваться детьми в конкурсной и концертной деятельности, в певческой практике, в быту и на досуге.
      Образовательная программа «Вокальный ансамбль» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
-в принципах обучения (принцип природоспособности), единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность).
-в формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии).
-в методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика развития вокально-хоровых навыков, анализ результатов конкурсов).
-в средствах обучения (дидактические пособия, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, музыкальные инструменты).
                             Новизна программы
   Программа имеет интегрированный характер, который позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать содержание программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также предоставляет возможность для развития творческих способностей всех групп обучающихся. В образовательном процессе программе используются инновационные технологии: технология проектной деятельности, групповой деятельности, личностно-ориентированные и игровые технологии.
                             
 
                                   Актуальность программы
Пение является действенным методом эстетического воспитания. Это естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств и эмоций ребенка. В процессе работы по программе «Вокальный ансамбль» дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического воплощения песни. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения — ребенка- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Занятия в вокальном ансамбле способствуют развитию мотивации к познанию и творчеству, творческой самореализации личности, эмоциональному, психологическому и физическому благополучию ребенка.
                                 Срок реализации программы
     Срок реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль» для детей, составляет 7 лет. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Вокальный ансамбль»: 66 часов в год- 1 класс, 68 часов в год- 2-7 классы. Продолжительность занятий 45 минут (1 урок). Образовательный процесс основывается на групповых занятиях. В зависимости от года обучения и возраста исполнительский состав коллектива делится на две группы: с 1 по 4 класс-ансамбль «Капитошки», с 5 по 7 класс- ансамбль «Певуньи».
                                   Формы и режим занятий
Форма организации учебного процесса обусловлена возрастными особенностями обучающихся. Формы проведения занятий варьируются, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности: дыхательная гимнастика; артикуляционные упражнения; вокально-хоровая работа; занятия по музыкальной грамоте; восприятие (слушание) музыки;
Используются следующие формы занятий:
-по количеству детей: коллективные и индивидуальные.
-по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практические занятия, занятие по контролю знаний, умений и навыков.
-по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: экскурсии, конкурс, отчетный концерт.
       На занятиях используются следующие методы обучения:
-демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
- словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач.
-  разучивания: по элементам, по частям, в целом виде.
- анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно записывать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.
       Режим занятий: ансамбль «Капитошки» занимается 2 часа в неделю; ансамбль «Певуньи» занимается 3 часа в неделю.
      Формирование художественно-эстетических способностей начинается с выявлением индивидуальных задатков, склонностей детей и их способностей. Групповое обучение и воспитание обучающихся по классу «Вокальный ансамбль» осуществляется на основе репертуарного плана исполнительского коллектива, с обязательным учетом возрастных особенностей детей, в котором планируется и прослеживается развитие, как группы, так и каждого ее участника.
                            
                  Основные виды учебной деятельности
     1. Певческая установка: 0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
     2. Дыхание. Дыхательная гимнастика: Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне - физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания: вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч); после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание; выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу). С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье сберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
     3.Вокальные упражнения: Все технические вокальные навыки осваиваются учениками в виде упражнений, которые вырабатывают единую исполнительскую манеру, так как ансамбль - это единый коллективный исполнитель музыкального произведения. Именно этот вид инструктивного материала дает наибольший эффект, как для освоения технических элементов, так и приемов исполнения. Распевания должны быть не затянутыми по времени и содержательными, направленными на решение определенных вокально-интонационных трудностей: развитие звуковысотного слуха, формирование чистоты интонации,  расширение диапазона голоса, развитие  технических  навыков  эстрадного пения, овладение основными навыками дыхания, правильной вокальной позиции, чистоты интонации, чистоты унисона, чистоты  пения гармонических  интервалов в двухголосии; выстраивание звукового баланса между партиями; расслаблению голосового аппарата.
     4. Артикуляционные задачи и работа над дикцией: Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением голосового аппарата. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует: добиваться округлённости звука, его высокой позиции; использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока; для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий; педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата. Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
      5. Выработка подвижности голоса. Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
     6. Расширение певческого диапазона детей: Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
      7. Развитие чувства метроритма: Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
     8. Работа над чистотой интонирования: В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
     9. Формирование чувства ансамбля:        В хоровом исполнении следует учить детей соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
     10. Выразительность и эмоциональность исполнения: Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
     11. Формирование сценической культуры:       Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Это заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой (работа с микрофоном), правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. Обязательны публичные выступления учеников на концертах, праздниках, отчетных концертах, на детских музыкальных фестивалях и конкурсах, в которых практически проявляется общественно-полезный характер их музыкально - творческой деятельности. Практиковать публичные выступления следует с первого года обучения, по мере накопления исполнительских навыков и художественного репертуара.
                                   
