АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА БУМАГИ» ОБЪЕДИНЕНИЕ «СУВЕНИР»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Лад»
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА БУМАГИ» ОБЪЕДИНЕНИЕ «СУВЕНИР»
Автор: Макарова Ю.С. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Авторская дополнительная общеобразовательная программа предусматривает трехгодичный курс обучения детей 6-10 лет в условиях образовательных учреждений дополнительного образования, а также общеобразовательных учреждениях различных типов, реализующих программы дополнительного образования детей.
Программа соответствует требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, предполагает реализацию основных положений концепции художественного образования в Российской Федерации.
В основе структуры программы лежит принцип сквозного планирования, что обеспечивает непрерывность и преемственность эстетического воспитания и обучения детей декоративному творчеству. Разноуровневый по художественным способностям состав групп предполагает реализацию принципов дифференциации и индивидуализации обучения с учетом образовательных интересов и возможностей учащихся.
Изучение курса направлено на формирование основ эстетико-художественной культуры личности ребенка как части общей культуры человека, на развитие художественных способностей средствами декоративно-прикладного искусства, а также способствует самоопределению и самореализации учащихся.
Программа прошла апробацию в течение трёх лет на базе «ЦДО «Лад».
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………………………………………....4
- Учебный план………………………………………………………………………….....12
- Учебно-тематический план 1-го года обучения
Содержание курса (1-й год обучения) …………………………………....................13
- Учебно-тематический план 2-го года обучения
Содержание курса (2-й год обучения) ……………………………………………...17
- Учебно-тематический план 3-го года обучения
Содержание курса (3-й год обучения)……………………………………………... 22
- Методическое обеспечение программы………………………………………..............24
- Список использованной литературы…………………………………………….……..28
- Приложения…………………………………..…………………………………….…….32
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Детское сердце чутко к призыву творить красоту…
Важно только, чтобы за призывами следовал труд».
Б.Н.Сухомлинский
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство – литература, музыка, живопись, народное декоративно-прикладное творчество. Влияние искусства на формирование и развитие личности человека, очень велико. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство и возбуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности. В самом деле, воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию и красоту, но и создавать их в своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми и окружающим миром. Стоит отметить, что эстетическому воспитанию детей, приобщению к прекрасному долгое время предавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего, стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитие оставалось на втором плане.
В становлении личности ребенка, нравственном его воспитании значение эмоционального развития огромно. В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества».
Авторская дополнительная общеобразовательная программа «Художественная обработки бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги в технике: конструирование, аппликация, оригами и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна она дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества и поверить в себя, в свои способности. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком и раскрывает перед детьми творческие возможности, предусматривает углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла, позволяет плодотворно осуществлять эстетическое воспитание учащихся, формировать их духовную культуру, а также создавать условия для развития творческой личности ребенка на основе мотивации к декорированию и художественной обработке используемого материала.
Авторская дополнительная общеобразовательная программа включает работу с разными видами прикладного творчества из бумаги и картона. Помочь ребенку угадать свое призвание и познать себя, создать ситуацию переживаний творчества, радости, внутренней удовлетворенности и вызвать интерес к творческому моделированию. Моделирование обогащает учащихся практическим опытом, выявляют интересы и способности каждого ребенка, показывает путь, по которому ребенок может достичь реализации своих способностей.
Занятия ориентированы на изучение и овладение практикой творческой деятельности, простейшими технологиями и техниками художественной обработки материалов, как первичной стадией мастерства. Мастерство – это не только владение техникой моделирования как вида искусства, но и способность применять свои умения для создания художественного образа произведения.
Программа разработана:
- с учетом требований приказа министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г№1008;
- «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», направленным письмом Министерства образования науки Российской Федерации от 18.11.2015г.;
- на основе Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утв. на заседании научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 18.06.2003 [Письмо №28-02-484/16; приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования науки России от 11.12.2006г.]);
- с учётом приоритетных направлений НОИ «Наша новая школа»; основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС) (утв. приказом №393 Минобрнауки от 06.10.2009 г.); Концепции художественного образования в Российской Федерации (утв. 26.11.2001г. Министром культуры РФ М.Е. Швыдким и Министром образования РФ В.М. Филипповым. Приказ от 28.12.2001 №1403); Концепции полихудожественного развития школьников (профессор Б.П. Юсов, НИИ художественного воспитания АПК и ПРО);
- с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам освоения основной образовательной программы (утв. Министерство образования и науки РФ).
Цель программы: выявление и развитие художественно-прикладных способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства для дальнейшей их реализации в собственной творческой декоративно-прикладной деятельности при работе с бумагой и картоном.
