Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...

АВТОРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КРЕАТИВ» ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования

Центр дополнительного образования "Лад" г. Новосибирск

 

АВТОРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КРЕАТИВ» ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

 

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Сафрина А.В.

 

 

Аннотация

Обучение по программе «Креатив» приобщает подрастающее поколение  к изучению традиций, особенностей русского народа при роботе с разнообразным художественным материалом.  Приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, сочетает досуговые и образовательные формы деятельности. Ведущая идея программысоздание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Художественная обработка бумаги, работа с природным и бросовым материалом, по своей сути переплетаются между собой, и дополняют друг друга, что позволяет детям создавать индивидуальные и коллективные авторские творческие работы, используя различные виды и техники декоративно-прикладного искусства. Знания и умения с одной области переносятся в другую, расширяя и углубляя их.

 Авторская общеобразовательная программа «Креатив» соответствует требованиям к содержанию и оформлению общеобразовательных программ дополнительного образования детей, предполагает реализацию основных положений концепции художественного образования в Российской Федерации. Программа помогает создать эффективную целенаправленную систему вхождения юного человека в мир народной культуры. Курс предназначен на четыре года обучения, для воспитания и развития детей 6-14 лет, в условиях образовательных учреждений дополнительного образования, а также общеобразовательных учреждениях различных типов, реализующих программы дополнительного образования детей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….……..5 
  2. Учебный план………………………………………………………………………11
  3. Учебно-тематический план 1-го года обучения

4. Содержание курса (1-й год обучения) ………………………………….....12 

5. Учебно-тематический план 2-го года обучения

 6. Содержание курса (2-й год обучения) ……………………………………

    Учебно-тематический план 3-го года обучения

Содержание курса (3-й год обучения)

Учебно-тематический план 4-го года обучения

Содержание курса (4й год обучения)

 

Методическое обеспечение программы……………………………………25 

Литература……………………………………………………………………

  Приложение

 

Пояснительная записка.

«Едва ли есть высшее из наслаждений,

чем наслаждение творить»

Н.В. Гоголь

         Нельзя не согласиться с ним, ведь на протяжении всей истории общества нужна была творческая энергия человека. И современный период требует от личности инициативности, жажды нового, способности находить нетривиальные решения, встающих перед обществом проблем. Следовательно, проблема развития творческой личности ребенка  сегодня актуальна. Ведь чем больше будет творческих людей, тем богаче будет общество. Но творчество – это еще и тяжелый труд. От него зависит, на какую вершину поднимется в своем творении человек. Есть высказывание Эдисона, что талантливость составляется из 1% вдохновения и 99% тяжелого труда. Одним из эффективных средств формирования и развития творческой личности детей является декоративно-прикладное искусство.

  Творчество народа всегда тесно связанно с его трудовой деятельностью. С помощью топора, ножа, иглы, примитивного гончарного круга и ткацкого станка наши предки строили жилища, мастерили инвентарь и мебель, изготовляли посуду из дерева и глины, обрабатывали шкуры и валяли сукно, ткали полотно и шили одежду. Каждое изделие, изготовленное для быта, - это, прежде всего практически необходимая вещь, удобная в пользовании и радующая глаз своей красотой. Веками совершенствовалось декоративно прикладное искусство, приобретало законченность форм, вырабатывало свой самобытный стиль, глубоко и ярко отражало обычаи, вкусы и склонности народа. Это настоящие национальное богатство, и каждый его вид имеет свою историю и свои особенности развития.  С раннего возраста старшие приучали к этому и детей, передавая им свой опыт и умение, уважение к труду и местным традициям, познание секретов мастерства и понимания красоты. Передаваясь из поколения в поколение, из рук в руки, народное искусство всегда было и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры.

Организация прикладной деятельности учащихся – одно из основных условий успешности в формировании любознательной, творческой личности. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно - прикладному творчеству  обеспечат эстетическое и художественное развитие учащихся. Занятия  носят воспита­тельный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывать уваже­ние к народным традициям. Изучение традиций, особенностей русского народа при роботе с разнообразным художественным материалом  приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. На протяжении веков руками, умом и талантом людей создавалось народное искусство – неиссякаемый источник фантазии, вкуса, форм, цветовых сочетаний и узоров.

Основной идеей общеобразовательной программы является идея гуманизма, основанная на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, содружестве между педагогами, детьми и родителями. При разработки программы были проанализированы учебно-методические пособия: «Программы внеурочной деятельности» Григорьев Д. В., «Программы дополнительного художественного образования детей» Копцева Т. А., «Декоративно-прикладное творчество» Воробьёва О. Я., «Технология рукоделия» Маркелова О.Н., «Обучение мастерству рукоделия» Гурбина Е. А., «Кружок изготовления игрушек-сувениров» Молотобарова О. С., и др.

