Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Авторская образовательная программа «Школьный музей»

Муниципальное казенное учреждение

отдел образования администрации городского округа

город Нефтекамск  Республики Башкортостан

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 городского округа

город  Нефтекамск Республики Башкортостан

                                                   

                                                       

Авторская образовательная программа

музейно-краеведческой подготовки обучающихся  

Школьный  музей

Материал для Всероссийского конкурса образовательных программ, проектов и методических разработок «Педагогическая мастерская»

Номинация:  дополнительные образовательные программы

по направлениям внеурочной деятельности

Срок реализации: 3 года

                                                                                                                                        

                                                      Автор: Сафонов Юрий Анатольевич,

                                                      учитель истории и обществознания,

                                                      руководитель музея   МОБУ СОШ № 6;

Аннотация

 

 

 

Название программы:  Авторская образовательная программа

музейно - краеведческой подготовки обучающихся  «Школьный  музей»

Цели: 1.Нравственно – патриотическое и эстетическое воспитание обучающихся;

 2.Обучение школьников основам музейного дела;

3.Развитие навыков поисково – краеведческой работы.

Задачи: 1.Усвоение теоретических знаний основ истории музейного дела, музейной работы, а также истории края;

2.Закрепление новых знаний посредством практических занятий;

 3.Проведение конкурсов исследовательских работ.

 Область применения: Внеурочная деятельность в рамках  музейно – кружковой работы.

Формы и методы реализации:  Проведение теоретических и практических занятий, участие  в конкурсах исследовательских работ,  текущий контроль, итоговая аттестация

Возраст:  Обучающиеся 8 -  10- х классов (14-17 лет).

Ожидаемые  результаты:  познание обучающимися «азов» музейного дела, развитие навыков творческой, исследовательско – краеведческой работы, эстетического развитие ребят, их моральное и патриотическое воспитание, получение обучающимися уникальных дополнительных знаний по истории музейного дела  и истории своей «малой родины».

Показатели эффективности за последние три года:

  1. Январь 2014. Обучающийся Федоров Илья победил в городском конкурсе в рамках МАНШ;
  2. Март 2014. Федоров Илья занял третье место в республиканском конкурсе «Дорогами Отечества»;
  3. Апрель 2015 г.  Садретдинова  Карина  и  Солдатов  Роман участвовали в республиканском конкурсе юных экскурсоводов «По малой родине моей»;
  4. Март 2016 г. Дудина Анна заняла третье место в республиканском конкурсе «Дорогами Отечества»;
  5. Апрель 2016 г. Дудина Анна, Фаррахова Алина и Шаймухаметова Алина  победили в городском конкурсе юных экскурсоводов.

                (См.: Приложения №№ 9-16).

Пояснительная  записка

Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора, специальных знаний обучающихся, формирования   научных интересов, а также важнейший инструмент нравственно – патриотического воспитания.  Необходимым условием для успешного решения этих познавательных и воспитательных задач является умелое педагогическое руководство, самодеятельный характер организации школьного музея, самостоятельное творческое отношение ребят к делу, обязательное усвоение ими основ современного музееведения и краеведения.  

Данная программа определяет основной круг музееведческих, краеведческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для кружка школьного музея. Программа исходит из положения о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности. Любой член школьного музейного кружка должен, в общих чертах, знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для  выполнения основных видов музейной работы, а также знать историю своего края. Программа предусматривает изучение этих вопросов как необходимого условия для углубления и расширения   общемузейной    подготовки  обучающихся  и  патриотического воспитания  на основе любви к своей «малой родине».

 Целями данной программы являются:

1.Нравственно – патриотическое и эстетическое воспитание обучающихся;

 2.Обучение ребят основам музейного дела;

3.Развитие навыков поисково – краеведческой работы.

Задачами курса являются:

 1.Усвоение теоретических знаний основ истории музейного дела, музейной работы, а также истории края;

2.Закрепление новых знаний посредством практических занятий; 3.Проведение конкурсов исследовательских работ.

Оригинальность данного курса заключается в использовании уникального фактического материала по истории  края, в том числе являющегося плодом исследовательских работ обучающихся, а также пособий по теории и истории музейного дела, далеко выходящих за рамки школьной программы.

