Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Анализ красоты и трагедийности любви в повести А. Куприна «Гранатовый браслет»

Колледж АлтГУ Алтайский край г.Барнаул

 

Анализ красоты и трагедийности любви в повести 
А. Куприна «Гранатовый браслет»

 

преподаватель русского языка и литературы

Антипова Виктория Сергеевна

 

 

Конспект учебного занятия по литературе
Анализ красоты и трагедийности любви в повести
А. Куприна «Гранатовый браслет»
 
Цель: проанализировать красоту и трагедийность любви в повести.
Задачи:
– актуализировать понятие сильной позиции в художественном тексте;
– отметить символический аспект повести (символ «гранатового браслета»);
– охарактеризовать музыкальный код в повести;
– осмыслить трагический финал повести.
 
Тип практического занятия: комбинированный.
 
Оборудование:
1) повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»;
2) соната L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2) Largo Appassionato;
3) кроссворд;
4) иллюстрации к произведению;
5) цветные карандаши.
 
Преподаватель: Антипова В.С.
 
План практического занятия
1. Орг. момент.
– Здравствуйте, уважаемые студенты! Все ли присутствуют? Кого нет на паре?
 
2. Вступительное слово преподавателя.
– Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Александра Ивановича Куприна. Как считал Александр Куприн, «не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».
 
3. Проверка знания текста.
– Давайте запишем тему практического занятия, она на доске. В воспоминаниях современницы автора повести «Гранатовый браслет» писательницы Надежды Теффи есть такие слова: «Читатели Куприна любили… Может быть, оттого, что писал он просто… честно писал, не красуясь и не презирая читателя». Прочитали повесть? Понравилась?
 
– Вспомним повесть. Для этого предлагаю вам заполнить кроссворд, поработав в парах. Пользоваться текстом нельзя, вспоминайте прочитанное. На эту работу – не более 5-7 минут.
Кроссворд у всех студентов лежит на партах (приложение 1).
 
1. Какая фамилия главной героини? (Шеина)
2. Симфония какого композитора вынесена в эпиграф повести? (Бетховен)
3. На какой праздник Вера Николаевна получила неожиданный подарок? (Именины)
4. Какой подарок получила Вера Николаевна от поклонника? (Браслет)
5. Имя брата Веры Николаевны. (Николай)
6. Фамилия поклонника Веры Николаевны. (Желтков)
7. Имя сестры Веры Николаевны. (Анна)
8. Что превратила в дамский carnet сестра Веры Николаевны? (Молитвенник)
9. Фамилия генерала, «дедушки» сестер. (Аносов)
10. Дополните цитату: «Да святится имя …» (Твое)
 
– Все справились? Уверены в правильности своих ответов? Давайте проверять. Есть желающие?
Один студент зачитывает ответы, остальные проверяют правильность. Если возникают вопросы, то происходит совместное обсуждение.
 
4. Работа по теме практического занятия.
– Аносов, выслушав рассказ Веры о любви «какого-то безумца» (это выражение Веры), задумчиво, очень серьёзно проговорил: «Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а – почём знать? – может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и не способны мужчины». Сегодня мы с вами будем разбираться, была ли такой любовь в повести «Гранатовый браслет»: красивая, но трагичная.
 
– Какую цель ставим на это практическое занятие? Задачи?
 
– Александр Иванович Куприн написал повесть – а по объему это именно повесть, а не рассказ – «Гранатовый браслет» в 1910 году, а опубликовал произведение на следующий год. Писатель никогда не скрывал, что в основе произведения лежала совершенно реальная история.
 
Этот случай произошел с российским государственным деятелем Дмитрием Любимовым, губернатором Виленской губернии. Любимов был человеком высокопоставленным и достаточно известным в свете. Любимов был женат на Людмиле Туган-Барановской, сестре знаменитого в те годы экономиста Михаила Туган-Барановского.
 
Однажды, когда Любимовы еще жили в Петербурге, Людмилу Ивановну начал преследовать некий аноним. Он писал ей письма, признавался в любви и даже прислал цепочку в подарок на Пасху. Возмущенные этим поступком, муж и брат женщины решили, наконец, вычислить преследователя и потребовать объяснений. Им оказался мелкий почтовый чиновник по фамилии Жолтиков. Любимов и Туган-Барановский нагрянули к нему домой, поговорили с ним, как известно, достаточно резко – и на этом история завершилась. Без трагических последствий: Жолтикова впоследствии перевели из Петербурга по неким служебным надобностям.
 
Сам Куприн признавался, что этот случай его очень тронул.
 
– Мы неоднократно с вами говорили о сильных позициях в тексте. Что ими является? Заглавие, эпиграф, первое предложение текста. Предлагаю начать с первого предложения. Давайте зачитаем его вслух.
В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря.
 
