Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА БУМАГИ» ОБЪЕДИНЕНИЕ «СУВЕНИР»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Лад»

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА БУМАГИ» ОБЪЕДИНЕНИЕ «СУВЕНИР»

Автор: Макарова Ю.С. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

 

 

Авторская дополнительная общеобразовательная программа предусматривает трехгодичный курс обучения детей 6-10 лет в условиях образовательных учреждений дополнительного образования, а также общеобразовательных учреждениях различных типов, реализующих программы дополнительного образования детей.

Программа соответствует требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, предполагает реализацию основных положений концепции художественного образования в Российской Федерации.

В основе структуры программы лежит принцип сквозного планирования, что обеспечивает непрерывность и преемственность эстетического воспитания и обучения детей декоративному творчеству. Разноуровневый по художественным способностям состав групп предполагает реализацию принципов дифференциации и индивидуализации обучения с учетом образовательных интересов и возможностей учащихся.

Изучение курса направлено на формирование основ эстетико-художественной культуры личности ребенка как части общей культуры человека, на развитие художественных способностей средствами декоративно-прикладного искусства, а также способствует самоопределению и самореализации учащихся.

Программа прошла апробацию в течение трёх лет на базе «ЦДО «Лад».

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………....4

 

  1. Учебный план………………………………………………………………………….....12

 

  1. Учебно-тематический план 1-го года обучения

    Содержание курса (1-й год обучения) …………………………………....................13 

 

  1.    Учебно-тематический план 2-го года обучения

    Содержание курса (2-й год обучения) ……………………………………………...17

 

  1. Учебно-тематический план 3-го года обучения

     Содержание курса (3-й год обучения)……………………………………………... 22

 

  1. Методическое обеспечение программы………………………………………..............24 

 

  1. Список использованной литературы…………………………………………….……..28

 

  1. Приложения…………………………………..…………………………………….…….32

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Детское сердце чутко к призыву творить красоту…

Важно только, чтобы за призывами следовал труд».

Б.Н.Сухомлинский

 

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство – литература, музыка, живопись, народное декоративно-прикладное творчество. Влияние искусства на формирование и развитие личности человека, очень велико. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство и возбуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности. В самом деле, воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию и красоту, но и создавать их в своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми и окружающим миром. Стоит отметить, что эстетическому воспитанию детей, приобщению к прекрасному долгое время предавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего, стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитие оставалось на втором плане.

В становлении личности ребенка, нравственном его воспитании значение эмоционального развития огромно. В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества».

Авторская дополнительная общеобразовательная программа «Художественная обработки бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги в технике: конструирование, аппликация, оригами и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна она дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества и поверить в себя, в свои способности. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком и раскрывает перед детьми творческие возможности, предусматривает углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла, позволяет плодотворно осуществлять эстетическое воспитание учащихся, формировать их духовную культуру, а также создавать условия для развития творческой личности ребенка на основе мотивации к декорированию и художественной обработке используемого материала.

Авторская дополнительная общеобразовательная программа включает работу с разными видами прикладного творчества из бумаги и картона. Помочь ребенку угадать свое призвание и познать себя, создать ситуацию переживаний творчества, радости, внутренней удовлетворенности и вызвать интерес к творческому моделированию. Моделирование обогащает учащихся практическим опытом, выявляют интересы и способности каждого ребенка, показывает путь, по которому ребенок может достичь реализации своих способностей.

Занятия ориентированы на изучение и овладение практикой творческой деятельности, простейшими технологиями и техниками художественной обработки материалов, как первичной стадией мастерства. Мастерство – это не только владение техникой моделирования как вида искусства, но и способность применять свои умения для создания художественного образа произведения.

Программа разработана:

- с учетом требований приказа министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г№1008;

- «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», направленным письмом Министерства образования науки Российской Федерации от 18.11.2015г.;

- на основе Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утв. на заседании научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 18.06.2003 [Письмо №28-02-484/16; приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования науки России от 11.12.2006г.]);

- с учётом приоритетных направлений НОИ «Наша новая школа»; основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС) (утв. приказом №393 Минобрнауки от 06.10.2009 г.); Концепции художественного образования в Российской Федерации (утв. 26.11.2001г. Министром культуры РФ М.Е. Швыдким и Министром образования РФ В.М. Филипповым. Приказ от 28.12.2001 №1403); Концепции полихудожественного развития школьников (профессор Б.П. Юсов, НИИ художественного воспитания АПК и ПРО);

- с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам освоения основной образовательной программы (утв. Министерство образования и науки РФ).

 

Цель программы: выявление и развитие художественно-прикладных способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства для дальнейшей их реализации в собственной творческой декоративно-прикладной деятельности при работе с бумагой и картоном.