                                      Формы и виды контроля
Формы контроля
Сроки проведения
Текущий и промежуточный (опрос, контрольное занятие)
Каждую четверть
Итоговый (отчетный концерт-зачет)
Один раз в полугодие
 
Особые формы (конкурсы, фестивали и т.д.)
Определяются графиками мероприятий на учебный год
                             
                               Критерии определения оценки
       Основными критериями определения оценки учащихся являются: уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
-степень выразительности исполнения;                                        
-проявление творческой активности;
-учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;
-участие учащегося в концертных выступлениях, в конкурсах, в фестивалях.
                              Критерии оценивания выступления
     Оценка «5» (отлично)- выступление участников ансамбля может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника, безупречные стилевые признаки, стройность, выразительность и убедительность артистического облика в целом.
    Оценка «4» (хорошо)- хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых.
    Оценка «3 «(удовлетворительно)-слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне.
    Оценка 2(неудовлетворительно)-      очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие.
                                 
                            Годовые требования 1 года обучения
     В течение учебного года разучить 3-4 несложных в техническом и художественном плане произведения. В конце учебного года исполнить 1 произведение на концерте-зачете.
                                       Ожидаемые результаты
- иметь элементарное представление о голосовом аппарате;
- соблюдать правильную постановку корпуса при пении сидя и стоя;
-правильно пользоваться певческим дыханием; 
-чисто интонировать мелодию в унисон; 
-выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
                           
                            Годовые требования 2 года обучения
     В течение учебного года разучить 4 разнохарактерных произведения. В конце 1 и 2 полугодия исполнить 1 произведение на концерте-зачете. Принимать участие в мероприятиях школы.
                                        Ожидаемые результаты
 -правильно пользоваться певческим дыханием; 
-чисто интонировать мелодию в унисон; 
-петь по руке дирижера;
-брать дыхание по фразам;
-правильно формировать гласные и согласные звуки;
-выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
                            
                             Годовые требования 3 года обучения
В течение учебного года разучить 4 разнохарактерных произведения. В конце 1 и 2 полугодия исполнить 1 произведение на концерте-зачете. Принимать участие в мероприятиях школы.
                                      Ожидаемые результаты
-правильно пользоваться певческим дыханием; 
-чисто интонировать мелодию в унисон; 
-петь по руке дирижера;
-брать дыхание по фразам;
-правильно формировать гласные и согласные звуки;
-исполнять произведения с элементами двухголосия;
-овладеть навыками ансамблевого пения;
-исполнять простые движения на сцене;
-грамотно работать с микрофоном;
-выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
                              
                             Годовые требования 4 года обучения
     В течение учебного года разучить 4 разнохарактерных произведения, 1-2 из которых должны быть двухголосными. В конце 1 и 2 полугодия исполнить 1 произведение на концерте-зачете. Активно участвовать во всех школьных мероприятиях.
                                    Ожидаемые результаты
-петь произведения с элементами двухголосия;
-достаточно свободно владеть техникой дыхания;
-свободно владеть навыками ансамблевого пения;         
-вносить в исполнение элементы художественного творчества;
-чувствовать движение мелодии, динамику её развития и кульминацию произведения;
-свободно работать с микрофоном;
-гармонично и свободно двигаться на сцене.
                             
                             Годовые требования 5 года обучения
    В течение учебного года разучить 4 разнохарактерных произведения, 1-2 из которых должны быть двухголосными. В конце 1 и 2 полугодия исполнить 1 произведение на концерте-зачете. Активно участвовать во всех школьных мероприятиях.
                                    Ожидаемые результаты
-петь двухголосные произведения;
-свободно владеть техникой дыхания;
-свободно владеть навыками ансамблевого пения;         
-вносить в исполнение элементы художественного творчества;
-чувствовать движение мелодии, динамику её развития и кульминацию произведения;
-свободно работать с микрофоном;
-гармонично и свободно двигаться на сцене.
                            Годовые требования 6 года обучения
    В течение учебного года разучить 4 разнохарактерных произведения, 2 из которых должны быть двух-трехголосными. В конце 1 и 2 полугодия исполнить 1 произведение на концерте-зачете. Активно участвовать во всех школьных мероприятиях.
                                      Ожидаемые результаты
-отработать и закрепить полученные ранее вокально-технические навыки;
-раскрыть тембр голоса;
-уметь самостоятельно работать с профессиональной фонограммой;
-самостоятельно подбирать репертуар;
-пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе, тесситурные скачки;
-свободное владение микрофоном;
                                   