– Какое слово бросается в глаза? На что мы обращаем внимание? Нас что-то настораживает?
Слово «вдруг». Все было тихо и спокойно до «вдруг». «Вдруг» – деление на «до» и «после». Читая буквально первое предложение, мы можем догадываться, что произойдет какое-то событие, которое изменит судьбы героев. Это действительно так? 
Да, это так. Этим «вдруг» в повести является подарок – гранатовый браслет.
 
– Почему повесть называется именно так? Это сильная позиция любого художественного произведения.  
Подарок дает толчок событиям, именно он служит отправной точкой для объяснения героя, для проявления той самой настоящей любви.
 
– А как бы вы назвали это произведение?
Ответы студентов.
 
– Что подарил на именины Желтков Вере Николаевне? Давайте найдем описание подарка и зачитаем.
Студент зачитывает описание.
 
– Предлагаю вам изобразить этот браслет в своих тетрадях. Для этого вам понадобятся цветные карандаши.  На работу – 10 минут. Я не оцениваю ваши художественные способности, важно, чтобы вы представили себе гранатовый браслет, подарок Веры Николаевны.
 
– Есть желающие показать свой рисунок? Смотрим, обсуждаем, удался ли он, по тексту или нет.
Студенты представляют свои рисунки, группа оценивает, насколько точно (по тексту) изображен подарок.
 
– Вернемся к тексту. Сразу после описания браслета идет важное замечание Веры. С чем сравнивается браслет?
«Точно кровь» – символ. Появилась кровь, в итоге – смерть. По центру украшения в окружении красных гранатов располагается один зеленый – очень редкий камень. Символичным оказывается цвет гранатов: зеленый традиционно ассоциируется с жизнью, а красный – с кровью.
 
– К подарку было приложено письмо, в котором говорилось, что браслет – это семейная реликвия и талисман: «…он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти». Скажите, в чем он проявился дар предвидения? Что предвидела княгиня?
Смерть Желткова.
 
– Поговорим о символе, о гранатовом браслете. Этот символ помогает понять силу чувств Желткова. В его письме читаем: «Этот браслет принадлежал ещё моей пробабке…его носила моя покойная матушка». Значит, он дарит самое дорогое – семейную реликвию. Что видит в браслете Вера Николаевна? Чего лишается Желтков, подарив браслет?
Вера Николаевна с пренебрежением принимает подарок, он ей не нужен. Желтков же лишается защиты.
 
– Смотрите, у меня есть портреты героев: Веры Николаевны и Желткова. Так ли вы себе их представляли? Давайте зачитаем описания героев.
Преподаватель показывает портреты, студенты делятся своими впечатлениями. После зачитывают портреты из текста, чтобы убедиться, верно ли представляли героев.
 
– Герои знакомы лично? Что их связывает?
По сути, именно письма.
 
– Сколько писем пишет Желтков? Со сколькими мы с вами знакомимся, имеем возможность прочитать?
Писем много, однако, после письма Веры Николаевны они приходят только по праздникам.
 
– Поработаем с первым письмом. Как можно охарактеризовать любовь Желткова? Желтков принимает своё чувство как божий дар, как великое счастье. Докажите эту мысль текстом.
 
– После какого события Вера получает второе письмо? Что понимает княгиня?
После встречи мужа и брата с Желтковым. В пересказе супруга, Вера понимает, что Желтков планирует покончить с собой. И оказывается права. В газете она видит сообщение о самоубийстве Желткова «по причине растраты казенных денег».
 
– Отметим, как Вера читает это письмо?
Читает «с нежностью, которой она в себе не ожидала». В нем поклонник пишет, что жизнь без возможности любить Веру для него бессмысленна и что он уезжает.
 
– Какая фраза повторяется? Почему в конце произведения появляется мотив молитвы?
Молитва как искреннее обращение, как проявление настоящих чувств, а также символ бессмертия.
 
– О чем просит в этом письме Желтков возлюбленную?
«…если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur № 2, op. 2» – вторую часть Второй сонаты Людвига ван Бетховена Largo appassionato. Именно эта часть сонаты вынесена в эпиграф «Гранатового браслета».
 
– Что такое эпиграф?
Традиционно эпиграфом называют цитату, помещенную в начале произведения либо отдельных его частей. Эпиграф рассматривается как текст, направляющий и формирующий процесс восприятия произведения.
– Давайте послушаем вторую часть Второй сонаты Людвига ван Бетховена Largo appassionato. Постарайтесь отметить, как «течет» музыка – ровно, плавно, обрывается…
Студенты слушают сонату, фиксируют в тетрадь течение музыки.
 
– Какие чувства у вас вызвало это музыкальное произведение?
Студенты делятся своими впечатлениями.
 
– Эпиграф к рассказу – музыкальная фраза из второй сонаты Л. Бетховена, в финале звучит фрагмент из этого музыкального произведения. Благодаря такой композиции возникает ощущение, словно рассказ пронизан музыкой, которая звучит в финале как гимн прекрасной душе и благородной любви.
 
