Арт-проект "По сказкам А.С. Пушкина"
Инновационные технологии в театрализованной деятельности.
Арт – проект. Методическая разработка на Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта работников образовательных организаций «Методическая копилка». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 81 муниципального образования город Новороссийск
Автор: Кожедуб Светлана Никитична, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 81 Пояснительная записка. Данное методическое пособие представляет собой авторскую методическую разработоку и направлено на то, чтобы развивать у детей творческие способности, образное и креативное мышление, умение управлять своими эмоциями, самостоятельно находить пути решения проблемных ситуаций, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Арт – проект – это наилучший способ обогащения родительско - детских отношений (в семье и в коллективе) опытом совместной дискуссионной и творческой деятельности. В целом, данная методическая разработка способствует развитию творческого воображения, умению творчески выразить свое восприятие музыки и вызвать эмоциональный отклик на нее, что очень важно для воспитания гармонически развитой личности.
Название проекта: Арт-проект «По сказкам А. С. Пушкина». Автор проекта: С.Н. Кожедуб, музыкальный руководитель МБДОУ Д/с № 81 г. Новороссийск Участники проекта: музыкальный руководитель, педагоги ДОУ, дети, родители, выпускники ДОУ.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (две недели) Актуальность: театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка по принципу обучения: учить играя. Театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей в ДОУ. Посредством театрализации происходит не только приобщение ребенка к искусству, но и знакомство окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски; пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи, а умело поставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать, делать выводы, обобщения. Здесь ребенок раскрепощается, формулирует свои творческие инициативы, наряду с выражением с эмоций, становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий и получает искомое. Чтобы добиться положительной динамики развития детей в этом направлении, необходима новая технология в работе с родителями, поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя, воспитателей и семьи, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей (по театрализованной деятельности в том числе) особенно актуален в наши дни. Арт - проект нацелен на раскрытие эмоциональной стороны ребенка, его творческо - актерского потенциала. Состав такой технологии позволяет развить у дошкольников следующие качества индивидуальности: толерантность, твердость характера, расположение и открытость к окружающим, сопереживание происходящему, развитие фантазии и желание регулировать свои эмоции. Проблема: недостаточная активность родителей как участников образовательных отношений, в том числе в музыкальном развитии.
Идея проекта: определить интересы, потребности и проблемы родителей детей, стили их взаимоотношений в семье и в коллективе через различные формы ненавязчивой совместной игровой и развивающей деятельности. Цель проекта: организация совместного досуга детей, родителей, воспитателей, выпускников ДОУ через совместную деятельность.
Задачи проекта: -выявить степень психологической комфортности детей, степень их взаимоотношений в семье и в коллективе; -акцентировать внимание родителей к интересам, потребностям и проблемам детей; -воспитывать у детей уважения и интереса к общечеловеческим ценностям, к творчеству А.С.Пушкина; -развивать коммуникативные навыки; -формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности; -создать условия для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, родителей и педагогов; -обогащать детско- родительских отношения опытом совместной дискуссионной и творческой деятельности; -укреплять партнерское взаимодействие педагогов с семьей. Новизна проекта: поскольку суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, где деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития, где взрослые являются помощниками и поддерживают инициативу детей.
Предполагаемые результаты: - сформированная система работы по развитию у детей эмоциональной сферы; - сформированная активная позиция родителей в развитии и воспитании своих детей; -развитие у детей представления о мире эмоций, театрализованной деятельности, способность понимать эмоциональное состояние взрослых и сверстников по выражению лица и тела, жестам, эмоциям, правильно выражать свои эмоциональные реакции; -повышение профессионального уровня по теме; -сплоченность детского коллектива, сокращение «дистанции» между взрослыми и детьми.
Этапы проекта: Первый этап. Вводно- ознакомительный, поисковый: сбор информации (использование разных источников). Определить тему проекта, цели, задачи, составить план работы, обсудить формы и методы его реализации. Привлечь внимание к арт- проекту родителей, заинтересовать их содержанием, самой идеей проекта. Путём просмотра видео-материалов по подобным проектам, беседой о значимости совместной деятельности для развития творческого потенциала детей. Распределить обязанности участников, определить возможности их творческого взаимодействия. К распределению ролей привлечь детей. Второй этап. Подготовительный: раскрытие содержания сказки в различных видах деятельности. Музыкальная деятельность - ознакомление дошкольников с фрагментами оперы Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Море», «Лебедь и коршун», «Белка», «Полет шмеля» и др.); изобразительная деятельность - знакомство с работами художников М. Врубеля, И. Билибина, В. Конашевича («Царевна –лебедь», «Бочка по морю плывет» и др.); коммуникативная деятельность - слушание сказок «О Царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», Сказка о рыбаке и рыбке», беседы по содержанию, разъяснение и уточнение лексического значение слов. Просмотр видеофильма – сказки. Третий этап. Реализация проекта: разучивание ролей с детьми и взрослыми, изготовление атрибутов и декораций к сказкам, подбор и пошив костюмов для персонажей, проведение генеральной репетиции со всеми участниками. Четвертый этап. Спектакль для родителей и воспитанников ДОУ. Анкетирование родителей по окончании спектакля. Анкета для родителей. 1.Понравилась ли вам такая форма работы, как арт-проект? 2.Довольны ли вы ее результатами? Была ли она полезна для вас и ваших детей? 3.Интересно было принимать участие в арт- проекте? 4.Помогла ли вам эта совместная работа стать ближе со своими детьми, глубже узнать их внутренний мир? 5.Хотите ли вы и в дальнейшем принимать участие в жизни детского сада? 6.Если у вас есть предложения, мы с радостью рассмотрим их.