                               Годовые требования 7 года обучения
    В течение учебного года разучить 4 разнохарактерных произведения: песня в народном стиле, на иностранном языке, лирическая композиция, песня в быстром темпе, произведения должны содержать двух- и трехголосие. В конце полугодия исполнить 1 произведение на концерте-зачете. Активно участвовать во всех школьных мероприятиях.
    На выпускном экзамене исполнить 2 произведения из выученного за год репертуара.
                                      Ожидаемые результаты
-уметь самостоятельно работать с профессиональной фонограммой;
-самостоятельно подбирать репертуар;
-пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе, тесситурные скачки;
-свободное владение микрофоном;
-раскрыть тембр голоса;
-выпускник должен продемонстрировать свободное владение голосом;
-ощущать стиль исполняемых произведений;
-свободно и органично двигаться на сцене;
-безупречно владеть техникой речи и навыками актёрского мастерства.
 
Учебно-тематический план занятий ансамбля «Капитошки» (1-4 кл.)
 
 
Наименование разделов
 
Всего часов
теория
практика
итого
1
Дыхательная гимнастика
1
7
8
2
Вокальные упражнения
2
16
18
3
Вокально-хоровая работа: разучивание произведения, развитие чувства метроритма, работа над чистотой интонирования, работа над дикцией
-
16
16
4
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении, динамические оттенки
-
13
13
5
Формирование сценической культуры: работа с микрофоном, сценическое движение
-
13
13
 
Итого:
3
65
68
Учебно-тематический план занятий ансамбля «Певуньи» (5-7 кл.)
 
Наименование разделов
 
Всего часов
теория
практика
итого
1
Дыхательная гимнастика
2
9
11
2
Вокальные упражнения
2
15
17
3
Вокально-хоровая работа: разучивание произведения, развитие чувства метроритма, работа над чистотой интонирования, работа над дикцией
4
36
40
4
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении, динамические оттенки
1
13
14
5
Формирование сценической культуры: работа с микрофоном, сценическое движение
-
20
20
 
Итого:
9
93
102
 
                                Техническое оснащение занятий
    Клавишный синтезатор, музыкальный центр с функцией «караоке», микрофон, фонограммы «минус» произведений различных стилевых направлений; проигрыватель DVD, компьютер.
     Аудио-, видеозаписи выступлений выдающихся исполнителей различных стилевых направлений (классика, народная музыка, эстрада, джаз, рок) , постановки мюзиклов, рок-опер, концерты современных эстрадных, джазовых и др. коллективов и солистов.
Репертуар ансамбля «Капитошки»
Репертуар ансамбля «Певуньи»
А. Ольханский, сл. Е. Олейник       «Посмотри на этот мир»
 «Выбирай»
Т. Морозова «Горница- узорница»        С. Ранда «Любимая учительница»
А. Ермолов «Дружба»
      «Давайте верить в чудеса»
      «Времена года»
О. Юдахина, сл. И. Резник «Дети войны»
С. Суэтов «Женский праздник»
Р. Зонова «Обелиск»
В. Ударцев «Зажигаются звёзды»
А. Журбин, сл. П. Синявского «В пряничном домике»  
 «Планета детства»
К. Цветков «Вместе с нами»
В. Цветков «Лучшее слово на свете»
А. Петряшева «Всё ли можно сосчитать»
      «Рыжий клоун»
      «Твой сон»
 
 
Русская народная песня «В сыром бору тропина»
Ю. Чичков, сл. П. Синявского              «Хрустальный сказ»
А. Ольханский «Вершины»
А. Петряшева «Дом с часами»
     «Белый конь»
     «Небо»
Е. Дога, сл. А. Дементьева
    «Счастья вам, люди»
С. Окороков «Земля моя»,
Т. Купцов «Джаз»
    «Не тороплюсь»
Я. Дубравин
    «Песни наших отцов»
В. Серебренников «Юный город»,
Г. Струве «Вечная Русь»
     «Матерям погибших героев»
А. Ермолов «Вместе мы»
С. Сайдашев, сл. А. Ерикеева «Чияләр чәчәк атсын»
 
 
 