– Вторая часть сонаты Largo appassionato – это медленная, красивая мелодия, которая течет плавно, неспешно. В шестом такте в ней совершенно неожиданно появляются тревожные ноты, которые затихают спустя два такта, и мелодия продолжает звучать лирично, спокойно, будто ничего и не было.
Этот момент был очень важен для Куприна. Он часто и подолгу слушал вторую сонату Бетховена и хотел, чтобы атмосфера «Гранатового браслета» соответствовала характеру этой музыки: largo – медленно, appassionato – страстно.
 
– Как это связано с повестью? Как нашло такое звучание в «Гранатовом браслете»?
Такой получилась повесть, ее звучание: страстной и томительной. А жизнь ее героев, размеренная и привычная, как и музыка, прерывается тревогой – но лишь на миг, после чего плавно возвращается на круги своя.
 
– Музыка сонаты Бетховена связана с сюжетом и композицией рассказа. Она выделяет наиболее важные эпизоды. Именно в этих эпизодах упоминается соната или звучит. Давайте перенесем главы на музыку.
 
Экспозиция 1 главы сменяется описанием именин В.Н., которому посвящена большая часть рассказа, со 2 по 9. Куприну важно показать быт, интересы, семейные отношения, круг общения княгини Шеиной и вместе с тем определённого сословия. В этой части музыки нет, все идет тихо и спокойно, однако Куприн усиливает тревогу. В 10 главе брат и муж Веры общаются с Желтковым, а в 11 становится известно о смерти последнего. Однако тут можно проследить мотив бессмертия: известие о смерти сопровождается письмом. Возникает сомнение: может быть, Желтков жив? Но нет. В этом моменте подключается надрыв музыки, пиковая точка тревоги и напряжения. Начиная с письма в текст повести входит соната.
 
Трагическая тональность сонаты, передающая характер любви Желткова, обогащает мотивами бессмертия и вечности любви.
 
Тревожное настроение сохраняется и в 12 главе. Вера Николаевна читает в записке, переданной хозяйкой квартиры: «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato». Желтков пытался соединить две судьбы, продлить жизнь и любовь даже после смерти, музыкой бетховенской сонаты. Это становится ещё очевиднее в последней, 13 главе, которая является главной кульминацией «Гранатового браслета» и вся построена на описании звучащей бетховенской сонаты, той музыкальной трагедии, трагедии любви, которая бывает один раз в тысячу лет. Желтков и В.Н. снова вместе – и уже навсегда, пока будет звучать вечная музыка Бетховена.
 
Таким образом, повесть начинается и заканчивается звучанием бетховенской сонаты, что образует необычное композиционное кольцо – музыкальное.
 
– Как заканчивается повесть?
Вера отправляется на квартиру покойного, чтобы проститься. И именно там она понимает, что это была «та самая любовь». После, уже вернувшись домой, Вера просит пианистку Женни Рейтер сыграть ей что-нибудь – и та, разумеется, играет вторую часть второй сонаты.
 
– Почему финал именно такой? Трагический? С чем это связано?
Современное общество максимально далеко от общества сословного, в котором жили и герои повести, и их прототипы, и сам Куприн. В 1917 году сословное деление людей на социальные группы, члены которых отличались по своему правовому положению и происхождению, было отменено – и сегодня мы с трудом представляем, что чувствовал человек неблагородного происхождения.
 
Драма в повести Куприна – это драма не просто отвергнутого поклонника. Это драма человека низшего сословия, которого не принимают и никогда не примут «выше». Это драма человека, который по определению не может преодолеть разрыв между собой и своей возлюбленной, как бы хорош он ни был и каких высот он бы ни достиг.
 
– Но все-таки Желтков – это не «маленький человек», образ которого закрепился в литературе. Каким эпизодом мы можем это доказать?
Сценой объяснения Желткова с Николаем и Василием.
 
– После угрозы обратиться в полицию Желтков меняется: становится уверенным. Почему так происходит?
Раньше вопросы чести, особенно чести дамы благородного происхождения, решила только дуэлью. Но для Мирзы-Булат-Тугановского Желтков не является достойным дуэли, поэтому он не удостаивает его вызова. Решение такого вопроса посредством привлечения сил извне, при помощи власти, оскорбляет Желткова. Несмотря на бедность, он обладает чувством собственного достоинства. Поэтому после оскорбления Желтков ведет себя уверенно, а порой даже надменно. 
 
От своей любви Желтков не отказывается даже под угрозой. Он считает, что такой любовью его наградил Бог, что ничего дурного в ней нет.
 
5. Итог занятия.
«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. <…> Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться», – говорил генерал Аносов. Действительно любовь, любовь-трагедия, изображена в повести?
Тема романтической любви глубока и притягательна. Несмотря на трагедию, любовь остается в памяти величественной и светлой.
 
– Сегодня все хорошо поработали. На этом произведении у нас заканчивается проза и начинается поэзия: мы приступаем к Серебряному веку. Первый поэт, с которым мы начнем с вами работать уже со следующей недели, – Александр Блок. Вам необходимо прочитать поэму А.А. Блока «Двенадцать» и выучить любое стихотворение поэта.

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