«АРТ-час» Изобразительное искусство
Дополнительная общеразвивающая программа «АРТ-час»
Изобразительное искусство
Уровень ознакомительный
Возраст обучающихся 7-14лет
Срок реализации 2 года 72 часа
Составитель: Павлова Ирина Васильевна, педагог дополнительного образования г.Старая Русса
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «АРТ-час» Изобразительное искусство (далее по тексту программа) направлена на раскрытие творческого потенциала и творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и декоративно-прикладных видов деятельности с использованием различных художественных и природных материалов.
Направленность
Данная образовательная программа имеет художественную направленность.
Актуальность
- наше время дети много времени посвящают учебе в школе, посещают спортивные секции имеют много домашних заданий. Данная программа, позволяет заниматься изобразительным искусством, не затрачивая большого количества времени. Занятия проходят один раз в неделю по одному часу. Занятия построены по типу мастер-класса и обучающиеся уходят с готовой работой. Это в наше время очень востребовано
- актуально. Так же во время обучения, в краткие сроки, обучающиеся смогут познакомится с различными видами изобразительного искусства. Новое поколение подрастающих людей и, особенно детей, большую часть времени и досуга отдаёт медиа-сфере (компьютеры, интернет, телевидение, кино) Для многих эти источники — основные средства познания мира. Данная программа предполагает использование интернет ресурсов. Имеется много ссылок на сайты и видео уроки, находящиеся в свободном доступе. Благодаря чему, обучающиеся, направляемые педагогом, могут заниматься дополнительно дома. В интернете существует огромное количество видео-уроков плохого качества, которые могут ввести в заблуждение, привести к ошибкам. Педагог, ведя в закрытую группу в социальной сети, для обучающихся, (https://vk.com/club165399385) имеет возможность рекомендовать сайты и уроки хорошего качества. Обучающиеся больше занимаются самостоятельно, что приводит к формированию самоконтроля, развивает самодисциплину и силу воли. Дети приучаются управлять своим вниманием, формируется произвольность, которая проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения
Данная программа является ступенькой для формирования юного художника. Программа позволяет обучающемуся открыть для себя мир изобразительного искусства. Изобразительное искусство является ярким и наглядным способом демонстрации эмоций и чувств. В своей практике, я наблюдала как, занятия изобразительным искусством, преображает учащихся. Дети начинают лучше говорить, становятся увереннее в себе, у них появляется наблюдательность, спокойствие, целеустремленность. Можно заметить, как в детях пробуждается, естественная для данного возраста, любознательность, желание изучать и исследовать всё вокруг. Учащийся приобретает знания через тесный контакт с материальным миром.
Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Программа особенно актуальна для обучающихся
данной возрастной категории, т. к. в процессе рисования развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму и совершенствования письменных навыков.
Отличительные особенности и новизна данной программы
- настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства, способного решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Новизна и данной программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Основу программы, составляют темы, которые позволяют научить рисовать не отдельные предметы окружающего мира–кошку, кружку, дом, а дать учащимся универсальные теоретические знания, и практические умения, из области изобразительной грамоты, позволяющие в дальнейшем изображать любой интересующий их объект. Содержание многих тем дает возможность выбора объекта, модели для изображения в рамках изучаемых техник и приемов.
Программа построена на широком использовании оригинальных методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих системному формированию и поддержанию мотивации к творчеству, освоении традиционных видов изобразительного искусства, их синтеза с современностью.
Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей работы. На занятиях обучаемые не только изображают «предмет, животное, иллюстрацию», но и изучают его, исследуют со всех сторон, если это животное педагог рассказывает им о особенностях жизни, местах обитания, привычках, если это иллюстрация- проводится интересная беседа о книге и авторе. Дети имеют возможность не только слушать педагога, но и высказать свое мнение перед классом.
Связь с современностью в программе обеспечивает направленность на тематическое рисование (например: «Мой город Старая Русса»). Сочетание обучения изобразительному искусству и изучения культуры и традиций родного города Старой Руссы, она включает в себя широкий спектр тем для исследования истории города, исторических традиций, фольклора, музеев и достопримечательностей.
1. Педагогическая целесообразность
Программа основана на ведущих тенденциях прогрессивной педагогики художественных направлений, важнейшая цель которой может быть охарактеризована, как стремление достичь совместно с общей педагогикой универсального развития личности. Также актуальность основывается на потенциале МАОУ ДО «ЦДТ» как учреждения, обеспечивающего преемственность образовательного процесса ребенка в данном направлении (возможность продолжения обучения по различным программам данного учреждения).