Теоретические занятия сопровождаются практическими, которые предполагают усвоение практических навыков музейной работы, а также, организацию экскурсий по Нефтекамску, населенным пунктам Краснокамского района, в другие музеи, в том числе, историко – краеведческие музеи других школ.  Данные средства позволят развить у школьников интерес к исследовательско – краеведческой деятельности, истории,  культуре своего края  и эффективно реализовать вышеназванные цели и задачи.

             Основными проблемами, с которыми пришлось столкнуться при реализации данной программы, явились: трудности   в усвоении обучающимися музейной терминологии, а также сложности в подготовке и оформлении исследовательских работ.

Данные трудности удается преодолевать, «оживляя» теоретические занятия  практикой, создавая условия, при которых дети тщательно, с использованием практических занятий и наглядного материала, обучаются необходимым «азам» исследовательско – краеведческой работы.

Полученными результатами реализации программы являются познание обучающимися «азов» музейного дела, развитие навыков творческой, исследовательско – краеведческой работы, эстетического развитие ребят, их моральное и патриотическое воспитание, получение обучающимися уникальных дополнительных знаний по истории музейного дела  и истории своей «малой родины».

Полученные, в процессе кружковой работы, знания позволяют  им более осмысленно принимать участие в музейно- краеведческой работе школы, углубляют их общеисторические познания,   способствовуют их патриотическому воспитанию и эстетическому развитию. Ученики – «кружковцы», со знанием дела    занимаются сбором и использованием историко – краеведческого материала, описанием и хранением музейных экспонатов, оформлением и использованием экспозиций, подготовкой и проведением экскурсий, а также подготовкой историко- краеведческих исследовательских работ.

 

           Результатом положительной  реализации программы являются  успешная музейно – экскурсоводческая и историко – краеведческая исследовательская деятельность воспитанников, проявляющаяся в подготовке и проведении обучающимися экскурсий в масштабах   школьного музея,    города, подготовке исследовательских работ, а также, успешное участие в различных конкурсах школьного, городского и регионального уровней.

Показатели  эффективности  участия  обучающихся  в  конкурсах

 (за последние 3 года):

  1. Январь 2014. Обучающийся Федоров Илья победил в городском конкурсе в рамках МАНШ;
  2. Март 2014. Федоров Илья занял третье место в республиканском конкурсе «Дорогами Отечества»;
  3. Апрель 2015 г.  Садретдинова  Карина  и  Солдатов  Роман участвовали в республиканском конкурсе юных экскурсоводов «По малой родине моей»;
  4. Март 2016 г. Дудина Анна заняла третье место в республиканском конкурсе «Дорогами Отечества»;
  5. Апрель 2016 г. Дудина Анна, Фаррахова Алина и Шаймухаметова Алина  победили в городском конкурсе юных экскурсоводов.

     (См.: Приложения №№ 9-16).

 

           Определение ожидаемых результатов   организуется в форме бесед, викторин, конкурсов рефератов  и итогового тестирования. Итоги реализации данной дополнительной образовательной программы    подводятся также  в форме конкурсов экскурсоводов, конкурсов исследовательских работ обучающихся, а также в результате участия школьников в научно – практических конференциях, различных конкурсах    школьного, городского  и  республиканского уровней.

Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий с обучающимися 8 - 10-х классов в течение трех учебных лет, при трехчасовой   недельной  нагрузке.

 

Основной учебной базой для проведения занятий кружка является школьный музей, располагающий многопрофильной экспозицией, тесно связанный с краеведческой работой школы, ведущий разнообразную учебную и культурно – просветительскую деятельность среди обучающихся.

 

 

Учебно-тематический план

 

1 год обучения.

 

 

№ п.п.

Наименования тем

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

1.