                   Рекомендуемая методическая литература для преподавателей
  1. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 1983.
  2. Барбан Е. Джазовые портреты. Сто очерков о музыкантах джаза. –СПб.: Изд. «Композитор»,2006.
  3. Битус А.Ф., Битус С. В. Певческая азбука ребенка. Минск: Изд. «ТетраСистемс», 2007.
  4. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 2000.
  6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. -Серия «Мир медицины». -СПб.: Изд. «Лань»,2000.
  7. Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. М.: Астель, 2007.
  8. Карягина А. В. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих. СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008.
  9. Кинус Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  10. Классики оздоровительного дыхания. Сост. А. В. Садов. -СПб.: Издательство «Крылов», 2008
  11. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
  12. Лаптева Е.В. 600 упражнений для развития дикции. –М.: Астель: Профиздат, 2007.
  13. Маркуорт Л.  The Right Way to sing. Самоучитель по пению: перевод с английского –М.: АСТ: Астель,2007.
  14. Миловский С. А. Распевание на уроках пения. –М., «Музыка», 1997.
  15. Михайлова М. А. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка. - Ярославль.: Академия развития, 2008.
  16. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. -  М., 2002.
  17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  18. Овчинникова Т. С. Пение и логопедия. - СПб.: Изд. «Союз художников», 2005.
  19. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. - СПб.: КАРО, 2006.
  20. Охомуш Т. В. Методика обучения эстрадному вокалу. «Чистый голос». -Иваново, 2008.
  21. Пилипенко Л. В. Постановка слуха. - М.: Издательский Дом Катанского, 2006.
  22. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. -СПб.: КАРО, 2004.
  23. Риггз С. Пойте как звезды. Сост. и ред. Дж. Д. Каррателло .-СПб.: Питер, 2007.
  24. Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. –Ярославль.: Академия развития, 2002.
  25. Рыбкина Т. В., Шеверева Т. Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Изд. «Классика- XXI»,2005.
  26. Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией, орфоэпией. Учебно-практическое пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2005.
  27. Симоненко В. С. Лексикон джаза. Киев, 1981.
  28. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль.: Академия развития, 2005.
  29. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. –М., 1961.
  30. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха. –М.: Музыка, 1996.
  31. Юшманов В. И. Вокальная техника и ее парадоксы. –СПб., 2002.
                                          
                                   Интернет-ресурсы
1. ВКМ Online – Всемирная команда музыкантов.
Режим доступа -http.//vkmoline.com/
2. Журнал «Педагогический мир».
Режим доступа- http.//pedmir.ru/
3. Сообщество вокалистов StartVocal.
Режим доступа – www.startvocal.ru.
4. Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА»
режим доступа – www.vest-tda.ru
                            
 
 
                     Методическая литература для учащихся
1.Гулынина И. Учимся петь чисто. www.razvitiesluha.ru.
2.Битус А., Битус С. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд. «Тетра Системс», 2007.
3.Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе. 4-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2007.
4.Кацер О. Игровая методика обучения детей пению.- СПб.: Музыкальная палитра, 2005.
5.Овчинникова Т. С. Логопедические распевки.- СПб.: КАРО, 2006.
6.Пекерская Е.М. Вокальный букварь. – М., 1996.
7.Пилипенко Л.В. Постановка слуха.- М.: Издательский Дом Катанского, 2006      
8.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. -СПб.: КАРО, 2004.
9.Поплянова Е. Игровые каноны на уроках музыки. Изд. «Владос», 2008.
10.Риггз С. Пойте как звезды. Сост. и ред. Дж. Д. Каррателло.-СПб.: Питер, 2007.
11.Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. –Ярославль.: Академия развития, 2002.
         
            Календарно – тематическое планирование занятий
                              Ансамбля «Капитошки» (1-4 класс)
                                                          1 четверть
 
 Наименование разделов и тем
Кол – во часов
Дата проведения
1
Вводный курс, подбор репертуара
 
1
Сентябрь
2
Дыхательная гимнастика (упражнения для развития и укрепления певческого дыхания)
1
Сентябрь
3
Вокальные упражнения (вырабатывание унисона, интонирование трихорда, октавные скачки)
2
Сентябрь
4
 Песня «Весёлый гном»
Вокально-хоровая работа: разучивание текста и мелодии;
2
Сентябрь
5
-интонационные и ритмические трудности (работа над трудно вокализуемыми местами);
2
Сентябрь
6
-работа над дикцией и артикуляцией (правильное формирование гласных звуков)
1
Сентябрь
7
Вокальные упражнения (вырабатывание унисона, интонирование интервалов, октавные скачки)
1
Октябрь
8
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении;
2
Октябрь
9
-динамические оттенки (понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений)
1
Октябрь
10
Формирование сценической культуры: цельность художественного образа;
1
Октябрь
11
-сценическое движение;
 
