«Аспекты к оцениванию выпускных квалификационных работ»
Кяхтинский филиал ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж министерства здравоохранения Республики Бурятия»
«Аспекты к оцениванию выпускных квалификационных работ»
Т.Д. Дансарунова,
руководитель дипломных работ,
преподаватель;
Для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций выпускника учреждения среднего профессионального образования необходимо учитывать не только уровень освоения требований ФГОС, но и индивидуальные особенности выпускника, наличие внутренней мотивации и творческой активности.
Важным условием целостности образовательного процесса является при подготовке специалистов среднего звена является правильная организация учебной деятельности согласно ФГОС и интеграция общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, включающих прохождение учебной и производственной практики. Итогом данной деятельности является реализация сформированных компетенций в ходе прохождения преддипломной практики и написание дипломной работы. В данном случае, правильное приложение знаний и компонентов в практическое русло, обладание навыками исследовательской деятельности, умение логически мыслить, выдвинуть гипотезу и суметь её подтвердить практической частью исследования – это залог правильно организованного личностно-ориентированного обучения посредством компетентностного подхода. Итогом этой работы является выпускник - востребованный в условиях жесткой конкуренции на рынке труда.
Основным звеном при реализации компетентностного подхода выступает реализация личностью выпускника на завершающем этапе обучения сформированной компетентности в своей сфере деятельности.
При прохождении государственной итоговой аттестации, выпускник должен обладать и уметь применять специальные общепрофессиональные знания, быть творческой и разносторонней личностью, уметь работать в команде со своим руководителем, принимать решения, уметь применять современные технологии, в том числе и ИКТ, быть психологически готовым к предстоящей профессиональной деятельности, изменениям, внедрению нового в профессиональную сферу.
Умение мыслить нестандартно и творчески – одно из главных условий совместной работы научного руководителя и выпускника. И при реализации практической части дипломной работы им необходимо решить ряд проблем синтеза знаний, полученных в ходе аудиторных занятий, и практических умений, приобретенных в ходе производственной практики. Наиболее сложным элементом выполнения дипломной работы выпускниками является отнюдь не проведение ее практической части, а как раз проведение того самого синтеза между знаниями и умениями, т.е. написание введения, заключения и анализа проведенных исследований. Формулирование гипотезы исследования зачастую ставит выпускника в тупик, т.к. необходимо как раз предвидеть результаты своей деятельности. Предвидение результатов своей деятельности - это умение, которое должно формироваться уже с первого года обучения. Педагог, применяя различные формы (самоконтроля, взаимоконтроля, кейс-метода, портфолио и др.) формирует у студентов чувство ответственности и понимания значимости своей будущей профессии.
К выполнению ВКР допускаются студенты, своевременно выполнившие учебный план и не имеющие академических и финансовых задолженностей.
После утверждения темы ВКР совместно с руководителем студент приступает к составлению плана-графика работы.
В составе важнейших этапов работы должны быть предусмотрены:
· подготовка теоретического раздела темы, включающего характеристику и анализ основных понятий исследования;
· сбор исходных эмпирических данных;
· обработка и анализ полученной информации;
· подготовка и оформление текста ВКР;
· подготовка и оформление наглядного (презентационного) материала.
План-график работы определяет структуру ВКР, раскрывает ее основное содержание, логику изложения материала.
Залогом успеха в написании дипломной работы является сформированность общих и профессиональных компетенций у выпускника в ходе изучения профессиональных модулей, а также системность работы и понимание практической значимости выполняемой дипломной работы.
Таким образом, система оценки сформированности общих и профессиональных компетенций обучающегося в системе среднего профессионального образования является основополагающей при обучении высококлассных специалистов, способных к самостоятельной, профессиональной деятельности.