Вводное занятие  «Основы теории и организации музейного дела»

1

2

3

2

История музейного дела в России

3

6

9

3

Сущность и специфические особенности школьного музея

1

2

3

4

Фонды музея

1

2

3

5

Собирательская (поисковая) работа

3

6

9

6

Учет и хранение фондов

2

3

5

7

Экспозиционная работа

4

6

10

8

Культурно – массовая  и воспитательная работа на базе школьного музея

3

6

9

9

Подготовка музейной экскурсии. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в музее

2

4

6

10

Тема и цель экскурсии

2

4

6

11

Изучение темы экскурсии

2

4

6

12

Отбор экспонатов и составление маршрута

1

2

3

13

Работа над содержанием экскурсии

3

6

9

14

Экскурсионные методы и приемы

1

2

3

15

Отработка и сдача экскурсии

3

6

9

16

Дальнейшее совершенствование проведения экскурсии и мастерства экскурсовода

1

0

1

17

Подготовка и проведение экскурсии по городу и памятным местам

3

6

9

 

 

 

Программа занятий  1 года обучения

 

 

Вводное занятие   «Основы теории и организации музейного дела»  (3 часа)

Введение в музееведение. Роль и значение музеев, школьных музеев.

Музееведение, музеология.     Музей и краеведение. Памятниковая основа, предметность и наглядность в музее. Принцип тематичности в экспозиционной, собирательской, массовой работе. Единство и взаимосвязь всех видов музейной деятельности.  Тип и профиль музея.  Музейная сеть России. Положение о школьном музее. О музейном фонде  Российской Федерации.

Практические занятия – 2 часа.

 

История музейного дела  в России (9 часов)

Начало коллекционирования древностей. Петр 1 и его Кунсткамера. Эрмитаж. Помещичьи собрания памятников искусства и древностей в 18-19 вв. Научные общества и музеи в советское время. Охрана и пропаганда памятников истории и культуры. Ведущие музеи страны в наше время.

Практические занятия

 

Сущность и специфические особенности школьного музея (3 часа)

Школьный музей как центр обучения и воспитания в школе. Соответствие содержания работы музея программным требованиям, краеведческому принципу обучения. Школьный музей и другие формы внеклассной работы. Самодеятельный характер организации школьного музея. Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотемность и мобильность экспозиции. Профили школьных музеев.

Практические занятия.

 

Фонды музея(3 часа)

Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно- вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация, интерпретация музейных предметов. Организация фондовой работы в школьном музее.

Практические занятия.

 

Собирательская (поисковая) работа в музее(9 часов)

Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой музея. Основные формы: походы, экспедиции, текущее комплектование, переписка. Плановость, целенаправленность, научная и техническая подготовка поиска.

Методика сбора и фиксации материала. Оформление задания. Инструктивные требования к организации и проведению походов учащихся.

Практические занятия.

 

Учет и хранение фондов(5 часов)

Задачи учетно – хранительской работы. Инвентарная книга. Шифровка. Прием и выдача предметов. Вспомогательные картотеки. Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов.

Практические занятия.

 

Экспозиционная работа(10 часов)

Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико – хронологический метод как основной метод построения экспозиции. Тематико - экспозиционный комплекс, его содержание и значение в экспозиции. Роль и место подлинных и научно –вспомогательных материалов. Порядок создания экспозиции. Постоянная экспозиция и временная выставка. Выставка – передвижка и ее особенности.

Практические занятия.

 

Культурно – массовая и воспитательная работа на базе школьного музея ( 9 часов)

Основные требования: высокий  идейно – теоретический и методический уровень, комплексный подход, актуальность и занимательность. Учет возраста, интересов и знаний участников мероприятий, опора на экспозицию, материалы и актив музея.  Основные формы проведения: экскурсии, лекции, беседы, встречи, слеты ветеранов, конференции, линейки, литературно – исторические композиции, викторины и конкурсы. Организация мероприятий. Особенности работы с местным населением.

Практические занятия.

 

Подготовка музейной экскурсии. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее (6 часов)

Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно – просветительской работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии.  Принципы экскурсионной методики. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой  экспозиции, задачами учебно – воспитательной и культурно – массовой работы. Учет образовательных и возрастных особенностей экскурсантов. Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

Практические занятия.

 

 

Тема и цель экскурсии (6 часов)

Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции целеустановки, ее определяющая роль в разработке экскурсии.

