Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

"Анималистика" дополнительная общеразвивающая программа 

ОГБУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи" естественно научный комплекс г. Ульяновск Ульяновская область

 

"Анималистика" дополнительная общеразвивающая программа 

 

Николаева Марина Викторовна

педагог дополнительного образования

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Анималистика» предназначена для реализации в системе дополнительного образования по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста и рассчитана на 28 часов.  Изобразительное творчество выступает не как самоцель, а как средство интеллектуального и творческого развития, как средство эстетического и экологического воспитания, как средство более глубокого познания окружающего мира. Художественная деятельность позволяет детям выразить своё отношение к окружающему миру. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных. Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение. Программа «Анималистика» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 14.12. 2015 №273 ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки России от 29.08. 2013г.

№ 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2014 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.1251-03».

Актуальность программы вытекает из необходимости экологического образования, важности вопроса сохранения окружающей среды. Использование нетрадиционных техник рисования животных развивает творческую активность ребенка и способствует активному познанию окружающего мира. Обучение рисованию животных приобретает в настоящее время особую значимость в связи с необходимостью воспитывать у детей гуманистическое отношение к окружающей среде.

Отличительная особенность предлагаемой программы заключается в широком использовании разнообразных форм освоения учебного материала, который дополняется опытом наблюдения, общения с представителями животного и растительного мира, экологически ориентированной творческой деятельности. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом в процессе обучения обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Адресат программы. Участие в работе кружка могут принимать все желающие дети возраста 7-10 лет. Не требуется особых знаний и умений для обучения по данной программе, главное проявлять любознательность, интерес ко всему, что нас окружает, быть активным и неравнодушным к красоте окружающей нас природы.

Объём программы. Программа общим объемом 28 часов рассчитана на реализацию в каникулярное время. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа с одной группой.

Формы обучения, предусмотренные программой:

групповая: большая часть занятий проводиться в групповой форме;

работа по подгруппам: практические задания, коллективные творческие работы, и др.;

микрогрупповая: практические задания, коллективные творческие работы, и др.;

Виды занятий определяются содержанием Программы и представляют собой комплексные занятия с сочетанием различных видов деятельности, практическая работа, экскурсии, выставки, творческие отчёты, экологические акции.

 

                                                          Цели и задачи

Занятия детей по программе «Анималистика» является дополнительным средством в формировании у детей системы ценностных отношений к природе, к окружающему миру. Рисование животных – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Использование при изображении животных нетрадиционных техник позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности, развить воображение, фантазию.

Цель –  формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира, в процессе изобразительной деятельности способствовать формированию у обучающихся гуманного и ответственного отношения к природе.

В процессе достижения цели программа решает следующие задачи:

Образовательные:

  • ознакомить с творчеством художников – анималистов;
  • провести сравнительный анализ строения тела животных, связать особенности внешнего облика со средой обитания;
  • расширить и углубить знания детей о природном мире нашей планеты;
  • познакомить детей с правилами экологически - грамотного поведения в природе;
  • создать условия для освоения обучающимися элементарных знаний в области изобразительной деятельности.

Развивающие:

  • учить рисовать животных в движении, делать наброски, работать над образом;
  • развивать навыки композиции, владения графическими материалами, техниками рисования и средствами художественной выразительности;
  • способствовать развитию познавательного интереса, любознательности, самостоятельной деятельности детей;
  • способствовать развитию художественного вкуса, формированию подлинно гуманного восприятия человека.

 

Воспитательные:

 

  • создать условия для формирования бережного отношения к природе;
  • способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;
  • создать условия для воспитания личности обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности.

 

Учебно-тематический план программы «Анималистика»

 

№ п/п

Дата проведения

Название  темы, занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Тема 1. Введение

1.1.

 

Введение

2

1

1

2.

Тема 2. Анималистика

2.1.

 

В мире животных

2

1

1

2.2.

 

Особенности анималистического жанра

2

1

1

2.3.

 

Выставка работ «Братья наши меньшие»

2

 

2

 

Тема 3. Наш зоопарк

3.1.

 

Домашние питомцы

2

 

2

   3.2

 

Пернатые друзья

2

1

1

3.3.

 

Подводный мир

2

1

1

3.4.

 

“Зоовикторина”

2

1

1

 

Тема 4. Охраняем природу

4.1.

 

Экологическая азбука

2

1

1

4.2.

 

Зелёная улица

2

1

1

4.3.

 

Наши добрые дела

2

 

2

4.4.

 

Экологическая листовка

2

1

1

4.5.

 

Юные художники природы

2

 

2

5

Тема 5. Экология в картинках

5.1

 

Итоговое занятие

2

1

1

Итого часов:

28

10

18

                                                                  

Содержание учебного плана:

Тема 1. Введение (2 часа)

Теория: Знакомство обучающихся с основными видами деятельности, предусмотренными программой. Инструктаж по охране труда на учебных занятиях в помещении, в природе. Организация рабочего места. Обсуждение темы что такое экология, экологическая грамотность и культура, понятий окружающая среда, среда обитания, связи в природе;

Практика: Рассказ, беседа, отгадывание кроссворда, рисование на тему «Как я представляю природу».