Авторская общеобразовательная программа по декоративно-прикладному искусству «Креатив» разработана на основе Требований к содержанию и оформлению общеобразовательных программ дополнительного образования детей. (Утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России, 03.06.2003.), с учетом основных положений Концепции художественного образования в Российской Федерации (утв. министр образования В.М.Филиппов и министр культуры И.Е. Швыдкой), Федерального образовательного стандарта начального общего образования (утв. Министерствово образования и науки РФ).  Новизна программы «Креатив» представляет собой синтез разных видов декоративно-прикладного творчества. Знания и умения с одной области переносятся в другую, расширяя и углубляя их. Художественная обработка бумаги, «Киригами», «Выцинанка», работа с природным и бросовым материалом, по своей сути переплетаются между собой, и дополняют друг друга, что позволяет детям создавать индивидуальные и коллективные авторские творческие работы, используя различные виды и техники декоративно-прикладного искусства. Восхождение на вершину мастерства и творчества осуществляется не по инструкции «что дать учащимся», а на основе инновационных технологий педагогического сотрудничества, в форме содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления, которые способствуют самоутверждению, самовыражению и самореализации детей. Занятия по декоративно прикладному творчеству учат трудолюбию, аккуратности, терпению и самостоятельности, формируют теоретические знания и практические умения в различных видах декоративно-прикладного творчества, расширяют знания учащихся о региональном наследии, развивают фантазию, творческое мышление, художественный вкус, стремление к самопознанию и самоопределению.

Цель программы:     развитие художественно – творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства и приобщение учащихся к прикладному творчеству,  и пониманию его истоков.

личностные:

  • способен прививать настойчивость в достижении цели и  удовлетворения от творческого процесса;
  • способен проявлять познавательные интересы  и активность в  области декоративно-прикладной деятельности;
  •  способен познавать и развивать  интерес к новому виду творчества и способам решения новых задач; 
  • готов прививать чувство прекрасного на основе декоративно-прикладной деятельности;
  • готов бережно относится к природным ресурсам;
  • владеет информационной и художественной культурой;
  • способен к  толерантному отношению в коллективе;
  • владеет чувством любви и бережным отношением к произведениям народного и профессионального искусства.

познавательные:

  • способен анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать действия при выполнении творческой работы;
  • обладает художественно прикладными и творческими способностями;
  • способен быть самостоятельным и ответственным, имеет навыки самооценки;
  • владеет социально и личностно значимыми качествами, индивидуально-личностными позициями, ценностными установками, которые раскрывают отношение к труду, системе норм и правил межличностного общения, обеспечивающие успешность совместной деятельности.

метапредметные  (базовый уровень):

  • способен развивать художественно-творческие способности, фантазию, воображение, чувство цвета, координацию движений, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности;
  • владеет культурой мышления и ведения дискуссий, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
  • способен акцентировать внимание на разнообразие форм живой природы и учить выделять характерные особенности природы;
  • способен развивать речь, обогащать словарный запас, овладевать выразительными свойствами языка, а также средствами восприятия и создания художественного образа;
  • способен  к развитию образного и ассоциативного мышления посредством анализа, синтеза, сравнения;
  •  готов к развитию мелкой моторики посредством художественной и декоративно-прикладной деятельности;
  • способен видеть, воспринимать характер художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;

повышенный уровень:

  • овладевает  принципами формообразования изделий из бумаги, картона, фомирана, бросового и природного материала;
  • способен самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • способен самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную художественно-творческую деятельность;
  • способен оценивать технологические свойства сырья, материала и область их применения;
  • способен сочетать образное и логическое мышление в процессе проектной деятельности;
  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества;
  • способен различать народное и профессиональное искусство, расширять спектр известных видов народного искусства (разные виды материалов, регионы страны и мира).

регулятивные:

  • способен рационально организовывать свое рабочее место и время, безопасно использовать инструменты;
  • способен применять усвоенные знания на практике;
  • способен разрабатывать и представлять свой опыт через проектную деятельность;
  • владеет результатами изучения технологий, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

предметные (базовый уровень):

  •  способен планировать и выполнять практическое задание  с опорой на технологическую карту
  • способен изготавливать декоративные изделия из бумаги и картона в технике аппликации, оригами, моделирования;
  • готов следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • готов подбирать художественный материал (фактура, цвет и др. характеристики), при создании художественного образа изделия;
  • готов составлять композиции в технике квилинг, модульное оригами на определенную тему;
  • готов создавать художественные образы декоративного изделия из бросового материала согласно авторскому замыслу;
  • готов соблюдать нормы и правила безопасности труда, пожарной безопасности, правила санитарии и гигиены;

повышенный  уровень:

  • готов рационально использовать учебную литературу для проектирования и создания объектов прикладного искусства;
  • овладевает алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач;
  • готов распознавать и применять материалы, инструменты и оборудование в технологических процессах;
  • способен выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • способен обосновывать критерии и показатели качества промежуточных и конечных результатов творчества.