Практические занятия.

 

Изучение темы экскурсии (6 часов)

Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения литературы, источников и экспонатов. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Работа с мемуарной литературой, экспедиционными дневниками, записями воспоминаний и письмами. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.

Практические занятия.

 

Отбор экспонатов и составление маршрута (3 часа)

Выделение составных частей и отдельных вопросов темы, их логическая последовательность и взаимосвязь. Отбор соответствующих экспонатов. Критерии отбора. Особенности отбора и оформление маршрута экскурсии.

Практические занятия

 

Работа над содержанием экскурсии (9 часов)

Структура экскурсии. Вступительная беседа, ее содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии. Отработка маршрута в соответствии с тематико – хронологическим принципом и целеустановкой. Определение содержания подтем и отдельных вопросов экскурсии применительно к группам отобранных экспонатов. Соразмерность отдельных частей содержания. Заключительная беседа, ее содержание и порядок проведения.

Практические занятия.

 

Экскурсионные приемы и методы (3 часа)

Взаимодействие методов на экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Моторный метод. Ограниченность его применения в музейной экскурсии.

Практические занятия.

 

Отработка и сдача экскурсии (9 часов)

Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсии. Определение и применение целесообразных для каждой конкретной экскурсии методов и приемов. Запись экскурсий. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии.

Практические занятия.

 

Дальнейшее совершенствование экскурсии и мастерства экскурсовода (1 час)

Учет замечаний и предложений приемной комиссии. Углубленное изучение темы. Прослушивание других экскурсоводов – однотемников. Учет активности и заинтересованности группы в ходе экскурсии. Составление методической разработки, ее место и роль в подготовке экскурсии. Школа юного экскурсовода. Связь с экскурсионными отделами государственных музеев и городским экскурсионным бюро.

Практические занятия.

 

Подготовка и проведение экскурсии по городу и памятным местам (9 часов)

История города как предмет экскурсионного изучения. Объекты городской экскурсии, их классификация. Памятники истории и культуры, их идейно – эмоциональной воздействие, познавательное и воспитательной значение. Особенности методики проведения  городской экскурсии. Особенности проведения экскурсии в пределах микрорайона.

Практические занятия.

 

По окончании 1 года обучающиеся должны знать:

1. Специфические особенности работы школьного музея;

2. Основы теории организации музейного дела;

3. Основы культурно – массовой и воспитательной работы на базе школьного музея; 

4. Теоретические основы экскурсионной работы.

 

Уметь:

1. Комплектовать фонды на уровне школьного музея;

2. Проводить  поисковую, экспозиционную работу;

3. Осуществлять учет и хранение фондов;

4. Проводить экспозиционную культурно – массовую работу;

5. Готовить и проводить экскурсии.

 

 

2  год обучения.

 

№ п.п.

Наименования тем

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

1

Вводное занятие «Эволюция музейного дела»

1

2

3

2

Коллекционирование в эпоху античности

3

6

9

3

Коллекционирование средневековой Европы

2

3

5

4

Коллекционирование  на средневековом Востоке

1

1

2

5

Зарождение музеев

3

6

9

6

Коллекционирование в 17веке

1

3

4

7

Музеи Западной Европы в 18 в.

3

6

9

8

Европейские музеи в 19 – начале 20 века.

1

3

4

9

«Колыбель» музейного дела в России

3

6

9

10

Музеи России в 19 – начале 20 века

2

5

7

11

Музейное дело Европы в 20 в.

3

5

8

12

Музеи Америки и Австралии

2

3

5

13

Музеи Африки

1

3

4

14

Музеи стран Азии

2

3

5

15

Музейное дело России после Октября 1917 г

3

5

8

16

Особенности музейного дела тоталитарной эпохи

1

3

4

17

Музейное дело СССР и России второй пол. 20 – начала 21 в.

2

3

5

18

Классификация музеев

1

1

2

19

Государственная музейная сеть и ее современное состояние

1

0

1

 

 

 

Программа занятий  2 года обучения.

