Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Активизация познавательной деятельности на учебных занятиях по истории как средство повышения качества знаний»

ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России Бурцева В.В.»

Автор: Еренкова Валентина Михайловна, преподаватель истории

«Активизация познавательной деятельности на учебных занятиях по истории как средство повышения качества знаний»

Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся всегда остается актуальной. Всем хорошо известно, что какими бы высокими ни были замыслы педагога, они не будут осуществимы, если у детей нет желания учиться. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы, используя новые образовательные  технологии и методы, приёмы и формы учебной деятельности, обеспечить положительную мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности на своих уроках.

Эту задачу в своей работе, я решаю путем применения таких технологий, которые соответствуют реальным возможностям учебного процесса и побуждают обучающихся к активной познавательной деятельности. Это такие технологии, как:

· технология развивающего обучения;

· игровые технологии;

· технология проблемного обучения;

· информационно-коммуникативные технологии.

- кейс-технология

Применение новых информационных технологий ,мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность студентов, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность обучающихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках: - тематические презентации, - теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме, - видеофрагменты и видеосюжеты, - карты, - картосхемы, - таблицы и многое другое. Эффективным для активизации познавательных интересов обучающихся является использование интерактивных карт.

Особая роль преподавателя на уроке – в основном сопровождающая; координирующая – он вооружает своих студентов технологией деятельности и соответствующими способами работы; он создаёт условия для реализации интеллектуального потенциала каждого студента. Очень многое зависит от мастерства, эрудиции преподавателя, т.к. это всё оказывает опосредованное воздействие на студентов.

У каждого из нас огромный арсенал любимых приёмов и методов активизации познавательного процесса. Для каждого типа урока они свои. Я покажу вам эти приёмы и формы активизации на уроке «Повторение и обобщение». Все мои уроки разноплановы, но в какой-то степени однообразны, т.к. неотъемлемым  постоянным атрибутом являются такие элементы как:

  • эпиграф;
  • проблемные вопросы;
  • разминка;
  • видеофрагмент как эмоциональная форма;
  • активные приёмы и формы деятельности.

В процессе обучения стараюсь, чтобы обучающиеся во время урока не были пассивными слушателями, а активно участвовали в учебном процессе. Действительно, правильно выбранный метод достижения определенных целей играет важную роль в достижении желаемого результата. От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока, способы активизации познавательной деятельности учащихся, применение нетрадиционных форм урока и т.д.

 Сегодня нам необходимо формировать учебную деятельность как способ активного добывания знаний. Поэтому в процессе обучения стараюсь, чтобы студенты не были пассивными слушателями, а активно участвовали в учебном процессе.

В своей работе использую следующие активные методы:

· работа в малых группах,

· творческие задания,

· дидактическая игра,

· работа с документами,

· мозговой штурм,

· проблемные задания,

· метод проектов.

Также для повышения познавательного интереса и активности обучающихся использую межпредметные связи и дифференцированный подход в процессе обучения.

На уроках стараюсь организовать учебную деятельность так, чтобы побуждать студентов мыслить, рассуждать, искать. Поэтому большое значение отвожу организации самостоятельной работы обучающихся.

Источниками знаний при организации самостоятельной работы обучающихся являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати, Интернет.

Работа с разными источниками помогает глубже осмысливать содержание учебного материала, поэтому уже на начальных этапах обучения использую на уроках фрагменты исторических текстов. Основной задачей работы на этом этапе является внимательное чтение, понимание, интерпретация текста. Такая работа с текстом учит школьников выделять проблему, выяснять ее сущность, определять варианты подходов к ее решению.

В более полном объеме работу с различными источниками организую в сильных группах, где провожу проблемно-лабораторные занятия. Такие уроки провожу по темам: «Декабристы», «Эпоха реформ 1860-х», «Внешняя политика России в начале XX века», «Россия 1917 года», «Великая Отечественная война». Материалы группируются по проблемам, изучаются в группах. Обучающиеся отвечают на вопросы к документам, сопоставляя их, готовят сообщения, выражая свою личностную оценку того или иного факта. Такие занятия не только повышают познавательную активность, но и развивают навыки источниковедческого анализа:

· интерпретация документа;

· выяснение значения неизвестных слов, терминов, имен, названий, употребленных в документе;

· определение позиций автора документа;

· оценка сути и значения документа.