 

Планируемые результаты освоения авторской дополнительной общеобразовательной программы

Личностные

  • способен самостоятельно развивать – личностные позиции, ценностные установки, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивать успешность совместной деятельности;
  • готов проявлять познавательные интересы и активность в  области декоративно-прикладной деятельности;
  • познает и развивает интерес к новому виду творчества и способам решения новой задачи; 
  • обладает чувством прекрасного и эстетического на основе художественно декоративно-прикладной деятельности;
  • способен развивать  трудолюбие и ответственно, качественно выполнять практическую работу;
  • бережно относится к природным и хозяйственным ресурсам; бережно относится к здоровому образу жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

Познавательные

  • способен анализировать) сравнивать, обобщать, конкретизировать действия при выполнении творческой работы;
  • овладевает художественно прикладными и творческими способностями;
  • готов быть самостоятельным и ответственным, имеет навыки самооценки;
  • овладевает социально и личностно значимыми качествами, индивидуально-личностными позициями, ценностными установками, раскрывающих отношению к труду, системой норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметные  

  • понимает  установками, нормами и правилами организации умственного и физического труда;
  •  способен к развитию  речи, обогащать словарный запас, овладевает выразительным свойствам языка, и средствам восприятия и создания художественного образа;
  • способен к развитию мышления посредством анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, пространственного воображения и фантазии;
  • способен к развитию сенсорной и двигательной  сферы, посредством художественной и декоративно-прикладной деятельности;
  •  готов планировать и выполнять практическое задание  с опорой на технологическую карту при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • способен различать  материалы  в соответствии с их названием и назначением (различные виды бумаги и картона, фольги и т.д.);
  • применяет простейшие  условные обозначения, используемые в схемах и таблицах;
  • способен воспринимать характер художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;
  • самостоятельно организовывает художественно-творческую деятельность;
  • обогащает словарный запас, осваивает выразительные свойства языка, а также средства восприятия и создания художественных образов;
  • анализирует, синтезирует, сравнивает, обобщает,  конкретизирует, фантазирует и выстраивает пространственные образы;
  • обогащает ключевые компетенции содержанием  художественной и декоративно-прикладной деятельности;
  • применяет  знания о рациональной организации рабочего места и времени, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;
  • классифицирует виды и назначение методов получения и преобразовывает материалы декоративно-прикладного творчества;
  • развивает моторику и координацию движения рук при работе с ручными инструментами.

Регулятивные

  •  рационально организовывает свое рабочее место и время, безопасно использует инструменты и приемы работы с ними;
  • применяет усвоенные знания на практике.
  • способен разрабатывать и представлять свой опыт через проектную деятельность;
  • владеет результатами изучения технологий, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

 Планируемые результаты реализации обучения:

  • способен самостоятельно знакомиться с истоками декоративно-прикладного искусства, в частности по изготовлению декоративных изделий из бумаги и картона;
  • способен ознакомиться с основами технологии художественной обработки бумаги и картона, с различными техниками бумажной пластики, их отличительными особенностями;
  • способен составить представление о характере художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;
  • владеет знаниями основ материаловедения, цветоведения, композиции, формообразования, различных техник художественной обработки бумаги и картона, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия, оформлению (дизайну) интерьера с использованием изделий декоративно-прикладного искусства;
  • способен пробудить в себе желание самостоятельно  и рационально относиться к организации рабочего места и времени;
  • владеет  знаниями о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;
  • способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

результаты  развития:

  • способен использовать навыки и умения изготовления декоративных изделий из бумаги, картона в технике аппликации, оригами, моделирования и  по подбору бумаги и картона (фактура, цвет и др. характеристики), при создании художественного образа изделия;
  • способен составлению композиции в технике бумажной пластики на определенную тему: правильной организации композиционного пространства, выбору композиционного центра, пропорций, форм, цветового решения при размещении отдельных фигур на плоскости листа бумаги;
  • готов к созданию художественного образа декоративного изделия из бумаги и картона согласно авторскому замыслу;
  • способен овладевать выразительными свойствами языка, а также средствами восприятия и создания художественных образов,  развивать речь, обогащая словарный запас;
  • способен использовать в социальной сфере, в познавательной и творческой деятельности приемы работы с компьютером (включая создание баз данных);
  • способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения образовательных задач;
  • готов использовать пространственное воображение и фантазию;
  • владеет культурой мышления;
  •  способен к обобщению, анализу, синтезу, сравнению, абстракции и конкретизации;
  • готов  к развитию сенсорной и двигательной сферы, художественного вкуса, прикладных, творческих способностей посредством декоративно-прикладной деятельности;
  • способен  развивать  индивидуальность, авторского проектного мышления;
  • способен осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышать свою квалификацию и мастерство.

результаты воспитания:

  • способен понимать сущность воспитания нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, коммуникативных качеств личности, а также гуманизма и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности;
  • способен проявлять самостоятельность и ответственность посредством самоконтроля и самооценки, потребности в достижении успехов в собственной деятельности;
  • владеет социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, средствами самостоятельного, правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья и готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
  • владеет мотивацией к познанию и творчеству;
  •   владеет навыками ведения самостоятельной работы: усидчивостью, аккуратностью, терпением.

Отличительные особенности авторской дополнительной общеобразовательной программы «Художественная обработка бумаги» в том, что теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на жизненный практический опыт учащихся. Раскрываются теоретические, практические знания на каждый год обучения, прилагаются перечень тем с использованием базовых форм, в модуле «Оригами» берется за основу понятие «базовые формы». На занятиях создана структура деятельности по принципу построения программы, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Знакомство с основными базовыми формами (б/ф) оригами осуществляется в два этапа, соответствующих логике освоения художественно-творческой деятельности по уровням обучения:

1 этап 1 уровень (1 год обучения) – простейшие базовые формы;

(2 год обучения) – базовые и основные формы «средней сложности»;

2 этап 2 уровень (3 год обучения) – сложные базовые формы.

Смотреть работу полностью