 

 

Вводное занятие «Эволюция музейного дела» (3 часа)

Введение в историю музейного дела.  Роль и значение истории музейного дела  в системе музеологии. Практические занятия – 2 часа.

 

Коллекционирование в эпоху античности (9 часов)

Феномен коллекционирования. Особенности античного коллекционирования.  Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки.

Коллекции и коллекционирование эпохи эллинизма. Частные собрания Древнего Рима. Мусейоны. Общественные собрания Древнего Рима. Форум Мира. Хранение, экспонирование, показ общественных собраний Древнего Рима. Практические занятия – 6 часов.

 

Коллекционирование средневековой Европы  (5 часов)

Европейское средневековье. Храмы и их сокровищницы.  Светские сокровищницы и частное коллекционирование. Сокровищница Карла Великого.  Сокровищницы русских царей. Сокровищница Ивана 4 (Грозного). Жан Беррийский – яркий представитель европейских частных коллекционеров.

Практические занятия (3 часа)

 

Коллекционирование на средневековом Востоке (2 часа)

Музей шаха Абдул Азиза.  Храмовые сокровищницы. Собрания царских дворцов. Особенности коллекционирования в средневековом Китае.

Частное коллекционирование в Китае.

Практические занятия (1 час)

 

Зарождение музеев (9 часов)

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения. Ренессансные экспозиции: проблема терминологии. Студиоло. Антикварии. Галерея Уффици. Кунсткамеры.

Естественно – научные кабинеты 16- 17 веков. Кабинет естествоиспытателя Улисса Альдрованди.

Практические занятия (6 часов)

 

Коллекционирование в 17 веке (4 часа)

Художественное коллекционирование. Собрание короля Карла 1 (Стюарта) Коллекционер кардинал Мазарини. Собрание шведской королевы Христины. Экспозиции дворцовых галерей. Рождение музеографии.

Практические занятия (3 часа)

 

Музеи Западной Европы в 18 веке (9 часов)

Идеология просветителей и концепция публичного музея. Музеи Великобритании. Первый Английский публичный музей в Оксфордском университете. Британский музей. Картинные галереи Германии и Австрии. Музеи Италии. Музеи Франции. Лувр.

Практические занятия (6 часов)

 

Европейские музеи в 19 – начале 20 века (4 часа)

Наполеоновские войны и музейное строительство. Музей Наполеона. Пинакотека Брера. Рейхсмузеум. Прадо. Реституция культурных ценностей. Старый и новый музеи в Берлине. Глиптотека и Старая пинакотека в Мюнхене. Музей и национальное самосознание. Наука и музей. Музейная специализация. Научные принципы комплектования и экспонирования музейных собраний.

Практические занятия (3 часа)

 

«Колыбель» музейного дела в России (9 часов)

Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти 18 века. Петербургская кунсткамера. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.  Практические занятия (6 часов)

 

Музеи России в 19 – начале 20 века (7 часов)

Дрезден, Петербург, Москва: от закрытых собраний – к национальным музеям. Музеи национальной истории и культуры: проекты и воплощения. Музеи национального искусства. Роль музея в сохранении традиционной культуры.   Практические занятия (5 часов)

 

Музейное дело Европы в 20 веке (8 часов)

Музей в тоталитарном обществе. Музеи и пропаганда. «Чистки» и распродажи музейных собраний. Кадровая политика.

Новые тенденции  в развитии музейной сферы во второй половине 20 – начале 21 века. Детские музеи. Экомузеи.  Интегрированный музей и «новая музеология».

Практические занятия (5 часов)

 

Музеи Америки и Австралии (5 часов)

 Музейное строительство на Американском континенте. Музеи США: общее и особенное.  Первый Американский музей в Чарлстоне. Филадельфийский музей. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Музеи структуры Смитсоновского института. Национальная галерея искусства.  Музеи Австралии.  Практические занятия (3 часа)

 

Музеи Африки (4 часа)

Европейская колониальная экспансия. Первый музей в Кейптауне Эндрю Смита. Особенности внешнего облика музеев.  Приоритетная просветительская функция Африканских музеев. Деструктивное влияние на функционирование Африканских музеев экономического кризиса 1980-х годов.  Практические занятия (3 часа)

 

Музеи стран Азии (5 часов)

Музеи Индии. Азиатское общество в Бенгали. Мадрасский музей. Археологический музей в Матхуре. Музей принца Уэльского в Бомбее.