 

 Тема 2. Анималистика (6 часов).

Теория: Разнообразие животного мира планеты. Редкие виды животных Ульяновской области, причины сокращения их численности и меры по их охране. Анималистика в изобразительном искусстве. Особенности жанра. Известные художники анималисты. Знакомство с творчеством художников – анималистов. Геометрические модели в помощь художникам анималистам.

Практика: рассказ, беседа, отгадывание кроссворда, сообщения обучающихся о редких представителях животного мира Ульяновской области, творческая работа «Страницы Красной Книги Ульяновской области». Рисование животных - тематическое рисование, рисование по памяти, рисование по представлению, рисование с натуры, работа с трафаретами, сюжетный рисунок.

Творческая работа на тему: «Братья наши меньшие». Подготовка паспарту для рисунков. Оформление выставки.

 

Тема 3. Наш зоопарк (8 часов).

Теория: Беседа о домашних любимцах. Правила ухода за домашними животными. Птицы рядом с нами. Разнообразие птиц на территории Ульяновской области, представители редких видов. Причины сокращения численности пернатых. Меры по их охране. Разнообразие живых обитателей в водах рек, озер, морей и океанов.  Экологические проблемы в среде обитания представителей подводного царства. Аквариум и его обитатели. Разнообразие животного мира. Значение экологических мероприятий для улучшения среды обитания животных.

Практика: Наблюдение и уход за животными живого уголка. Творческая работа «Мой питомец». Творческая работа «Птицы рядом с нами», отгадывание загадок, дидактическая игра «Чей клюв?» Изображение обитателей подводного мира (рисунки и живописные работы).

 Викторина на тему многообразия животного мира планеты «Зоовикторина»

 

Тема 4. Охраняем природу (10 часов)

Теория: Правила экологически грамотного поведения в природе. Важная роль зеленых насаждений в оздоровлении атмосферы, необходимость бережного отношения к природе населенных пунктов. Роль парков и скверов для городской среды. Принципы и правила рационального природопользования, экономия природных ресурсов, вторичная переработка. Что такое экологическая листовка. Экологическая пропаганда среди населения. Юные художники природы – организация творческого конкурса рисунков.

 

Практика: Дидактическая игра «Экологическая тропа». Творческая работа «Войди в природу другом». Экскурсия на «Черное озеро» Способы ремонта книг. Практическая работа по ремонту книг. Изготовление поделки из бумаги (закладки для книг) Изготовление экологической листовки «Берегите воду»

Творческая работа на тему «Юные художники природы»

 

Тема 5. Экология в картинках (2 часа)

Теория: Итоговое занятие по окончании курса освоения программы. Беседа, анкетирование, дидактическая игра «Кто прав?»

Практика: Творческая работа на тему «Экология в картинках»

 

                                       

                               Планируемые результаты освоения программы

  • приобретение опыта эмоционально-ценностного, доброго отношения к окружающему миру, стремления развивать в себе чувства наблюдательности, чуткости, доброты, отзывчивости к людям и живой природе;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

 

                         Перечень материалов и оборудования к программе

                                                        «Анималистика»

 

  • Презентации по темам программы;
  • Пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
  • Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор;
  • Бумага плотная, формат А4, А3.
  • Краски гуашь, акварель, кисточки для рисования
  • Клей ПВА, «Момент», клей-карандаш, кисточки для клея
  • Ножницы большие и маленькие
  • Цветной картон, цветная бумага
  • Мультимедийное оборудование
  • Комплект методических материалов: дидактические игры, карточки с заданиями для самостоятельного выполнения практических заданий, презентации для освоения учебных тем, викторины с вопросами по учебным темам, конспекты занятий и сценарии праздников, технологические карты к занятиям, сборник тестовых заданий.

                                                    

                                                  Формы аттестации

В процессе освоения программы проводится входная диагностика для оценки знаний учащихся и возможностей освоения учебного материала. Текущая диагностика осуществляется в виде наблюдения, устного опроса, самостоятельных работ, по каждой теме проводятся итоговые занятия в виде игр, конкурсов, итоговые викторины, выставки рисунков. В конце курса обучения по программе предусмотрено проведение итоговой аттестации.

 

                                                   Список литературы

Литература для педагога:

1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 14.12. 20125 №273 ФЗ.

2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2014 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин  2.4.4.1251-03».

3. Жигарев А., «Основы экологии», сборник задач, упражнений, практических работ. «Дрофа», 2002г.

4. Зверев Д., «Практические занятия по экологии». М: «Просвещение».1998г

5. Криксунов Е.А., «Экология» «Дрофа», 2001г.

6. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведениюТекст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.

 

Литература для учащихся:

1. Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. – Москва, ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2003;

3. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - Москва, ООО «Издательство АСТ», 2003.

4. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.