Анализ подготовки проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России
Автор: Пухова И.Г.
учитель физической культуры
МБОУ Щелковская гимназия
Анализ подготовки проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России
Аннотация: В статье рассматривается организационная часть Чемпионата мира FIFA 2018 и процедура выбора принимающей страны, инфраструктура, финансовые аспекты и правовая реформа FIFA.
Ключевые слова: Чемпионат мира FIFA, организация турнира, инфраструктура, инвестиции, анализ структуры расходов, механизм принятия решений, правовая реформа.
Стремительными темпами в последние десятилетия развивается физическая культура и спорт, которая уже превратилась в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий. Впервые в своей истории, Россия станет страной-хозяйкой 21-го Чемпионата мира по футболу FIFA[1], финал которого пройдет в РФ с 14 июня по 15 июля 2018 года. Данный чемпионат придаст импульс для усовершенствования спортивной инфраструктуры, создание благоприятных условий для туризма, привлечения инвестиций, повышения интереса к спорту и пропаганде здорового образа жизни, а также, такие спортивные проекты улучшают имидж государства.
В марте 2009 года FIFA заявила, что на проведение чемпионатов 2018/2022 годов было принято 9 заявок, которые подали: Англия, США, Австралия, Индонезия, Россия, Мексика, Япония, Также было подано две совместные заявки: от Испании и Португалии и вторая — от Бельгии и Нидерландов. Международная федерация футбольных ассоциаций, руководствующаяся действующим положением о ротации континентов, из числа претендентов были исключены США, Индонезия, Австралия, Мексика, и Япония. Таким образом, в голосовании приняли участие четыре заявки: от РФ, Англии и двух совместных заявок: Испании — Португалии и Бельгии — Нидерландов. В декабре 2010 года в Цюрихе по результатам голосования было принято решение отдать РФ право проведения Чемпионата мира 2018 года. Уже во втором туре, набрав более половины голосов, Россия одержала победу.
В подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 первым шагом стал выбор городов, которые примут матчи турнира. Изначально в заявку вошли 13 городов, однако в меру слабой подготовленности инфраструктуры два города-кандидата были лишены права проведения матчей. Матчи ЧМ-2018 примут 12 арен в 11 городах, две из которых в Москве и по одной в остальных городах-организаторах.
№ |
Город |
Название стадиона |
Вместимость, тыс.чел |
1 |
|
«Лужники» |
81 000 |
«Открытие Арена» |
45 000 |
||
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
Саранск |
«Мордовия Арена» |
45 015 |
6 |
Самара |
«Самара Арена» |
44 918 |
7 |
Сочи |
«Фишт» |
44 000 |
8 |
Ростов-на-Дону |
«Ростов Арена» |
43 702 |
9 |
Калининград |
Новый стадион |
35 015 |
10 |
|
|
|
11 |
|
|
|
|
Формат финального турнира 2018 года: 32 команды, получившие право выступить в финальном турнире, разделены на 8 групп, по 4 команды в каждой. В стадию плей-офф выходят 16 команд, из которых: 8 победителей групп и 8 команд, занявших второе место. На стадии плей-офф соревнования будут традиционно проводиться по олимпийской системе (с выбывaнием) — 1/8 финала, 1/4 финала, полуфиналы, матч за 3-е место и финал.[2]
Подготовка регионов России к Чемпионату мира включает в себя реконструкцию и строительство спортивных сооружений, а также создание сопутствующей инфраструктуры. Следовательно, это значительные финансовые вложения в данный сегмент, а также решение экономико-географической проблемы, связанной с межрегиональной дифференциацией, которая провоцирует пространственные дисбалансы в развитии инфраструктуры. Помимо спортивной большое значение имеет модернизация туристической инфраструктуры, которая включает развитие транспортной, гостиничной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Например, в конце 2015 года пресс-служба Минкомсвязи РФ запустила проект по построению единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры во всех городах-организаторах Чемпионата мира 2018.
Если взглянуть на структуру расходов, направленных на развитие физической культуры и спорта с 2011г. по 2016г., то доля внебюджетных поступлений заметно возросла: объем инвестиций увеличился на 220,34%[3]. Данные рассмотрены с 2011 года, потому что ранее «Физическая культура и спорт» входили в раздел «Здравоохранение».