Развитие музейной сферы после обретения Индией независимости.

Музеи Турции. Музеи Японии. Музеи Китая. Практические занятия (3 часа)

 

Музейное дело России после Октября 1917 года (8 часов)

Сохранение культурного наследия после Октября 1917 года. Деятельность отдела по делам музеев и охране памятников искусства  старины. Государственный музейный фонд. Советская власть и задачи музеев. Формирование государственной музейной сети.

Практические занятия (5 часов)

 

Особенности музейного дела тоталитарной эпохи (4 часа)

 Феномен тоталитаризма в СССР. Музеи и пропаганда в СССР. Специфическая роль музеев советского тоталитаризма. «Чистки» и распродажи музейных собраний в СССР. Кадровая политика в СССР.  Практические занятия (3 часа)

 

Музейное дело СССР и России второй половины 20 – начала 21 века (5 часов)

Новые тенденции развития музейной сферы СССР и России во второй половине 20 – начале 21 века. Практические занятия (3 часа)

 

Классификация музеев (2 часа)

Профиль музея. Профильные группы музеев. Исторические музеи. Художественные музеи. Типологическое деление музеев. Научно- исследовательские музеи. Научно – просветительские музеи. Учебные музеи.  Музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. Музеи – заповедники. Республиканские, краевые, областные, районные музеи. Государственные музеи. Ведомственные музеи. Общественные музеи. Частные музеи. Практические занятия (1 час)

 

 

Государственная музейная сеть и ее современное состояние

 (1 час)

Музейная сеть. Структура современной музейной сети России Факторы  формирования музейной сети современной России

 

 

 

По окончании 2 года обучающиеся должны знать:

 

  1. Теоретический материал касательно особенностей коллекционирования в различные исторические эпохи;
  2. Историю возникновения и развития музейного дела;
  3. Особенности музейной работы в различных странах в различные периоды истории;
  4. Современные способы классификации музеев;
  5. Особенности современной государственной музейной сети.

 

Уметь:

1. Комплектовать музейные коллекции;

2. Подготовить развернутое сообщение по истории музейного дела в различные исторические периоды;

3. Подготовить исследовательскую работу по становлению музейного дела какой – либо группы стран на определенном этапе истории.

 

 

 

3 год обучения.

 

 

 

№ п.п.

Наименования тем

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

1.

Вводное занятие «Наш край».

1

0

1

2-3

История Северо – Западного Башкортостана в литературе и местных СМИ

1

1

2

4-6

Предыстория города Нефтекамск  

2

1

3

7

Сколько лет Нефтекамску?

1

0

1

8-9

Колыбель города

1

1

2

10-12

Первые созидатели

2

1

3

13-18

Нефтяная эпопея города

4

2

6

19-21

Флагман Башкирской энергетики

2

1

3

22-24

Нелегкая легкая промышленность

2

1

3

25-27

Первенец машиностроения

2

1

3

28-30

Сеятели разумного, доброго, вечного

2

1

3

31-33

Здравоохранение города

2

1

3

34-39

Культура города

2

1

3

40-49

Подготовка к Республиканскому конкурсу «Дорогами Отечества»

 0

10

10

50-51

История Башкирского Прикамья

1

1

2

52 

Предыстория Амзи

1

0

0

53-57

Так начиналась история села

3

2

5

58-60

Амзя сегодня

2

1

3

61-64

Хозяйство села

3

1

4

65

«Ташкинов починок»

1

0

1

66- 69

Микрорайоны сельского типа

3

1

4

70-71

Основание Николо Березовки

2

0

2

72-77

Этапы истории Николо Березовки

4

2

6

78-80

История Никольского храма

2

1

3

81

Николо – Березовка сегодня

1

0

1

82-84

Подготовка к мероприятию, посвященному дню Победы

2

 

1

3

85-89

Знаменитые люди края

3

2

5

90-93

Подготовка к итоговой аттестации

3

1

4

94-95

Итоговая аттестация

2

0

2

 

 

 

 

 

Программа занятий  3 года обучения.

