Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Авторская дополнительная общеобразовательная программа по декоративно - прикладному искусству "Художественная обработка текстиля и поделочных материалов"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Лад»

Авторская дополнительная общеобразовательная программа по декоративно - прикладному искусству "Художественная обработка текстиля и поделочных материалов"

 

Составитель: Мельникова О.А. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

 

 

Авторская дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности по декоративно-прикладному искусству «Художественная обработка бумаги, текстиля, лепка изделий из пластилина и соленого теста, изготовление поделок из природных материалов»

Программа предназначена для воспитания и развития детей 7-11 лет в течение четырех лет в условиях образовательных учреждений дополнительного образования, а также общеобразовательных учреждениях различных типов, реализующих программы дополнительного образования детей.

Содержание программы направлено на формирование основ эстетико-художественной культуры личности ребенка как части общей культуры человека, на развитие художественных способностей средствами декоративно-прикладного искусства, а также способствует самоопределению и самореализации учащихся.

Разработана на основе модифицированной образовательной программы «Чудо–мастерская» (Автор-разработчик О.А.Мельникова),  апробирована в течение 6-ти лет на базе МБУ ДО «ЦДО «Лад».

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………4

 

  1. Учебный план………………………………………………………………….16

 

  1. Учебно-тематический план 1-го года обучения …………………………….17

 

  1.        Учебно-тематический план 2-го года обучения……………………………...23

   

  1. Учебно-тематический план 3-го года обучения……………………………..29

 

  1. Учебно-тематический план 4-го года обучения……………………………..34

 

  1. Методическое  обеспечение программы……………………………………..39

 

  1. Литература……………………………………………………………………...42

 

  1. Приложение А

            Диагностика результативности образовательной  программы……………..44

 

  1. Приложение Б

Информационно–методическое и материально–техническое

обеспечение образовательной программы...………………………………….52

 

  1. Приложение В Анкета для родителей учащихся………………………..........53

 

  1. Приложение Г Анкеты для учащихся…………………………………………55

 

  1. Приложение Д Пальчиковая гимнастика……………………………………..57

 

  1. Приложение Е Физкультурные минутки……………………………………..59

 

  1. Приложение Ж Учебно-тематические планы по годам обучения (корректировка)…………..……..………………………………………………61

 

  1. Приложение И Перечень основных понятий…………………………………71

 

  1. Приложение К Словарь используемых терминов и понятий……………….72

 

  1. Приложение Л Планируемые результаты освоения программы

(в случае реализации программы в системе общего образования

 в рамках внеурочной деятельности)……………………………………...…..73

 

  1. Приложение М Требования к результатам освоения выпускниками

объединения «Чудо - мастерская» программы

по декоративно-прикладному искусству……...……………………………....75

 

  1. Приложение Н Результаты работы по образовательной программе………..78

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

                  «Можно много видеть, читать,

                  можно кое – что вообразить, но чтобы

                 овладеть – необходимо уметь,

                а умение дается только изучением техники».

М. Горький

 

Известно, что различные виды рукоделия являются старейшими в прикладной трудовой деятельности человека. Раскопки археологов подтверждают, что вышивка одежды, украшение предметов быта, плетение из различных материалов, были знакомы людям далекого прошлого.

Мастерство многих рукодельных работ переходит от поколения к поколению. Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.

Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами – значимая часть трудового обучения и воспитания детей. В объединении «Чудо–мастерская» занимаются дети 7 – 11 лет. Они учатся выполнять поделки из самых различных материалов: бумаги, картона, ткани, пластилина, соленого теста, природных материалов и др. Человеку присуще желание творить, фантазировать, изобретать. Игрушки, сделанные своими руками, оригинальны и неповторимы. Они могут быть хорошим подарком для близких и друзей, или просто украшением интерьера.

Работы по рукоделию имеют также большое значение для совершенствования общей трудовой подготовки школьника. Прежде всего, это относится к разметке материалов, зарисовке эскизов изделий, составлению чертежей для изготовления выкроек. Измерительные навыки, получаемые детьми при работе с бумагой и картоном, находят свое дальнейшее применение и совершенствуются в работах по рукоделию.

Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов, развивают глазомер, что является важнейшим элементом общей трудовой подготовки. Качество работ из текстильных материалов во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых учащимися при составлении выкройки, разметке и раскрое изделий.

Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда: экономного расходования материала, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятия учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и  приспособлениями, как  ножницы, иглы, шаблоны.

Обработка изделий рукоделия требует более кропотливого труда, чем обработка других материалов. В процессе занятий развивается внимание, усидчивость, аккуратность, терпение. Сколько радости получают дети, когда они своими руками сделают красивую закладку, игольницу или сошьют мягкую игрушку. Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, ко Дню 8 марта, Новому году или другому празднику.

Умения и навыки по шитью, работе с картоном и бумагой составляют важный элемент в труде по самообслуживанию. В смысле практической значимости, основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, в дальнейшем востребованы в жизни.

Творчество – это всегда создание оригинального, нового, неповторимого. Замечательно, что есть возможность приобщения к созидательному процессу, возможность увидеть результат своего труда, испытать радость творчества и встретить новых друзей.