Занятия по программе «Креатив» позволяют развивать индивидуальные, творческие способности; накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства; развивать полученные знания и приобретенные навыки в дальнейшей жизни. Структура занятия состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических и технических приемов при обработке различных материалов) и выполнение творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов будущих работ и др.). Так же   позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Большое внимание при обучении уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в разных техниках. Вся практическая работа, связанная непосредственно  с изготовлением изделия проходит на занятии.

Отличительные особенности данной программы.

Данная программа помогает создать эффективную целенаправленную систему вхождения юного человека в мир народной культуры, рассчитана на полный курс обучения – детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Многоуровневость программы позволяет учащимся на 3 ступени обучения возможность выбора подростками в рамках учебно-календарного плана 4-го года обучения  выбрать свой индивидуальный план творческой работы. Третий уровень обучения ориентирован  на активизацию творческого потенциала учащихся, их самореализацию и самоутверждение в процессе участия и возможных побед на конкурсах, фестивалях различного уровня и профессионального самоопределения. Исходя из опыта работы и степени усвоения учебного материала учащимися, программа включает в себя не только обучение, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в разной технике.   В процессе обучения, возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу.

Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, и создания непринужденной и творческой атмосферы, используются аудио записи звуков живой природы и классической музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

Сроки реализации программы, формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 4 года обучения (3 ступени: 1-я – 1,2 год обучения, 2-я – 3 год обучения и 3-я -  4-й  год обучения)  и ориентирована на разновозрастное обучение детей в возрасте с 6 до 14 лет. Состав учащихся в объединении не более 15 человек.

Режим работы:

Группа I года обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год (1 ступень).

Группа II года обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год (1 ступень),

                                  Или – 6 часов в неделю – 216 часов в год.

Группа III года обучения – 6 часов в неделю – 216 часов в год (2 ступень).

Группа IV года обучения – 3 часа в неделю – 108 часов в год (3 ступень).

В объединение дети принимаются на свободной основе и могут быть сразу зачислены на 1ступень второго года обучения, или 2 ступень третьего года обучения после прохождения тестирования. (Приложение) Группы находящиеся на 1 и 2 ступени обучения формируются по разновозрастному принципу, в зависимости от подготовленности ребенка к восприятию сложности изучаемого материала.  При изучении которого к каждому из учащихся требуется индивидуальный подход, позволяющий выявить условия развития личности в процессе трудового воспитания,  и ответственного отношения к осуществлению трудовой деятельности. На третьей ступени обучения создаются условия для поддержки и развития творческого  потенциала одарённых подростков. Индивидуальная работа с учащимися по учебному плану на четвертом году обучения, предусматривает гибкий подход к одарённому ребёнку, в зависимости от степени его профессиональной подготовленности и внутреннего настроя. Воспитанники детского объединения «Креатив» имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, через участие в конкурсах разного уровня, что позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.

        Организация образовательного процесса направлена на здоровьесбережение учащихся. Проводятся беседы о здоровом образе жизни, физкультминутки, музыкальные паузы, используется эмоциональная разрядка, подвижные игры (Приложение 5).

Возрастной диапазон учащихся

Программа затрагивает 3 этапа возрастной периодизации учащихся: Дошкольник (6-7 лет)  это очередной критический период в жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития формирование готовности к обучению в школе. Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, с ними бывает трудно справиться. Этот этап необходим для развития ребенка. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого. У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение. Самооценка становится более адекватной, видит в себе и в других не только положительное, но и отрицательное. Ребенок может придерживаться установленных правил. Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием.

         Младшие школьники (7-10 лет) отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками. Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для занятий декоративно-прикладным творчеством оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы. В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У детей совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не отвлекаясь и не перебивая его. К возрастным особенностям внимания относится его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха. (Физкультминутки и релаксирующие паузы). Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника.

        Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

   Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

   Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания и быстрая переключаемость, которая не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле.

   Значимой особенностью мышление подростка является его критичность. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.   Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Творческие занятия и досуговые мероприятия, дают возможность ребятам  высказать свое мнение и суждение. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Через внешние срывы и восхождения они могут обрести чувство личности. Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.

Смотреть работу полностью

 

 

 

Комментарии

No Avatar
Олег Павлович on ср, 11/17/2021 - 21:54

Рабочая программа для творчества

No Avatar
Олег Павлович on ср, 11/17/2021 - 21:56

Программа понравилась содержательностью и направленностью