Цель : дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в изобразительном искусстве.
Задачи
Обучающие:
- обучать навыкам работы с различными художественными материалами и правилам обращения со специальными инструментами;
- создавать условия для раскрытия фантазии ребенка методом поощрения импровизаций, использования сказочных, мифологических и фантастических сюжетов
- заданиях, предполагающих работу воображения;
- развивать образное и ассоциативное восприятие окружающего мира для дальнейшего формирования образного мышления;
- поощрять познавательную активность ребенка;
- развивать цветовое и композиционное видение;
- развивать воображение, абстрактное мышление;
- развивать координацию движений, зрительную память, мелкую моторику;
- увеличивать словарный запас, развивать речь ребенка;
- расширять кругозор и увеличивать сферу интересов ребенка;
- формирование умения организовать свое рабочее место.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, зрительную память, фантазию, воображение; «чувство» цвета, формы, пространства;
- творческую активность и инициативу;
- умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Воспитательные:
- создавать психологически комфортные условия, в которых ребенок будет иметь возможность неформального дружеского общения с педагогом и сверстниками;
- выявлять и развивать положительные индивидуальные личностные качества (ответственность, доброжелательность, гибкость в общении и т. д.);
- воспитывать культурного и внимательного зрителя, способного в дальнейшем воспринимать и анализировать произведения искусства;
- приобщать учащихся к коллективным формам деятельности, развивать навыки коллективного творчества;
- воспитывать художественный вкус;
- развивать самостоятельность;
- воспитывать уважительное отношение к традициям коллектива ИЗО-студии.
Возраст обучающихся: от 8 до 14 лет.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса. Программа рассчитана на 2 года (18 месяцев, 72 академических часов)
- 1 год обучения – 36 часа;
- 2 год обучения – 36 часа.
Занятия проводятся 1раза в неделю по 1 академических часа (45 минут) Дети в группу набираются в возрасте 7-14 лет без специального отбора.
Продолжительность занятия (академического часа):
Контроль знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (полугодовой в декабре, итоговый - в мае). Продолжительность занятия (академического часа) устанавливается на основании пункта 11.10 Санитарно-
эпидемиологических требований 2.4.1.3049-13, утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации от 15.15.2013 № 26.
Форма организации учебного процесса
Занятия проводятся в групповой форме, численность учащихся в группе до 20 человек. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия сочетают в себе теоретическую и практическую части.
- теоретической части относятся вводные беседы по теме занятия, основы истории искусства, основы изобразительной грамоты.
Практическая часть — это основная самостоятельная деятельность учащихся направленная на реализацию авторской творческой идеи.
Форма занятий: Учебное занятие (практическое занятие), выставка-презентация творческих работ, просмотр-обсуждение, экскурсия, беседа, мастер-класс.
Кадровое обеспечение программы: педагог дополнительного образования с дипломом о высшем образовании
Планируемые результаты реализации программы:
- В результате успешного освоения программы у учащихся будут сформированы и оптимизированы знания, умения, навыки и способности:
- Предметные результаты: имеют представление о различных художественных материалах и правилах обращения с инструментами;
- получены базовые знания о различных техниках и навыки работы с различными художественными материалами;
- ознакомлены с различными видами изобразительного искусства;
- ознакомлены с различными жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- знакомы с художественными терминами и понятиями.
- Метапредметные результаты:
- активно проявляют в своем творчестве фантазию и образно-ассоциативное восприятие окружающего мира;
- демонстрируют стремление познавать новое;
- проявляют чувство цвета и композиции в своих работах;
- имеют развитое воображение, абстрактное мышление;
- имеют положительную динамику развития моторики и зрительно-моторной координации;
- имеют увеличенный словарный запас и более развитую речь;
- расширяют кругозор и свои представления об окружающем мире;
- имеют навыки в организации своего рабочего места.
- Личностные результаты:
- проявляют навыки дружеского творческого общения с педагогом и сверстниками;
- проявляют способность к участию в коллективных формах деятельности;
- проявляют положительные личностные качества;
- проявляют способность к самостоятельным действиям и решениям в процессе работы над творческим заданием;
- демонстрируют художественный эстетический вкус в творческом процессе;
- проявляют интерес и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства;
- проявляют уважительное отношение к истории и традициям ИЗО-студии.