Планируемые результаты освоения авторской дополнительной общеобразовательной программы
Личностные
- способен самостоятельно развивать – личностные позиции, ценностные установки, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивать успешность совместной деятельности;
- готов проявлять познавательные интересы и активность в области декоративно-прикладной деятельности;
- познает и развивает интерес к новому виду творчества и способам решения новой задачи;
- обладает чувством прекрасного и эстетического на основе художественно декоративно-прикладной деятельности;
- способен развивать трудолюбие и ответственно, качественно выполнять практическую работу;
- бережно относится к природным и хозяйственным ресурсам; бережно относится к здоровому образу жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
Познавательные
- способен анализировать) сравнивать, обобщать, конкретизировать действия при выполнении творческой работы;
- овладевает художественно прикладными и творческими способностями;
- готов быть самостоятельным и ответственным, имеет навыки самооценки;
- овладевает социально и личностно значимыми качествами, индивидуально-личностными позициями, ценностными установками, раскрывающих отношению к труду, системой норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные
- понимает установками, нормами и правилами организации умственного и физического труда;
- способен к развитию речи, обогащать словарный запас, овладевает выразительным свойствам языка, и средствам восприятия и создания художественного образа;
- способен к развитию мышления посредством анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, пространственного воображения и фантазии;
- способен к развитию сенсорной и двигательной сферы, посредством художественной и декоративно-прикладной деятельности;
- готов планировать и выполнять практическое задание с опорой на технологическую карту при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- способен различать материалы в соответствии с их названием и назначением (различные виды бумаги и картона, фольги и т.д.);
- применяет простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах;
- способен воспринимать характер художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;
- самостоятельно организовывает художественно-творческую деятельность;
- обогащает словарный запас, осваивает выразительные свойства языка, а также средства восприятия и создания художественных образов;
- анализирует, синтезирует, сравнивает, обобщает, конкретизирует, фантазирует и выстраивает пространственные образы;
- обогащает ключевые компетенции содержанием художественной и декоративно-прикладной деятельности;
- применяет знания о рациональной организации рабочего места и времени, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;
- классифицирует виды и назначение методов получения и преобразовывает материалы декоративно-прикладного творчества;
- развивает моторику и координацию движения рук при работе с ручными инструментами.
Регулятивные
- рационально организовывает свое рабочее место и время, безопасно использует инструменты и приемы работы с ними;
- применяет усвоенные знания на практике.
- способен разрабатывать и представлять свой опыт через проектную деятельность;
- владеет результатами изучения технологий, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Планируемые результаты реализации обучения:
- способен самостоятельно знакомиться с истоками декоративно-прикладного искусства, в частности по изготовлению декоративных изделий из бумаги и картона;
- способен ознакомиться с основами технологии художественной обработки бумаги и картона, с различными техниками бумажной пластики, их отличительными особенностями;
- способен составить представление о характере художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;
- владеет знаниями основ материаловедения, цветоведения, композиции, формообразования, различных техник художественной обработки бумаги и картона, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия, оформлению (дизайну) интерьера с использованием изделий декоративно-прикладного искусства;
- способен пробудить в себе желание самостоятельно и рационально относиться к организации рабочего места и времени;
- владеет знаниями о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;
- способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
результаты развития:
- способен использовать навыки и умения изготовления декоративных изделий из бумаги, картона в технике аппликации, оригами, моделирования и по подбору бумаги и картона (фактура, цвет и др. характеристики), при создании художественного образа изделия;
- способен составлению композиции в технике бумажной пластики на определенную тему: правильной организации композиционного пространства, выбору композиционного центра, пропорций, форм, цветового решения при размещении отдельных фигур на плоскости листа бумаги;
- готов к созданию художественного образа декоративного изделия из бумаги и картона согласно авторскому замыслу;
- способен овладевать выразительными свойствами языка, а также средствами восприятия и создания художественных образов, развивать речь, обогащая словарный запас;
- способен использовать в социальной сфере, в познавательной и творческой деятельности приемы работы с компьютером (включая создание баз данных);
- способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения образовательных задач;
- готов использовать пространственное воображение и фантазию;
- владеет культурой мышления;
- способен к обобщению, анализу, синтезу, сравнению, абстракции и конкретизации;
- готов к развитию сенсорной и двигательной сферы, художественного вкуса, прикладных, творческих способностей посредством декоративно-прикладной деятельности;
- способен развивать индивидуальность, авторского проектного мышления;
- способен осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышать свою квалификацию и мастерство.
результаты воспитания:
- способен понимать сущность воспитания нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, коммуникативных качеств личности, а также гуманизма и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности;
- способен проявлять самостоятельность и ответственность посредством самоконтроля и самооценки, потребности в достижении успехов в собственной деятельности;
- владеет социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, средствами самостоятельного, правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья и готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
- владеет мотивацией к познанию и творчеству;
- владеет навыками ведения самостоятельной работы: усидчивостью, аккуратностью, терпением.
Отличительные особенности авторской дополнительной общеобразовательной программы «Художественная обработка бумаги» в том, что теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на жизненный практический опыт учащихся. Раскрываются теоретические, практические знания на каждый год обучения, прилагаются перечень тем с использованием базовых форм, в модуле «Оригами» берется за основу понятие «базовые формы». На занятиях создана структура деятельности по принципу построения программы, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Знакомство с основными базовыми формами (б/ф) оригами осуществляется в два этапа, соответствующих логике освоения художественно-творческой деятельности по уровням обучения:
1 этап 1 уровень (1 год обучения) – простейшие базовые формы;
(2 год обучения) – базовые и основные формы «средней сложности»;
2 этап 2 уровень (3 год обучения) – сложные базовые формы.