2
Октябрь
12
-работа с микрофоном
 
1
Октябрь
                                                                                                             
Итого: 17 часов   
                                                      2 четверть
                                                                                               
 Наименование разделов и тем
Кол – во часов
Дата проведения
1
 
Дыхательная гимнастика
1
Ноябрь
2
Вокальные упражнения
 
2
Ноябрь
3
А. Варламов «Новогодняя песня»
Вокально-хоровая работа: разучивание текста и мелодии;
1
Ноябрь
4
-интонационные и ритмические трудности (выдерживание паузы);
2
Ноябрь
5
-работа над дикцией и артикуляцией (чёткое произношение согласных);
1
Ноябрь
6
Дыхательная гимнастика (певческий вдох)
 
1
Декабрь
7
Вокальные упражнения (унисонный ансамбль)
 
1
Декабрь
8
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении
1
Декабрь
9
Формирование сценической культуры: цельность художественного образа;
1
Декабрь
10
-сценическое движение;
 
2
Декабрь
11
-работа с микрофоном
 
1
Декабрь
 
Итого: 14 часов
 
                                                          3 четверть
 
 Наименование разделов и тем
Кол – во часов
Дата проведения
1
 
Дыхательная гимнастика
1
Январь
2
Вокальные упражнения (легато, нон легато)
 
1
Январь
3
А.Ольханский «Посмотри на этот мир»
Вокально-хоровая работа: разучивание текста и мелодии;
2
Январь
4
-интонационные и ритмические трудности (затакт);
1
Январь
5
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении
2
Январь
6
Дыхательная гимнастика (певческий вдох и выдох)
 
1
Февраль
7
Вокальные упражнения (динамический ансамбль)
 
1
Февраль
8
Вокально-хоровая работа: -работа над дикцией и артикуляцией (чёткое произношение согласных и правильное артикулирование гласных);
1
Февраль
9
-интонационные и ритмические трудности
2
Февраль
8
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении
1
Февраль
9
Формирование сценической культуры: работа с микрофоном
1
Февраль
10
Вокальные упражнения (стаккато)
 
2
Март
11
Формирование сценической культуры: цельность художественного образа;
1
Март
12
-сценическое движение;
 
2
Март
13
-работа с микрофоном
 
2
Март
 
Итого: 21 час
 
                                                    4 четверть
 
 
 Наименование разделов и тем
Кол – во часов
Дата проведения
1
Дыхательная гимнастика (упражнения для развития и укрепления певческого дыхания)
1
Апрель
2
Вокальные упражнения (вырабатывание унисона, интонирование восходящей и нисходящей гаммы, октавные скачки)
2
Апрель
3
А. Петряшева «Здравствуй, счастье»
Вокально-хоровая работа: разучивание текста и мелодии;
 
1
Апрель
4
-интонационные и ритмические трудности (работа над трудно вокализуемыми местами);
2
Апрель
5
-работа над дикцией и артикуляцией (правильное формирование гласных и согласных звуков)
1
Апрель
6
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении;
1
Апрель
7
-динамические оттенки (понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений)
1
Апрель
8
Дыхательная гимнастика (упражнения для развития и укрепления певческого дыхания)
1
Май
9
Вокальные упражнения (вырабатывание унисона, интонирование интервалов, октавные скачки)
2
Май
10
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении;
1
Май
11
Формирование сценической культуры: цельность художественного образа;
1
Май
12
-сценическое движение;
 
2
Май
13
-работа с микрофоном
 
2
Май
Итого: 16 часов
 
Всего за год: 68 часов
 
 
            
 
      Календарно-тематическое планирование занятий
                                   ансамбля «Певуньи» 5-7 класс
                                                          1 четверть                                              
                                                         
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Дата проведения
1
Дыхательная гимнастика (воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха)
1
Сентябрь
2
Вокальные упражнения (расширение диапазона голоса)
3
Сентябрь
3
Русская народная песня «В сыром бору тропина»
Вокально-хоровая работа: разучивание текста и мелодии;
1
Сентябрь
4
-интонационные и ритмические трудности
(выработка чистой интонации при двух-трехголосном пении);
2
Сентябрь
5
-работа по голосам
3
 
6
Выразительность и эмоциональность исполнения: работа над дикцией и артикуляцией (выразительность слов в пении)
 