 

 

 

Вводное занятие «Наш край»  (1 час)

 

История Северо – Западного Башкортостана в литературе и местных СМИ (2 часа)  

Первые краеведы о Северном  Прикамье. Фундаментальные научные труды 20- 21 века. Монографии. Книга В.Г. Тетерева «Сторона моя сторонушка…»

Местные средства массовой информации о Северо – Западном Башкортостане. «Красное знамя».   «Краснокамские зори».  «Интеграл -  Информ». Практические занятия.

 

Предыстория города Нефтекамск (3 часа)

Начало 20 века. Гражданская война на территории Северо – Западного Башкортостана.

«Красные» и «белые в гражданской войне на территории Северо – Западного Башкортостана.   Практические занятия.

 

 

Сколько лет Нефтекамску? (1 час)

Спорные события для отсчета истории города Нефтекамск.  Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об укреплении районов и образовании городов в Башкирской АССР»

 

Колыбель города (2 часа)

Первые поселения на территории нынешнего Нефтекамска.  При свете керосиновых ламп.  Условия проживания. Первые люди поселка.  Практические занятия.

 

Первые созидатели (3 часа)

Герои нефтяных скважин. Нефтяники и строители. Инфраструктура поселка. «Держались самые стойкие». Успех обеспечен геологами. «Арлан – кузница кадров».

Практические занятия.

 

Нефтяная эпопея города (6 часов)

Так рождалась АСУ нефть.  Эти беспокойные монтажники. Чудесный сплав.  Не количеством а качеством. На самом старом промысле.  Закачка – основа добычи.  Серебром блестят резервуары.  Шагнули за Каму.  Штаб арланских нефтяников.

Практические занятия.

 

Флагман башкирской энергетики (3 часа)

Коллектив энергостроителей. Флагман башкирской энергетики. Кармановская ГРЭС. Заслуженные энергетики.  Практические занятия.

 

Нелегкая легкая промышленность(3 часа)

Искож. Начало строительства. Роль в экономике города. Заслуженные работники легкой промышленности.  Практические занятия.

 

Первенец машиностроения (3 часа)

Истоки автозавода. Первая продукция. Современные рубежи НЕФАЗа.

Практические занятия.

 

Сеятели разумного, доброго, вечного (3 часа)

Образование города. Первые школы. Современное образование города. Учреждения дополнительного образования.

Практические занятия. 

 

Здравоохранение города (3 часа)

Первые исцелители. Начало здравоохранения. Здравоохранение города сегодня. Выдающиеся «эскулапы».  Практические занятия

 

Культура города (6 часов)

Начало. Первые культурные учреждения города. Дом техники строителей. Дом техники Нефтяников. Театр Шеина. Современная городская культура.    Практические занятия.

 

 

Подготовка к республиканскому конкурсу «Дорогами Отечества» (10 часов)

Сбор материала и подготовка исследовательской работы по выбранной теме

Практические занятия.

 

История башкирского Прикамья (2 часа)

Наш край в начале нашей эры. Монголо – татарское завоевание. Золотоордынский период. Поселения русских в Прикамье.  Практические занятия.

 

 

Предыстория Амзи (1час)

Упоминание об Амзинском черемисовском яме. Заселение. Развитие заводского производства. Начало советской лесной промышленности. 

 

 

Так начиналась история села (5 часов)

Послевоенное время. Лесные разработки. Жилищное строительство.

Практические занятия

 

Амзя сегодня (3 часа)

Инфраструктура хозяйства. Культура села. Здравоохранение. Спортивное развитие.

Быт села.  Практические занятия

 

Хозяйство села (4 часа)

Михайловский леспромхоз. Амзинский лесохимзавод. Амзинский лесокомбинат Строители Амзи. Заслуженные работники.  Практические занятия

 

Ташкинов починок (1 час)

Начальная история села Ташкиново. Первые поселенцы. Хозяйство. Современное Ташкиново. Культура села. Связь с городом.