Инвестиции в инфраструктуру регионов под Чемпионат мира довольно велики. Подготовка к ЧМ FIFA 2018 предусматривает финансирование за счет средств федерального бюджета и утверждена постановление Правительства РФ от 20 июня 2013 года №518, а также федеральным законом, регулирующим строительство и реконструкцию стадионов №108 «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018». Совокупный объем расходов из федерального бюджета и частных инвесторов составляет около 360 млрд.руб, распределенных по мере необходимости среди всех городов-организаторов. Проблема последующего применения инфраструктуры после окончания Чемпионата мира остается актуальной, поскольку прибыли от инвестиций еще несколько десятков лет не будет, и многие эксперты подвергают критике дальнейшую самоокупаемость стадионов.
Международная федерация футбола (FIFA) существует более ста лет и объединяет регионы, страны и народы посредством популяризации футбола в глобальном масштабе, учитывая объединяющий и культурный потенциал, что приводит к решению ряда интеграционных задач. FIFA включает множество футбольных Ассоциаций и занимается организацией соревнований мирового уровня: ЧМ FIFA, ЧМ FIFA среди женщин, молодежные и юношеские ЧМ, клубный ЧМ и Кубок конфедераций.
Механизм принятия решений в FIFA претерпел ряд изменений. Заявки о проведении Чемпионата мира 2018 рассматривались в ранее действующем Уставе FIFA в редакции 2011 года, решение о выборе страны проводил Исполком тайным голосованием и принималось абсолютным большинством. Устав редакции 2010 года существовала норма, по которой запрещалось проводить турниры два раза подряд на одном и том же континенте. Руководство FIFA на тот момент не сочло необходимым менять существующее положение дел. Также процедура подачи «двойных заявок»[4] не принималась. Данные нормы привели к столкновению интересов при выборе страны, принимающей Чемпионат. Страны Европы, в случае проигрыша, лишались права в течение последующих 8 лет подавать заявку.
Сложность толкования правил и частые коррупционные скандалы, подрывали имидж FIFA. Например, конфликт, разразившийся между Россией и Англией в период голосования в 2010 году и обвинение Катара и России в подкупе голосов, поставил Руководство FIFA в сложное положение. Причина в зависимости FIFA от внешних инвесторов, участвовавших в конфликте. Впоследствии FIFA в 2016 году провела реформирование своей структуры, устава и процедуры выборов:
-ассоциация имеет право поддержать только одного кандидата;
- ужесточились требования к кандидатам – лицо обязано вести активную деятельность как сотрудник FIFA или как игрок в течение 10 лет до выдвижения своей кандидатуры;
-Президент лишился части привилегий, что ослабило его влияние в исполнительных и финансовых структурах;
- увеличилась численность совета, и ввелись сроки на занятие определенных должностей;
- и др.
Тем самым FIFA пыталась решить проблему влияния субъективных факторов на решение организационных и финансовых вопросов.
Значимость Чемпионата мира FIFA 2018 отражается в мировой популяризации футбола, сплочении стран, сохраняя их культурные особенности, развитии инвестирования и поддержании имиджа стран, а также носит социально значимый характер и мотивирует к здоровому образу жизни.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
URL: http://base.garant.ru/12112604/
2. Постановление Правительства РФ от 20.06. 2013г. №518
URL: http://base.garant.ru/70403652/
3.Федеральный закон Российской Федерации от 19.12.2016г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209150/
4. Федеральный закон Российской Федерации от 7.06.2013г. №108 «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018».
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147218/
5. Министерство спорта Российской Федерации
URL: https://www.minsport.gov.ru/
6. Бобровский Е.А. Улучшение состояния спортивной инфраструктуры как инструмент популяризации спорта в регионе// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017- №3
7. Желтов В.П., Желтов М.П. Механизмы принятия решений.
URL: https://www.science-education.ru/pdf/2015/2/590.pdf
8. Левин Е.А. Ассимиляция спорта и политики в современном мире. Спб , 2015
9. Левин Е.А. Футбол как феномен общественно-политической жизни в современном
мире. Спб, 2015
10. Никитина Ю.Н., Морозова С.А. Анализ инвестиций в Чемпионат мира по футболу
2018г.// Актуальные аспекты современно науки. – 2014, №6
[1] Чемпионат мира FIFA – это главный международный турнир по футболу, который проходит раз в четыре года;
FIFA – Международная федерация футбольных ассоциаций.
[2] http://welcome2018.com/journal/materials/chm_2018/
[3] данные Министерства спорта РФ
[4] Заявка, в которой две страны совместно принимают чемпионат