2
Сентябрь
7
Формирование сценической культуры: работа с микрофоном
1
Сентябрь
7
Дыхательная гимнастика
1
Октябрь
8
Вокальные упражнения (развитие технических навыков эстрадного пения)
2
Октябрь
9
Р. н. п. «В сыром бору тропина»
Вокально-хоровая работа: работа по голосам, ансамблевый строй
2
Октябрь
10
 Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении
1
Октябрь
11
-динамические оттенки
 
1
Октябрь
12
-сценическое движение (постановка танцевальных движений)
 
2
Октябрь
13
-работа с микрофоном
 
2
Октябрь
 
14
 
-цельность художественного образа
1
Октябрь
 
Итого: 25 часов
 
                                                       
 
                                                         2 четверть
 
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Дата проведения
1
Дыхательная гимнастика (формирование певческого дыхания)
1
Ноябрь
2
Вокальные упражнения
2
Ноябрь
3
А. Петряшева «Белый конь»
Вокально-хоровая работа: разучивание текста и мелодии;
1
Ноябрь
4
-интонационные и ритмические трудности;
 
2
Ноябрь
5
-работа по голосам;
2
Ноябрь
6
-дикция и артикуляция (работа над выразительностью слов в пении)
1
Ноябрь
7
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении
1
Ноябрь
8
Дыхательная гимнастика
1
Декабрь
9
Вокальные упражнения
 
Декабрь
 
Вокально-хоровая работа: работа по голосам
Декабрь
 
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении
 
1
Декабрь
 
-динамические оттенки
 
1
Декабрь
 
Формирование сценической культуры:
-сценическое движение (постановка танцевальных движений);
 
2
Декабрь
 
-работа с микрофоном
 
1
Декабрь
 
 
 
-цельность художественного образа
1
 
Декабрь
 
Итого: 21 час
 
 
 
                                                             3 четверть
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Дата проведения
1
Дыхательная гимнастика (люфт, цезура)
2
Январь
2
Вокальные упражнения (звуковой баланс между партиями)
2
Январь
3
 Ю. Чичков «Хрустальный сказ»
Вокально-хоровая работа: разучивание текста и мелодии;
 
1
 
Январь
4
-интонационные и ритмические трудности;
2
Январь
5
-дикция и артикуляция (работа над выразительностью слов в пении);
1
Январь
6
-работа над многоголосием
1
Январь
7
Дыхательная гимнастика (комбинированный вдох)
1
Февраль
8
Вокальные упражнения (взаимовлияние гласных)
2
Февраль
9
Вокально-хоровая работа: работа над многоголосием;
2
Февраль
10
-дикция и артикуляция (певческая кантилена)
1
Февраль
11
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении
1
Февраль
12
-динамические оттенки
 
1
Февраль
13
Формирование сценической культуры:
-сценическое движение (постановка танцевальных движений);
1
Февраль
14
-работа с микрофоном
1
Февраль
15
 
-цельность художественного образа
1
Февраль
16
Дыхательная гимнастика ( раскрепощение голосового аппарата)
1
Март
17
Вокальные упражнения( артикуляционные свойства гласных)
2
Март
18
Вокально-хоровая работа: работа над многоголосием
2
Март
19
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении
2
Март
20
-динамические оттенки
 
1
Март
21
Формирование сценической культуры:
-сценическое движение (постановка танцевальных движений)
2
Март
Итого: 31 час
                                                          4 четверть
 
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Дата проведения
1
Дыхательная гимнастика (развитие навыка продолжительного выдоха выдоха)
1
Апрель
2
Вокальные упражнения (расширение диапазона голоса, гармонические интервалы в двухголосии)
2
Апрель
3
Я. Дубравин «Песни наших отцов »
Вокально-хоровая работа: разучивание текста и мелодии;
1
Апрель
4
-интонационные и ритмические трудности
(выработка чистой интонации при двух-трехголосном пении);
4
Апрель
5
-работа по голосам
3
Апрель
6
-работа над дикцией и артикуляцией (выразительность слов в пении)
1
Апрель
7
Дыхательная гимнастика (развитие навыка продолжительного  выдоха)
1
Май
8
Вокальные упражнения (расширение диапазона голоса, гармонические интервалы в двухголосии)
2
Май
9
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении;
2
Май
10
-динамические оттенки
 
2
Май
11
Формирование сценической культуры: работа с микрофоном
2
Май
12
-сценическое движение (постановка танцевальных движений)
2
Май
13
 
-цельность художественного образа
2
Май
 
Итого: 25 часов
Всего за год: 102 часа