 

 

Микрорайоны сельского типа (4 часа)

Касево. Краткая история. Современность. Марьино. Прошлое и настоящее. Ротково: вчера, сегодня и завтра. Михайловка.

Практические занятия.

 

 

Основание Николо – Березовки (2 часа)

Предыстория села. Начало. Предание об иконе святителя Николая Чудотворца. Основание храма и монастыря.

 

 

Этапы истории Николо Березовки (6 часов)

Бурные полтора столетия: вторая половина 17 – 18 века. Крестьяне и удел. Крестьянский мир. Расцвет села. Храм и монастырь. Визиты Великой княгини Елизаветы Федоровны. Лихолетье двадцатого века. Возрождение храма.

Практические занятия

 

История Никольского храма(3 часа)

Основание храма. Никольский храм в 18 - начале 20 века. Визиты Великой княгини Елизаветы Федоровны. Разрушение храма. Восстановление.

Практические занятия.

 

Николо Березовка сегодня (1 час)

Развитие хозяйства. Культура и здравоохранение. Образование. Быт села.

 

Подготовка к мероприятию, посвященному дню Победы (3 часа)

Теоретические занятия на основе краеведческого фактического материала по вкладу жителей Нефтекамска в Победу на фронте и в тылу. Репетиция мероприятия.  Решение организационных вопросов.

Практические занятия

 

 

Знаменитые люди края (5 часов)

Первостроители города Нефтекамск, почетные горожане. Первостроители, заслуженные работники села Амзя, Николо – Березовки. Ветераны Великой Отечественной войны из нашего края.  Практические занятия

 

 

Подготовка к итоговой аттестации (4 часа)

Повторение и закрепление пройденного на занятиях в течение текущего учебного года фактического материала.  Практические занятия.

 

 

Итоговая аттестация (2 часа)

Работа с тестовыми заданиями по пройденному в течение учебного года фактическому материалу.

 

 

 

По окончании 3 года обучающиеся должны знать:

 

1. Основные вехи истории города Нефтекамск;

2. Основы  истории  населенных  пунктов  северного  Прикамья,

   его хозяйства, и   культуры.

 

Уметь:

 

 1. Проводить  поисковую, экспозиционную работу;

2. Собирать фактический материал и подготовить исследовательскую работу по истории своего края;

3. Готовить мероприятие по определенному направлению с использованием краеведческого материала.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

 

 

1.Артемов С.Ф., Кудрявцев Л.Л. Рабочий поселок Амзя.  2000.

 

2. Воронихина Л.Н.  Государственный Эрмитаж. Москва, «Искусство», 1992

 

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] .-URL:   http: // www.programs/patriot_2015.shtml/  

4. Государственная Третьяковская галерея. «Изобразительное искусство», Москва, 1974.

 

5. Данилюк А.Л., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М, «Просвещение», 2009.

 

6. Дмитриева  Н.А.Виноградов Н.А. Искусство древнего мира. Москва, «Детская литература», 1989.

 

7. Дюмина И.А. Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея. /Человек и образование, 2012, №4(33).

8. Жукова Л.В.Духовно – нравственное, патриотическое воспитание учащихся (на примере школьного музея). /Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО,  2013, № 3.

 

9. История Отечества. Справочник школьника. ТКО АСТ, Москва, 1996.

 

10. Методика историко - краеведческой работы в школе. Пособие для

 учителей. Под ред. Н.С.Борисова. Москва, «Просвещение», 1982.

 

11. Новиков М.П., Зеликман М.С., Яшина, А.Н. Нефть на Каме.  Издательство «Недра», 1988.

 

12. Роднов М.И., Васильева О.В. История Николо Березовки. Уфа, 1997.

 

13. Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. Москва, «Высшая школа»,1989.

 

14. Советский энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия», Москва, 1980.

 

15. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. //fgos- kurgan.narod.ru. Федеральный уровень.

 

 16. Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник для высшей школы. Москва, Академический проект, 2006.

                                              

 

                                                                                                     

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Нефтекамск,  2016  

Комментарии

No Avatar
englewzet on сб, 05/26/2018 - 11:44
Попробую также:)