Таким образом, актуальность разработки авторской дополнительной общеобразовательной программы «Художественная обработка бумаги, текстиля, лепка изделий из пластилина и соленого теста, изготовление поделок из природных материалов» обусловлена необходимостью формирования  духовной культуры, эстетического воспитания учащихся, развития творческой личности ребенка на основе мотивации к углубленному изучению предметов художественно-эстетического цикла, декорированию и художественной обработке разных материалов.

Программа разработана на основе: приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008; «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», направленным письмом Министерства образования науки Российской Федерации от 18.11.2015г.; с учетом приоритетных направлений НОИ «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС) (утвержден приказом №393 Минобрнауки от 06.10.2009г.), основных положений Концепции художественного образования в Российской Федерации (утверждено 26.11.2001г. Министром культуры РФ М.Е. Швыдким и Министром образования РФ В.М. Филипповым. Приказ от 28.12.2001 №1403) и Концепции предметной и образовательной деятельности областей «Технология»: современный аспект» (И.Б.Готская, В.М. Жучков) (Санкт- Петербург, РГПУ им. А.Н. Герцена, 2004 г.).

Программа объединения «Чудо-мастерская» включает работу с цветной бумагой, картоном, текстилем и другими видами материалов прикладного творчества.

Занятия направлены на изучение и овладение практикой творческой деятельности, техниками и технологиями художественной обработки материалов, как владение основами мастерства. В данном случае мастерство – это не только владение техникой изготовления различных изделий как вида искусства, но и способность создавать художественный образ изделия по авторскому замыслу. Чем разнообразнее деятельность детей, тем сильнее она влияет на эмоциональную сферу ребенка.

В основе реализации программы лежит личностно-деятельностный подход, ориентированный на способы усвоения знаний, способы мышления, деятельности и развитие творческих способностей личности ребенка. В качестве необходимого условия реализации личностно-деятельностного подхода предполагается: многообразие видов деятельности учащихся, возможность альтернативных решений и многовариантность способов решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, в том числе творческого характера; усвоение общих способов художественной декоративно-прикладной деятельности, универсальных учебных действий и, соответственно, выделение в содержании обучения основных видов деятельности, типовых учебных задач и конкретных, частных учебных ситуаций в качестве средств их усвоения и решения. Реализация личностно-деятельностного подхода со стороны педагога предполагает выбор стратегии, согласно которой он учитывает характерные особенности художественной декоративно-прикладной деятельности. В рамках этой деятельности осуществляется воспитание, развитие и обучение детей.

Возрастной диапазон, в котором реализуется данная программа, соответствует 7–11 годам (младший школьный возраст). Специфика типа образовательного учреждения дополнительного образования, целей образования, контингента учащихся и условий реализации содержания программы позволяет осуществлять воспитательно-образовательный процесс в режиме работы с разновозрастными группами детей. Организация занятий в таких группах, прежде всего, предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Младший школьный возраст - время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность - важные личностные особенности младших школьников. Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность. Два основных вида деятельности, в которых развиваются эти качества: учение и труд. Дилемма доверия - недоверия, возникающая при воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста, ее оптимальное решение и возможные отрицательные следствия при неудачном исходе дела, предполагает использование способов и средств развития самостоятельности. У детей данного возраста возникает безграничное доверие к взрослым, главным образом педагогам, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.

При организации обучения детей в этом возрасте наибольший эффект достигается при использовании репродуктивных методов работы: наглядных, словесных, практических, особенно в момент формирования базы элементарных политехнических навыков работы с материалами и инструментами. Успешность деятельности ребенка, его желание в дальнейшей работе зависит от его умения выполнять те или иные операции.

Как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за проявленную настойчивость на пути к достижению цели, возникает трудолюбие. Оно, в свою очередь, зависит от того, насколько учеба и труд младшего школьника способны своими результатами удовлетворить потребности, характерные для детей данного возраста. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом самостоятельно. Вместе с тем, самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. Ребенку необходимо поручать самостоятельное выполнение работы и при этом больше ему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его.

Цель программы:

Выявление и развитие художественно-прикладных способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства для обеспечения их самореализации в творческой декоративно-прикладной деятельности.

Задачи программы:

  1. ознакомить учащихся с истоками декоративно-прикладного искусства, в частности по изготовлению декоративных изделий из бумаги и картона, текстиля, пластилина, соленого теста, природного материала;
  2. составить представление о характере художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;
  3. сформировать знания основ материаловедения, цветоведения, композиции, формообразования, различных техник художественной обработки бумаги и картона, текстиля, пластилина, соленого теста, природного материала, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия, оформлению (дизайну) интерьера с использованием изделий декоративно-прикладного искусства;
  4. сформировать знания о рациональной организации рабочего места и времени, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;
  5. развивать речь учащихся, обогащая словарный запас, способствуя овладению выразительными свойствами языка, а также средствами восприятия и создания художественных образов;
  6. развивать мышление учащихся посредством анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, способствовать развитию пространственного воображения и фантазии;
  7. развивать сенсорную и двигательную сферы учащихся посредством художественной и декоративно-прикладной деятельности;
  8. развивать художественные прикладные и творческие способности ребенка, эстетический вкус, способствовать развитию индивидуальности, авторского проектного мышления;
  9. способствовать воспитанию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, коммуникативных качеств личности, а также гуманизма и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.

Смотреть работу полностью