К тому же, работа с документами помогает решать задачу проблемного обучения, при котором знания, подлежащие усвоению, не задаются обучающимся в готовом виде, а добываются ими самостоятельно.

Широко применяю проблемный подход (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций). В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.

Виды ситуаций:

- ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

- ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

- ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;

- ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

 - ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;

 - ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;

- ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.

Особое внимание уделяю обсуждению персоналий. Студенты , как правило, симпатизируют одним историческим деятелям, а другие вызывают у них неприязнь. На обобщающих уроках предлагаю вопросы: какие исторические деятели определенного периода заслужили ваши симпатии? Объясните почему. Какие деятели вызывают ваше осуждение? Почему. Использование вопросов такого типа стимулирует учащихся высказывать оценочные суждения, личностный взгляд на полученную информацию.

Для организации рефлексии использую также прием составления синквейна (от франц. «пять») - стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам. Правила написания синквейна:

1. Первая строка - называется одним словом тема (существительное).

2. Вторая строка - описание темы двумя словами (прилагательными).

3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувство).

5. Пятая строка - синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Составление синквейна вызывает особый интерес учащихся и помогает занять более активную позицию на уроке. Учащиеся работают в парах, обсуждают, предлагают свои версии.

Как уже было сказано, задача современной системы образования состоит не столько в том, чтобы передать учащимся как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить их добывать эти знания и ориентироваться в обширном море информации.

Решение новых педагогических задач, по существу, приводит к вовлечению педагогов и учащихся в новую образовательную методологию, которая формируется в условиях развития информационного общества. Сегодня наиболее мощным техническим средством, безусловно, является компьютер. Использование ИКТ:

· конкретизирует материал;

· создает наглядные образы исторических эпох и исторических личностей;

· формирует более целостное представление о прошлом человечества;

· повышает познавательный интерес учащихся;

Поэтому, развивая творческий потенциал учеников, формируя заинтересованность в глубоком изучении темы, в своей практике использую некоторые возможности информационно-коммуникативной технологии. Прежде всего, речь идет об использовании презентаций Microsoft Power Point, к созданию которых привлекаю учащихся. Ребята индивидуально или по группам создают презентации на различные темы по истории Отечества.

Итак, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей обучающихся имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности студентов в целях реализации личностно — ориентированного развивающего подхода. Любой преподаватель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для обучающихся. Только творчески работающий педагог может добиться у обучающихся. интереса к своему предмету, желания изучать его, а, следовательно, хороших знаний.

С использованием активных методов обучения информационных технологий обучения повысился интерес у студентов к предмету, обеспечена объективность в оценке  их знаний, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и тестов. Обучающиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие исторические процессы, полученные знания применяются на практике.

В чем инновационность моей деятельности: - в развитии творческой индивидуальности обучающихся; - в формировании у обучающихся способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие задачи; - а также в развитии общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта; - в определении структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа; - в развитии критичности мышления.

Апробированные мною методы и технологии развития у обучающихся активной познавательной деятельности на уроках истории:

 - позволяют проявить обучающимся их личные качества, направленность ума, воли, чувств;

 - повышают мотивацию к учению;

- развивают познавательную активность;

 - вызывают интерес к предмету;

 - дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;

- способствуют повышению качества знаний
Таким образом, те приемы и методы обучения, которые я использую в своей работе, позволяют решать задачи современного образования, которое нацелено на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

 Все мои уроки проблемные, личностно-ориентированные с использованием компьютерных технологий, коллективных форм работы. На них реализуется педагогика сотрудничества, имеют место разнообразные виды деятельности, идёт быстрая смена видов деятельности, применяются активные методы обучения:

  • взаимопомощь, самооценка;
  • присутствует эмоционально – психологический аспект
  • есть место ситуации успеха.

Но управлять учебным процессом на уроке, где большую часть урока активно работают студенты, должен преподаватель.

Эти уроки учат творчески мыслить, вооружают умением учиться.